Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Хозяюшка».
Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:
рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
анализ дивидендной политики исследуемой организации;
разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ…………………………………………………………………….
1.1 Фонды предприятия, которые создаются из прибыли……………
1.2 Цели, задачи, факторы и принципы распределения прибыли предприятия……………………………………………………………..
1.3 Дивидендная политика акционерных обществ и факторы, влияющие на неё…………………………………………………………
2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»……...
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хозяюшка»……………………………………………………………..
2.2 Анализ формирования прибыли компании в 2010-2012 гг……….
2.3 Анализ использование прибыли и выплаты дивидендов
2010 – 2012 гг…………………………………………………………….
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ХОЗЯЮШКА»………………………………………………………………
3.1 Разработка новой дивидендной политики…………………………
3.2 Планирование прибыли на 2013 год и размера дивидендов, их влияния на курс акций ОАО «Хозяюшка»…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Финансы предприятий курс.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем прибыль  на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают.

Поэтому в ОАО «Хозяюшка» выделяется несколько типов прибыли, балансовая прибыль, прибыль от продаж, валовая прибыль, чистая прибыль  и нераспределенная прибыль.

Балансовая прибыль. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов (т.е. НДС, акцизы) минус затраты на реализацию) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (штрафы, пени, убытки от списания долгов и т.д.). Валовая прибыль. Которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций по продаже имущества (основные фонды, нематериальные активы и иное имущество).

Основу балансовой прибыли  ОАО «Хозяюшка» составляет прибыль  от реализации товаров.

Прибыль от реализации товаров  зависит от внутренних и внешних  факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др. Полученная прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии, после уплаты налогов и ее корректировки (в бухгалтерском и налоговом учете расчет прибыли различается) остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль нераспределенная прибыль или убыток.

От прибыли зависит  нормальная деятельность анализируемого предприятия, поскольку:

  • прибыль обеспечивает расширение рынка сбыта товаров, выход на рынок в других регионах;
  • за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды;
  • прибыль необходима для выплаты дивидендов, от нее зависят инвестиции.

Анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение для  руководства предприятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Для руководства  ОАО «Хозяюшка» такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, поскольку прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Для учредителей и акционеров – это источник получения дохода на вложенный ими капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных данному предприятию кредитов и займов, включая проценты.

Анализ финансовых результатов  включает в себя:

Изучение изменений  каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);

Структурный анализ соответствующих  статей (в процентах);

Изучение динамики показателей  за ряд периодов (кварталов, лет) –  трендовый анализ;

Исследования влияния  отдельных факторов на прибыль (факторный  анализ).

Таблица 2.2

Анализ прибыли ОАО  «Хозяюшка» за период 2010 – 2012 гг.

Наименование показателей

2010 г., т.р.

2011 г., т.р.

2012 г., т.р.

Отклонения, т.р.

Удельный вес, %

Отклонения (+ или – ), %

2010

2011

2012

1.Выручка от реализации товаров

56 501

70 626

102 072

+31 446

100

100

100

2.Себестоимость товаров

44 703

56 579

79 436

-22 857

79,1

80,1

77,8

-2,3

3. Валовая прибыль

11 798

14 047

22 636

+ 8 589

20,1

19,9

22,2

+2,3

4.Коммерческие расходы

101

256

305

- 49

0,1

0,4

0,3

-0,1

5.Управленческие расходы

198

385

458

- 73

0,3

0,5

0,4

-0,1

6. Прибыль (убыток) от продаж

11 499

13 406

21 873

+ 8 467

20,3

19,1

21,4

+2,3

7. Прочие доходы

6 119

9 601

35 714

26 113

11

14

35

+ 21

8. Прочие расходы

5 968

7 811

7 730

81

11

12

8

-4

9. Прибыль (убыток) до налогообложения

11 650

15 196

49 857

+34 661

20,6

21,5

48,8

+27,3

10. Налог на прибыль и иные  обязательные платежи

2 796

3 338

7 892

- 4 554

4,9

4,7

7,7

+3,0

11. Чистая прибыль

8 854

11 858

41 965

+30 107

15,7

16,8

41,1

+24,3


 

Проанализируем прибыль, полученную ОАО «Хозяюшка» за период с 2010 по 2012 гг. (таблица 2.2).

По сравнению с 2011 годом в 2012 году компания достигла достаточно высоких результатов в финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде по сравнению с базисным, увеличение прибыли возросло на 34 661 т.р., или 228 %. Такой скачок прибыли получен за счет роста прибыли от продаж (на 8 467 т.р.) и операционных доходов (на 26 950 тыс. руб.).

Если бы не было увеличения коммерческих и управленческих расходов на 122 т.р., операционных расходов на 215 т.р. и внереализационных расходов на 134 т.р., то прибыль до налогообложения была бы в отчетном периоде на 471 т.р., или 09 % больше (471 / 49 857 * 100).

Здесь наблюдается эффект финансового рычага (левериджа), поскольку  при таком незначительном увеличение выручки существенно возросла величина чистой прибыли.

Графически это будет  выглядеть следующим образом (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Анализ прибыли

 

Прибыль акционерного общества вместе с уставным капиталом и  резервными фондами образует собственный капитал предприятия, или как его еще называют, акционерный капитал.

Рассмотрим состав собственного капитала ОАО «Хозяюшка», таблица 2.3.

 

 

Таблица 2.3

Структура собственного капитала ОАО «Хозяюшка»

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Уставный капитал

53 038

56,7

53 038

45,3

53 038

34,4

Добавочный капитал

29 333

31,3

49 926

42,6

56 019

36,4

Резервный капитал

1 802

1,9

2 253

1,9

2 996

1,9

Нераспределенная прибыль

9 486

10,1

11858

10,2

41965

27,3

Итого:

93 660

100

117 075

100

154 018

100


 

Рис. 2.4 Структура собственного капитала

 

Если рассматривать  показатели в динамике, то можно  отметить, что доля уставного капитала в общей массе собственного капитала за период с 2010 по 2011 гг. составляла в среднем порядка 50 %. Тогда как нераспределенная прибыль была на уровне 10 %. А общая доля собственного капитала за этот период от общего размера активов общества составляла 89 %. Это говорит о том, что предприятие функционирует преимущественно за счет собственных средств, используя лишь малую долю заемных, что положительно сказывается на его финансовом состоянии. В 2012 году ситуация меняется: доля собственных средств по отношению к валюте баланса составляет 74 %. Доля уставного капитала составляет уже 34 %, а нераспределенной прибыли 27 %. Таким образом, важно отметить, что у предприятия за последний отчетный период резко возрос показатель нераспределенной прибыли за счет увеличения чистой прибыли, что в свою очередь говорит о эффективности деятельности предприятия. Данный скачок произошел за счет расширения рынка сбыта.

Рентабельность показателей

Экономическая эффективность  деятельности предприятий выражается показателями рентабельности (доходности). В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой:

Ээ = Экономический эффект / Ресурсы или затраты * 100. (1)

Рассчитаем некоторые  показатели рентабельности для ОАО  «Хозяюшка» за 2012 год (в скобках – изменения показателей по сравнению с 2011 годом):

Рентабельность  реализованной продукции: Р = Прибыль  от реализации / полная себестоимость  реализации = 21 873 / 80 199 * 100 = 27,3 (+4,0);  (2)

Показывает, сколько прибыли  от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат.

Рентабельность активов = Бухгалтерская прибыль / средняя стоимость совокупных активов за расчетный период = 49 857 / (106 264 + 4 672) * 100 = 22,2 (+7,0); (3)

Отражает величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль совокупных активов.

Рентабельность  собственного капитала = Чистая прибыль / средняя стоимость собственного капитала за расчетный период = 41 965 / 36 370 * 100 = 42,6 (+28,0);  (4)

Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль  собственного капитала.

Рентабельность  продаж = Бухгалтерская прибыль / объем продаж = 15 196 / 70 626 * 100 = 48,8 (+27,3).   (5)

 

Характеризует, сколько  бухгалтерской прибыли приходится на рубль объема продаж.

Из данных таблицы  следует, что показатели рентабельности за отчетный период по сравнению с  базисным значительно выросли, что подтверждает высокую эффективность деятельности акционерного общества.

 

 

2.3 Анализ использование  прибыли и выплаты дивидендов 

2010 – 2012 гг.

 

В начале каждого года проводится собрание акционеров по результатам  деятельности общества за прошедший год. На собрании утверждаются планы использования прибыли и производится анализ использования прибыли за год.

Результаты деятельности ОАО «Хозяюшка» за период 2010-2012 год признаны удовлетворительными. Но при общей рентабельности работы предприятия и наличия запаса финансовой прочности наблюдается рост сверхнормативных издержек, ведущих к минимизации получаемой предприятием прибыли.

Общее собрание акционеров и Совет директоров общество приняло  решение о нецелесообразности выплаты  дивидендов по простым акциям, так как предприятие на данный период не имело достаточного дохода. Дивиденды по привилегированным акциям выплачивались за счет и в пределах специальных фондов общества, созданных для этой цели.

Распределение прибыли  ОАО «Хозяюшка» и ее структура  представлены в таблице 2.4.

 

 

 

 

Таблица 2.4

Распределение прибыли  ОАО «Хозяюшка» за 2010-2012 г.г.

Направление использования прибыли

2010 год

2011 год

2012 год

Сумма, т.р.

Удельный вес, %

Сумма, т.р.

Удельный вес, %

Сумма, т.р.

Удельный вес, %

1.Развитие бизнеса (инвестирование)

2 065

23,3

3 394

28,6

20 595

49,0

3.Выплата дивидендов

6 020

68,0

7 852

66,3

19 803

47,2

4.Штрафы, пени

769

8,7

312

2,6

507

1,2

5.Благотворительные цели

0

0

300

2,5

1 060

2,6

Итого:

8 854

100

11 858

100

41 965

100


 

Рис. 2.5 Распределение прибыли в 2010-2012 гг.

 

Сравнивая данные о фактически полученной прибыли с данными  приведенными в таблице можно  сказать, что на предприятии существует значительный перерасход по использованию  чистой прибыли. Это создает дефицит  средств и может отрицательно повлиять на финансовое положение предприятия.

Из таблицы видно, что  значительная часть прибыли уходит на выплату дивидендов учредителям  общества, уплату штрафов, и меньшая  часть идет на развитие бизнеса, что  существенно влияет на финансовую устойчивость предприятия.

Анализ ликвидности  баланса на 2012 год представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Анализ ликвидности  баланса

Актив

Начало

периода

Конец

периода

Пассив

Начало

периода

Конец

периода

Платежный излишек (недостат)

Нач.пер.

Кон.пер.

А1

2 706

13 434

П1

10 224

17 249

- 7 518

- 3 815

А2

19 970

25 034

П2

12 095

19 784

+ 7 875

+ 5 250

А3

4 070

7 125

П3

1 949

1 611

+ 2 121

+ 5 514

А4

104 373

129 820

П4

117 075

154 018

- 12 702

- 24 198

Баланс

131 119

175 413

 

131 119

175 413

-

-

Информация о работе Дивидендная политика предприятия: понятие, принципы формировании, направления совершенствования