Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:33, курсовая работа
Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Хозяюшка».
Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:
рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
анализ дивидендной политики исследуемой организации;
разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ…………………………………………………………………….
1.1 Фонды предприятия, которые создаются из прибыли……………
1.2 Цели, задачи, факторы и принципы распределения прибыли предприятия……………………………………………………………..
1.3 Дивидендная политика акционерных обществ и факторы, влияющие на неё…………………………………………………………
2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»……...
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хозяюшка»……………………………………………………………..
2.2 Анализ формирования прибыли компании в 2010-2012 гг……….
2.3 Анализ использование прибыли и выплаты дивидендов
2010 – 2012 гг…………………………………………………………….
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»………………………………………………………………
3.1 Разработка новой дивидендной политики…………………………
3.2 Планирование прибыли на 2013 год и размера дивидендов, их влияния на курс акций ОАО «Хозяюшка»…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Рис. 1.1 Задачи, решаемые в процессе формирования политики распределения прибыли предприятия
С учетом реализации этих
основных задач осуществляется непосредственное
распределение прибыли предприя
Рис. 1.2 Принципы распределения прибыли предприятия
По характеру возникновения все факторы, можно разделить на две основные группы (Рис. 1.3):
Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли.
Рис. 1.3 Факторы, влияющие на распределение прибыли
Внутренние факторы
оказывают решающее воздействие
на пропорции распределения
Принципы распределения прибыли и факторы, её обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.[8, с.145]
1.3 Дивидендная политика акционерных обществ и факторы, влияющие на неё
Дивидендная политика – это часть финансовой стратегии предприятия, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой долями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости и благосостояния собственников.
Важнейшей задачей дивидендной политики является нахождение оптимального сочетания интереса акционеров с необходимость достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость и нынешние собственники утратят контроль над акционерным капиталом.[2, с.19-32]
Теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров, если да, то какова должна быть оптимальная их величина? Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики:
Смысл данной теории в
том, что величина дивидендов не влияет
на изменение совокупного
Основным идеологом второго подхода к проблеме выбора дивидендной политики является М. Гордон. Основной его аргумент выражается крылатой фразой "Лучше синица в руке, чем журавль в небе" и состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала.[4, с.47-51]
Формирование дивидендной политики акционерных обществ включает четыре основные этапа:
Ограничения правового характера. Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем - на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
Согласно российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа:
Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, то он устанавливается при их выпуске.
Ограничения контрактного характера. Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается: предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределённой прибыли; минимальный процент реинвестируемой прибыли; максимальный процент прибыли, направляемый на выплату дивидендов.
Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.
Ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.[13, с.22-25]
Ограничения в связи с интересами акционеров. Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.
Ограничения рекламно-финансового характера. В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.
Второй ключевой этап при разработке дивидендной политики - это вопрос выбора оптимального типа дивидендной политики, т.е. как уже ранее отмечалось, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия. Нахождение оптимальной дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.
Из-за большого
числа факторов, а также ввиду
изменения относительной
Корпорации используют один из трех типов политики выплаты дивидендов:
Таблица 1.2
Преимущества и недостатки типов дивидендной политики
Тип политики |
Преимущества |
Недостатки |
Консервативная (начисление дивидендов по остаточному принципу после формирования достаточных резервов для развития, выплата дивидендов акциями). |
Обеспечение максимально возможных темпов роста |
Нестабильность, неопределенность будущих дивидендов - негативный фактор для потенциальных инвесторов |
Умеренная А) (поддержание долгосрочного целевого норматива коэффициента дивидендных выплат |
Прогнозируемость уровня будущих дивидендных выплат |
Затрудняет быстрый рост компании |
Б) Стратегия "гарантированный минимум + дополнительные дивиденды" |
Возможность гибко увеличивать дивиденды при росте прибыли и не сокращать их при ее снижении. Поощряет заинтересованность акционеров в повышении прибыльности компании. |
Необходимость снижения дивидендов при сокращении прибыли - негативный сигнал рынку. |
Агрессивная (максимизация текущих дивидендов) |
Позволяет быстро привлечь массу неквалифицированных инвесторов (строительство пирамид) |
"Проедание" прибыли, |