Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Хозяюшка».
Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:
рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
анализ дивидендной политики исследуемой организации;
разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ…………………………………………………………………….
1.1 Фонды предприятия, которые создаются из прибыли……………
1.2 Цели, задачи, факторы и принципы распределения прибыли предприятия……………………………………………………………..
1.3 Дивидендная политика акционерных обществ и факторы, влияющие на неё…………………………………………………………
2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»……...
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хозяюшка»……………………………………………………………..
2.2 Анализ формирования прибыли компании в 2010-2012 гг……….
2.3 Анализ использование прибыли и выплаты дивидендов
2010 – 2012 гг…………………………………………………………….
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»………………………………………………………………
3.1 Разработка новой дивидендной политики…………………………
3.2 Планирование прибыли на 2013 год и размера дивидендов, их влияния на курс акций ОАО «Хозяюшка»…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Финансы предприятий курс.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

 

Оценка абсолютных показателей ликвидности баланса осуществляется с помощью аналитической таблицы, по данным которой можно констатировать, что баланс акционерного общества соответствует критериям абсолютной ликвидности по параметрам: А2 > П2 и А3 > П3. По параметру А1 ≥ П1 платежный недостаток на начало отчетного года составлял 7 518 т.р. или 277,8 % (7 518 / 2 706 * 100), а на конец отчетного периода сократился дл 3 815 т.р. или 28,4 % (3 815 / 13 434 * 100).

Изменение уровня ликвидности  устанавливается по динамике абсолютной величины чистого оборотного капитала. Он составляет сумму средств, оставшуюся после погашения всех краткосрочных обязательств. Поэтому рост данного показателя отражает повышение уровня ликвидности предприятия. В анализируемом акционерном обществе краткосрочные обязательства полностью покрываются оборотными активами. За отчетный период величина чистого оборотного капитала выросла на 11 158 т.р. или 76,2 %. Следовательно, общество является ликвидным и платежеспособным (таблица 2.6).

Таблица 2.6

Расчет чистого оборотного капитала

Показатели

На начало года

На конец отчетного периода

Изменения (+ или –)

1. Оборотные активы

26 746

45 593

+ 18 847

2. Краткосрочные обязательства

12 095

19 784

+ 7 689

3. Чистый оборотный капитал (п. 1 – 2)

14 651

25 809

+ 11 158

4. Чистый оборотный капитал,  отнесенный к оборотным активам, %

55,0

56,6

-


 

Рис. 2.6 Чистый оборотный капитал

 

Таким образом, на основании  рассчитанных показателей можно  отметить, что руководству предприятия  стоит задуматься о правильности распределении чистой прибыли общества. Возможно, потребуется сделать дополнительные вложения во внеоборотные активы в целях поддержания ликвидности баланса на достаточном уровне. Особое внимание нужно уделить дебиторской и кредиторской задолженности, поскольку на предприятии хотя и наблюдается рост чистой прибыли, однако прирост дебиторской и кредиторской гораздо выше, чем прирост чистой прибыли по итогам года.

По итогам анализа  распределения чистой прибыли нельзя не заметить, что основная часть  чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, но хотя этот показатель в динамике и имеет тенденцию к снижению, все же большая часть прибыли направляется на эти цели.

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНТНОЙ  ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»

 

3.1 Разработка  новой дивидендной политики

 

При разработке новой  дивидендной политики ОАО «Хозяюшка» основное внимание следует уделить  приоритетным направлениям деятельности компании. В 2013 году планируется увеличить объем продаж на рынках города Вологды, Сокола, Грязовца, Череповца. Поскольку компания планирует выход на другие рынки, то нужно учесть, что это требует определенных финансовых затрат. В свою очередь инвестирование может осуществляться за счет чистой прибыли. Однако нельзя извлекать средства из чистой прибыли, не затрагивая интересов тех акционеров, которые заинтересованы в получении дивидендов, другими словами, нацелены лишь на собственное обогащение.

Стоит также отметить, что в период расширения деятельности инвестиционная привлекательность  данной компании падает и рассчитывать в этом случае она может только на собственные силы. Значит, чтобы предприятие смогло осуществлять свою деятельность в будущем, получать доходы и быть конкурентоспособным акционерам следует на некоторое время смириться с тем, что величина получаемых ими дивидендов сократится в несколько раз, а то и вовсе прекратится.

В заключение вышесказанного следует заметить, что рекомендуемая  дивидендная политика более всего  соответствует целям компании и  называется консервативной (по остаточной политике дивидендных выплат), согласно которой дивиденды будут выплачиваться акционерам лишь в том случае, если останутся средства после вложения чистой прибыли в инвестируемое направление предприятия.

Преимущества от применения новой дивидендной политики:

  • Развитие предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости;
  • Заинтересованность инвесторов в случае выгодного вложения в перспективные направления;
  • Конкурентоспособность компании.

Недостатки предлагаемой дивидендной политики:

  • Акционерам придется отказаться от получения дивидендов на 1-3 года;
  • В инвестиционных целях, возможно, придется воспользоваться заемными средствами (предлагается долгосрочный кредит на 36 мес.).
  • Риски, присущие новому направлению деятельности в процессе внедрения новой дивидендной политики:
  • Ошибочность выбора инвестиционного направления;
  • Конкурентная среда на рынке;
  • Несогласованность действий акционеров компании;
  • Низкий запас прочности компании.

Таким образом, построение эффективной дивидендной политики должно быть, прежде всего, основано на достижения взаимного согласия всеми акционерами, оценки возможных рисков, доходности проекта, наличии плана выхода на рынок, осознание целей, задач и необходимости выбора направления развития компании.

Также новая дивидендная  политика должна удовлетворять не только потребностям предприятия в ресурсах, но и быть привлекательной для самих акционеров, именно с этой целью прибыль в основной своей массе будет направлена на развитие бизнеса в течение ближайших 1-3 лет. Если существенных улучшений не будет прослеживаться, то возникнет необходимость изменять не только направления деятельности компании, но и саму дивидендную политику, а также подвергать тщательному анализу все управленческие решения.

Т.е. при выборе данной дивидендной политики будет оцениваться  эффективность работы управленческого персонала, правильный выбор стратегии развития компании и количество получаемой прибыли (рентабельность новых направлений). Если, как отмечалось выше, существенных изменений это не принесет, то решено сменить тип дивидендной политики с консервативной на агрессивную, т.е. основная часть прибыли будет направляться на выплату дивидендов. Только на таких условиях было достигнуто соглашение всех участников ОАО «Хозяюшка».

 

 

3.2 Планирование  прибыли на 2013 год и размера дивидендов, их влияния на курс акций ОАО «Хозяюшка»

 

В ОАО «Хозяюшка» с  целью увеличения прибыли планируется  увеличить сбыт товаров на смежных  рынках, т.е. выход на Ярославскую и Архангельскую области, поскольку рынок г. Вологды перенасыщен. Сейчас ведутся переговоры относительно аренды помещений и складов, для осуществления деятельности, найден необходимый персонал. Эти регионы были выбраны не случайно, поскольку на этих рынках ОАО «Хозяюшка» может сохранить конкурентное преимущество. В течение последних 6 месяцев была наработана клиентская база, клиенты готовы сотрудничать на оговоренных условиях. С этой целью был сделан расчет прибыли, исходя из возможностей рынка и арендуемых складских площадей. В первый год завоевания рынка планируемый сбыт продукции (объем продаж) составит 35 % от общего годового объема продаж в г. Вологде в 2012 году. Издержки, на этом этапе составят на 25 % больше (транспортные, представительские расходы, аренда). Т.о. планируемая прибыль 102 072 * 0,35 – 21 794 = 13 931 тыс. руб.

Одновременно в марте 2013 года планируется запустить сбыт продукции в Архангельской области, сбыт продукции составит 23 % от общего годового объема сбыта продукции. Издержки составят на 10 % выше вологодских. Прибыль от реализации на рынке Архангельской области составит 23 476 – 14 411 = 9 065тыс. руб.

Планируемая прибыль  в г. Вологда в 2013 году остается примерно на том же уровне.

На данном этапе необходимо учесть, что данная кампания требует  значительного вложения денежных средств, поэтому на развитие бизнеса в  регионах необходимо отпустить не менее 80 % чистой прибыли. Возможно, потребуется кредит на эти цели в сумме 5 000 000 руб. сроком до 3 лет.

Таблица 3.1

Получение прибыли за период с 2010 – 2012 гг.

Показатели

2010 год, тыс.руб.

2011 год, тыс.руб.

2012 год, тыс.руб.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Объем реализации

55 000

56 500

65 000

70 626

110 000

102 072

Себестоимость

44 000

44 703

51 000

56 579

88 000

79 436

Валовая прибыль

11 000

11 798

14 000

14 047

22 000

22 636

Прочие доходы

1 500

6 119

5 300

9 570

10 700

35 714

Прочие расходы

2 300

5 968

4 000

7 811

9 500

7 730

Чистая прибыль

7 750

8 854

11 600

11 858

17 700

41 965


 

Как видно из таблицы  практически всегда планируемый  объем продаж, расходов и чистой прибыли совпадает с фактическими показателями. Исключение составляют показатели за 2012 год, в конце года на предприятии была нехватка оборотных средств в следствие высокой неплановой дебиторской задолженности.

Однако показатель чистой прибыли в 2012 году превзошел все ожидания: ее рост на 137 % связан с существенным увеличением прочих доходов.

Совокупная прибыль, полученная по итогам 2013 года, составит 46 042 тыс. руб., которые следует направить на дальнейшее развитие бизнеса в сумме 25 323 тыс. руб., 11 511 тыс. руб. на уплату кредита и оставшиеся 6 903 тыс. руб. направить на выплату дивидендов.

Динамика товарооборота  существенно растет благодаря повышенному  спросу на товары со стороны потребителей. Если сравнивать показатели за 2010 и планируемые показатели реализации 2013 года, показатели выручки 2013 года практически вдвое выше аналогичных показателей 2013 года.

Такое распределение  в полной мере сможет удовлетворить  и требования акционеров и позволит поддержать уровень развития бизнеса  на необходимом уровне.

Консервативный тип  дивидендной политики будет применяться на предприятии 1-3 года до того момента, как новые направления деятельности смогут самостоятельно функционировать, обеспечивать себе рост за счет собственных средств и приносить доход без существенных вложений за счет основной прибыли.

Таблица 3.2

Распределение прибыли 2012 – 2013 гг.

Показатели

2012 год

2013 год

Тыс.руб.

Уд.вес, %

Тыс.руб.

Уд.вес, %

Годовая прибыль

41 965

100

46 042

100

На развитие бизнеса

10 491

25

25 326

55

Оплата кредита

0

0

11 511

25

Прочие расходы

4 197

10

2 302

5

Дивиденды

27 277

65

6 903

15


 

Рост чистой прибыли  в 2013 году, как отмечалось ранее, связан с получением доходов от новых направлений деятельности при сохранении в 2013 году нормы прибыли 2012 года на территории г. Вологды.

То есть, вся прибыль, заработанная в регионах и часть прибыли от основной деятельности в г. Вологды будет источником финансирования развития бизнеса в Ярославской и Архангельской областей, выплат дивидендов за счет этой прибыли не планируется.

После завоевания устойчивых позиций ОАО «Хозяюшка» в регионах, прибыль, получаемая от этих направлений, будет распределяться, в т.ч. и на выплату дивидендов.

Распределение общей  чистой прибыли общества показано на рис. 3.1 и рис. 3.2.

Доля планируемой распределяемой прибыли 2013 года существенно отличается от доли 2012 года.

Рис. 3.1 Распределение прибыли в 2012 году

 

Рис. 3.2 Распределение прибыли в 2013 году

 

Важно отметить, что применяемая  дивидендная политика 2012 года позволяла распределять чистую прибыль в большей части на выплату дивидендов, а политика 2013 года на выплату дивидендов отводит лишь малую часть.

Распределение дивидендов ОАО «Хозяюшка» в 2013 году основано на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются только после выплат по инвестиционной деятельности и после оплаты кредита и прочих расходов (в т.ч. представительских). Таким образом, величина дивидендов, выплачиваемых по акциям в первые 3 года может составить незначительную величину. Такое решение принято в целях расширения рынков сбыта товаров, возможно в этом периоде курс акций ОАО «Хозяюшка» может упасть на 20 %, до 3,20 руб. на акцию.

В дальнейшем, после выхода на рынок таких крупных областей как Ярославская и Архангельская области, рекомендуется изменить дивидендную политику, поставить получение дивидендов акционерами в процентную зависимость от чистой прибыли общества в размере 50 – 70 %. Оставшиеся 30-50% рекомендуется направлять на развитие бизнеса (обновление ОПФ, введение социальной политики и т.д.), поскольку приток средств инвесторов позволит увеличивать темпы технического развития предприятия.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования