Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Хозяюшка».
Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:
рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
анализ дивидендной политики исследуемой организации;
разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ…………………………………………………………………….
1.1 Фонды предприятия, которые создаются из прибыли……………
1.2 Цели, задачи, факторы и принципы распределения прибыли предприятия……………………………………………………………..
1.3 Дивидендная политика акционерных обществ и факторы, влияющие на неё…………………………………………………………
2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»……...
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хозяюшка»……………………………………………………………..
2.2 Анализ формирования прибыли компании в 2010-2012 гг……….
2.3 Анализ использование прибыли и выплаты дивидендов
2010 – 2012 гг…………………………………………………………….
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»………………………………………………………………
3.1 Разработка новой дивидендной политики…………………………
3.2 Планирование прибыли на 2013 год и размера дивидендов, их влияния на курс акций ОАО «Хозяюшка»…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Финансы предприятий курс.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)


Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования

(на примере  ОАО «Хозяюшка») 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические  основы распределения прибыли и  формирование дивидендов акционерных обществ…………………………………………………………………….

 

 

5

1.1 Фонды предприятия,  которые создаются из прибыли……………

5

1.2 Цели, задачи, факторы  и принципы распределения прибыли  предприятия……………………………………………………………..

 

9

1.3 Дивидендная политика акционерных обществ и факторы, влияющие на неё…………………………………………………………

 

13

2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ  ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»……...

21

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Хозяюшка»……………………………………………………………..

 

21

2.2 Анализ формирования  прибыли компании в 2010-2012 гг……….

26

2.3 Анализ использование  прибыли и выплаты дивидендов 

2010 – 2012 гг…………………………………………………………….

 

34

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ДИВИДЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»………………………………………………………………

 

38

3.1 Разработка новой  дивидендной политики…………………………

38

3.2 Планирование прибыли на 2013 год и размера дивидендов, их влияния на курс акций ОАО «Хозяюшка»…………………………….

 

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

50


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается  в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Правильно выбранная дивидендная политика указывает на уровень профессионализма менеджмента компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в частности как инвестиционно-привлекательного объекта. Дивидендная политика должна соответствовать общим целям компании, одной из задач которой является максимизация богатства акционеров. Однако дивидендная политика существует не только для удовлетворения потребностей определяемых под общим понятием «обогащение акционеров», но, как и прибыльное применение дивидендов внутри компании, могущее повлиять на структуру капитала и финансирование компании.

Кроме того, дивидендная политика может оказать существенное влияние на цену акций компании.

Объектом исследования является ОАО «Хозяюшка», а предметом – прибыль и дивидендная политика.

Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Хозяюшка».

Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:

  • рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
  • анализ дивидендной политики исследуемой организации;
  • разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.

Для решения поставленных задач использованы методы анализа, синтеза, сравнения, моделирования.

Работа состоит из введения, заключения и трех глав.

В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты дивидендной политики.

Вторая глава работы предполагает более детальный анализ дивидендной политики уже конкретного  предприятия ОАО «Хозяюшка», где приводится организационно-экономическая характеристика и структура компании, анализ и распределение прибыли в динамике за последние 2 года.

Третья глава дипломной  работы посвящена выработке рекомендаций по совершенствованию дивидендной  политики ОАО «Хозяюшка» и разработка существенно новой дивидендной политики для более эффективного и быстрого достижения тех целей и задач, которые ставит перед собой руководство компании.

Для написания работы использованы нормативные акты Российской Федерации, специальная литература, публикации по исследуемой теме, внутренние данные по исследуемой организации.

 

Глава 1. Теоретические основы распределения прибыли и формирование дивидендов акционерных обществ

 

1.1 Фонды предприятия,  которые создаются из прибыли

 

Прибыль – важнейший показатель конечных результатов деятельности фирмы, предприятия, основная цель предпринимательской  деятельности.

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая  масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.[11 с.168]

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливаются самим предприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост  основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.

При этом под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой  продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).[12, с.366]

За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счет собственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

Под фондами потребления  понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и  выплаты из фонда социального  развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов. Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений.[12, с.359]

Согласно действующим  нормативным документам дивидендом является часть чистой прибыли АО, распределяемая среди акционеров пропорционально числу акций, находящихся в их распоряжении. Дивиденд может выплачиваться с определенной периодичностью, что регулируется национальным законодательством. Примерная последовательность выплаты дивидендов представлена в Таблице 1.1

Таблица 1.1

Примерная последовательность выплаты дивидендов

Дата объявления дивидендов

Экс-дивидендная дата

Дата переписи

Дата выплаты

15 января

26 января

30 января

17 февраля


 

Дата объявления дивидендов (Declaration Date) — это день, когда совет директоров принимает решение (объявляет) о выплате дивидендов, их размере, датах переписи и выплаты. Многие компании публикуют эту информацию в финансовой прессе.

Дата переписи (Holder-of-Record Date) — это день регистрации акционеров, имеющих право на получение объявленных дивидендов.

Экс-дивидендная дата является примечательной с позиции  динамики ценных акций; обычно в первые минуты этого дня цена акций падает примерно на величину объявленного к выплате дивиденда. Более точные прогнозные цены акций делают брокеры, принимающие решение о покупке акций.[1, с.39]

Согласно российскому  законодательству АО вправе объявлять о выплате дивидендов по итогам первого квартала, полугодия, 9 месяцев или финансового года в целом. Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом АО или мнением общего собрания акционеров; срок выплаты не должен превышать 60 дней.

Решение о выплате  промежуточных дивидендов, их размере  и форм выплаты по различным типам  акций принимается советом директоров (наблюдательным советом); аналогичное  решение по годовым дивидендам принимается  общим Собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Величина годовых дивидендов не может быть больше рекомендованной советом директоров и меньше величины промежуточных дивидендов. Если промежуточные дивиденды не выплачивались и совет директоров не рекомендовал объявление годовых дивидендов, то общее собрание акционеров не сможет повлиять на это решение. В случае невыплаты или неполной выплаты дивидендов владельцы привилегированных акций получают право голоса на всех последующих собраниях акционеров до момента первой выплаты дивидендов в полном объеме. То же в случае если на собрании обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы владельцев привилегированных акций в части дивидендной политики (изменение величины дивиденда, очередности выплаты и др.).

Общество не вправе принимать  решение о выплате (объявлении) дивидендов, если:

  1. не полностью оплачен уставный капитал общества;
  2. обществом не выкуплены в полном объеме собственные акции, по которым у их владельцев возникло право требовать их выкупа;
  3. на момент выплаты дивидендов общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства), определенным правовыми актами РФ, или данные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
  4. стоимость чистых активов общества меньше суммарной величины уставного капитала, резервного фонда (капитала) и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше этой величины в результате выплаты дивидендов.[3, с.289]

В большинстве стран, в том числе России, размер дивиденда  объявляется без учета налогов. В соответствии со ст. 214 и 224 Налогового кодекса РФ организация, выплачивающая доходы в виде дивидендов акционерам — физическим лицам, связана в качестве налогового агента по налогу на доходы физических лиц исчислить, удержать из суммы выплачиваемых дивидендов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога по ставке, установленной законом.

 

 

1.2 Цели, задачи, факторы и принципы распределения прибыли предприятия

 

Распределение прибыли  представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования  в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия.

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между  капитализируемой и потребляемой частями  с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости.

Исходя из основной цели, в процессе формирования политики распределения  прибыли предприятия решаются следующие  задачи (Рис. 1.1):

  • обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;
  • обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;
  • обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;
  • обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования