Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Хозяюшка».
Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:
рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
анализ дивидендной политики исследуемой организации;
разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ…………………………………………………………………….
1.1 Фонды предприятия, которые создаются из прибыли……………
1.2 Цели, задачи, факторы и принципы распределения прибыли предприятия……………………………………………………………..
1.3 Дивидендная политика акционерных обществ и факторы, влияющие на неё…………………………………………………………
2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»……...
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хозяюшка»……………………………………………………………..
2.2 Анализ формирования прибыли компании в 2010-2012 гг……….
2.3 Анализ использование прибыли и выплаты дивидендов
2010 – 2012 гг…………………………………………………………….
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»………………………………………………………………
3.1 Разработка новой дивидендной политики…………………………
3.2 Планирование прибыли на 2013 год и размера дивидендов, их влияния на курс акций ОАО «Хозяюшка»…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Финансы предприятий курс.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.3

Стоимость акции в  период с 2010-2013 гг.

Вид акции

Стоимость в 2010

Стоимость в 2011

Стоимость в 2012

Стоимость в 2013

Привилегированные

3,65

4,15

4,55

2,70

Обыкновенные

4,35

4,80

5,20

3,90


 

Графически стоимость  акций выглядит следующим образом.

Рис. 3.3 Стоимость акций в 2010 – 2013 гг.

Увеличение стоимости  акций, прежде всего, находится в  прямой зависимости от доходности предприятия  и выплаты дивидендов. Считается, что если доходность деятельности ОАО  «Хозяюшка» повысится на 10 % в 2013 году, при этом большая ее часть в размере 50 % будет направлена на дальнейшее развитие компании, а 25 % лишь на выплату дивидендов, то спрос на обыкновенные акции упадет, следовательно, и их цена, которая составит по прогнозным показателям не больше 3,90 руб. за единицу.

Аналогичная динамика прослеживается и по отношению к привилегированным  акциям: в период наименьшего спроса их цена составит 2,70 руб. за единицу, а  в период наибольшего спроса цена составит 9,50 руб. за акцию.

Прогнозируемые показатели стоимости акций в 2010-2013 гг. приведены в таблице 3.4 и графически на рис. 3.5.

Таблица 3.4

Прогнозные показатели стоимости акций ОАО «Хозяюшка» 2010 – 2013 гг.

Вид акции

Стоимость в 2010

Стоимость в 2011

Стоимость в 2012

Стоимость в 2013

Привилегированные

2,95

3,50

5,90

9,50

Обыкновенные

3,20

3,85

7,45

11,20


 

И, наоборот, при увеличении дивидендных выплат собственникам  компании в период инвестиционной привлекательности  с 2010 – 2013 гг. спрос на акции значительно возрастет с 2,85 руб. до 11,20 руб. по обыкновенным акциям и с 2,70 руб. до 9,50 руб., что составит почти 300 % по обыкновенным и 250 % по привилегированным акциям соответственно.

Рис. 3.4 Прогнозные показатели стоимости акций

Таким образом, из рассчитанных показателей видно как дивидендная политика и планирование уровня прибыльности может повлиять на стоимость акций и их спрос.

Понятно, что чем больше предприятие приносит прибыли, тем  более привлекательным со стороны  инвесторов оно выглядит, но, однако не стоит забывать, что оно выглядит привлекательным, если использует дивидендную политику, позволяющую получать стабильный доход ее акционерам.

Если же предприятие  всю прибыль (или большую ее часть) направляет на расширение деятельности или покрывает свои убытки в течение  длительного времени, то совершенно ясно, что инвестировать деятельность такой компании становится невыгодным, поэтому велик риск того, что акционеры начнут продавать свои акции. Поэтому цена на них резко упадет.

Проанализируем темпы  роста прибыли и ее влияние  на стоимость акций в период с 2010 по 2013 гг. ОАО «Хозяюшка» при выбранной дивидендной политике.

Данные анализа приведены  в таблице 3.5, а графически темпы роста представлены на рис. 3.5.

Темпы роста прибыли  в 2010-2013 гг. приведены по отношению к прибыли 2010 года.

Таблица 3.5

Темпы роста объемов  продаж и стоимости акций

Темпы роста

2010, %

2011, %

2012, %

2013, %

Объема продаж

10

25

81

185

Стоимости обыкновенной акции

15

10

20

- 10

Стоимости привилегированной акции

10

14

25

- 26


 

Рис. 3.5 Темпы роста

Из графика видно, что  наибольший прирост в стоимости  обыкновенной акции был достигнут  в конце 2011 года, привилегированной – в середине 2012 года, после наблюдается спад. Однако, при этом прирост прибыли достаточно стабилен и в 2013 году должен достигнуть величины 46 042 тыс. руб. (185 % по отношению к 2010 году и 10 % по отношению к 2012 году).

Снижение стоимости  акций, как уже отмечалось выше, связан, в первую очередь с выбранной  дивидендной политикой предприятия, согласно которой в период с 2013 по 2010 гг. дивиденды будут выплачиваться исходя из остатка средств, остающихся после распределения прибыли на инвестиционные цели.

Однако запланированный  рост акций, в 2010-2013 гг. кардинально меняет картину будущей стоимости акций, изменяя их стоимость почти в 4 раза (с 3,90 руб. до 11,20 руб. – по стоимости одной обыкновенной акции и с 2,70 руб. до 9,50 руб. планируется увеличение стоимости одной привилегированной акции).

Такие перспективы устраивают акционеров общества и исходя из этого  состоялось заседание акционеров по утверждению новой дивидендной политики, которая соответствует общим целям собственников ОАО «Хозяюшка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В завершение курсовой работы сделаем обобщающие выводы:

1. Рассмотрены теоретические  основы дивидендной политики, ее сущность, порядок начисления и распределения дивидендов.

2. Исследуемым предприятием  было ОАО «Хозяюшка», основной вид деятельности – торгово-закупочная деятельность.

При более детальном  знакомстве с предприятием было обнаружено, что большинство акций принадлежат  ограниченному кругу лиц, в число  которых входит и трудовой коллектив акционерного общества. Суммарная доля акционерного капитала, принадлежащего трудовому коллективу находится в пределах 45 % от общей величины капитала.

Если говорить о дивидендной  политике предприятия, то важно проанализировать источник выплаты дивидендов – чистая прибыль общества.

Прибыль является важнейшей  категорией в рыночной экономике  каждого отдельного предприятия. Современная  экономическая мысль рассматривает  прибыль как доход от использования  факторов производства.

На каждом предприятии, в том числе и на рассматриваемом предусматриваются плановые мероприятия по увеличению прибыли. Это достигается путём снижения издержек производства (торговых издержек), улучшением качества продаваемой продукции и использования факторов производства.

Достижение высоких  результатов работы предприятия  предполагает управление процессом  формирования, распределения и использования  прибыли. Управление включает в себя анализ прибыли её планирование и  постоянный способ её увеличения, что  положительно сказывается на финансовом положении предприятии, дивидендной политике и предприятие становится привлекательным для инвесторов.

3. Совершенствование  дивидендной политики предполагает  достижение баланса интересов  бизнеса и акционеров в плане  получения дивидендов. При разработке дивидендной политики ОАО «Хозяюшка» было принято решение о том, что в первое время 1-3 года основная часть прибыли должна направляться на инвестиционные цели, развивая тем самым бизнес в регионах, а остаток средств, остающийся в распоряжении предприятия идет на выплату дивидендов. Такой принцип распределения прибыли должен сохраниться до 2013 года, когда ОАО «Хозяюшка» выйдет на межрегиональные рынки, займет определенную нишу в данной сфере. При достижении определенного уровня развития предприятия планируется основную часть прибыли (в твердом процентном соотношении от уровня чистой прибыли) направлять на выплату дивидендов, за счет остальной части формировать резервы и распределять на расширение рынков сбыта продукции, обновление основных фондов и материально-технического снабжения по мере необходимости такого обновления.

С этой целью планируемые показатели прибыльности на 2013 год по сравнению с 2012 годом на территории г. Вологды остались на прежнем уровне, а объем продаж в регионах должен в совокупности достичь 58 % от общего объема продаж в г. Вологда.

Таким образом, в процессе написания курсовой работы была достигнута главная цель – разработка оптимальной дивидендной политики для рассматриваемого предприятия ОАО «Хозяюшка». Решены следующие задачи: рассмотрены теоретические вопросы формирования дивидендной политики, проанализирована дивидендная политика ОАО «Хозяюшка» и предложены мероприятия по совершенствованию дивидендной политики на среднесрочную перспективу.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент : учебник / Л.Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 239 c.
  2. Брусов, П.Н. Современный подход к дивидендной политике компании / П.Н. Брусов // Финансы и кредит. - 2012. - N. 37. - С. 19-32 дивидендная политика компании, стоимость собственного капитала компании, теория Модильяни-Миллера, теория Брусова-Филатовой-Ореховой
  3. Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Долгосрочная финансовая политика. Инвестиции : учеб. пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М. : КноРус, 2012. - 321 c.
  4. Дорофеев, М.Л. Матрица управления дивидендной политикой корпорации / М.Л. Дорофеев // Финансы и кредит. - 2011. - N. 10. - С. 47-51 финансовая матрица, дивиденды, дивидендная политика
  5. Ильин, В.А. Влияние интересов собственников металлургических корпораций на социально-экономическое развитие / В.А. Ильин, А.И. Поварова, М.Ф. Сычев. - Вологда :
  6. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 768 c.
  7. Кузнецов, Б.Т. Инвестиции : учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 679 c.
  8. Мочалова, Л.А. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / Л.А. Мочалова, А.В. Касьянова, Э.И. Рау; под ред. проф. Л.А. Мочаловой. - М. : КноРус, 2012. - 379 c.
  9. Семенкова, Е.В. Операции с ценными бумагами / Е.В. Семенкова. - М. : Дело, 2009. - 485
  10. Управление финансами (финансы предприятий) : учебник / под ред. проф. А.А. Володина. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 503 c.
  11. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / под ред. проф. В.С. Золотарева. - М. : Феникс, 2000. - 223 c.
  12. Финансовый менеджмент. Теория и практика : учебник / под ред. акад. Е.С. Стояновой. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М. : Перспектива, 2002. - 655 c.
  13. Чучаева, С.Ю. Дивидендная политика: учет результата переоценки финансовых вложений / С.Ю. Чучаева // Финансы и кредит. - 2010. - N. 14. - С. 22-25
  14. Юдкина, Л.В. Анализ взаимосвязей показателей дивидендной политики и рыночной стоимости публичных компаний России / Л.В. Юдкина, Ю.И. Берлин // Финансы и кредит. - 2010. - N. 36. - С. 22-29 публичные компании, капитализация, рыночная стоимость, дивиденды, корреляционный анализ

 


Информация о работе Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования