Финансирование и кредитование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа развития субъектов малого и среднего бизнеса, способов их инвестиционного обеспечения и разработка предложений по совершенствованию управления системой.
Целевая направленность исследования предопределила постановку следующих задач:
- определить сущность и значение инвестиционных программ в частности программа «ДКБ – 2020»;
- исследовать особенности развития программы «ДКБ – 2020» и состояния малого и среднего предпринимательства в Казахстане в целом; - проанализировать основные проблемы финансирования программы «ДКБ – 2020» и малого и среднего бизнеса в Казахстане;

Файлы: 1 файл

Готовая Курсовая работа.docx

— 179.16 Кб (Скачать файл)

документов,

3) организации выездных  разъяснительных акций в Акиматы,  БВУ, ассоциации предпринимателей, которые смогут повысить компетенции участников реализации программы и в свою очередь привлечь большее количество предпринимателей в программу «ДКБ 2020»,

4) увеличению порога гарантирования  займов с 50% до 70-80%,

5) повторному предоставлению  субсидий по проекту,

6) унификации требований  к составлению бизнес-планов.

 

 

3. Проблемы в реализации инвестиционных программ поддержки субъектов МСБ и программы «ДКБ – 2020»

 

 

3.1 Проблемы финансирования  инвестиционных проектов 

субъектов МСБ

 

Проблемы финансирования инвестиционных проектов субъектов  малого и среднего бизнеса связаны  с особенностями функционирования небольших фирм на рынке. Так, необходимо учитывать жизненный цикл малого бизнеса, который представляет собой  жизненный цикл товара, составляющего  предмет деятельности предприятия. На практике выделяются четыре основных этапа жизненного цикла малого и  среднего предприятия:

1 этап - научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара - это (в экономическом смысле) перинатальный период предприятия. Здесь выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия - отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами. Велика неопределенность, а, следовательно, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале.

2 этап - начало производства товара и выход его на рынок - это детство предприятия, делающего первые шаги. Если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть, хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудования, первичное обустройство и т.д.), многие предприятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко возрастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока отрицательные. Главные задачи этого этапа: как можно значительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по-прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.

3 этап - коммерческий успех товара - зрелость предприятия. Здесь предприятие добивается, наконец, коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению с недавним вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых текущих расходов. Возможна, впрочем, экономия затрат на единицу продукции благодаря эффекту увеличения масштабов производства и коммерческие проблемы: нужно создавать или усиливать торговую сеть, делать рекламу и т.п. Нередко возникает и необходимость в технической доводке товара по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, имеющему, возможно, неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому, генерирующему меньший риск предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита и задействовать на финансовый рычаг. У некоторых предприятий сбывается мечта преобразоваться в акционерное общество и мобилизовать средства на выпуск акций.

4 этап - деградация рынка товара - жизненный закат предприятия. Этого этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Иначе приходится начинать все сначала и вновь переживать безденежье пренатального периода, детство и вступление в зрелость.

Задачами МСБ на сегодняшний  день остаются постоянные ориентации на расширение - осуществлять его наиболее эффективным способом. Согласно Плану действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития финансирование МСБ возложено на ФНБ «Самрук-Казына», а в целом за это отвечает фонд «Даму» по программе поддержки МСБ. Однако предприниматели недовольны схемой работы преобразованного фонда. В свою очередь фонд «Даму», который обязан финансировать МСБ, сегодня является исключительно посредником между бюджетными средствами, банками и предпринимателями. Раньше когда «Даму» непосредственно финансировал проекты МСБ, его помощь была ощутима. Многие предприниматели говорят, что их отправляют в банки, а банки требуют залоговое имущество и устанавливают неподъемные проценты. В итоге получается, что МСБ финансовой помощи от государства фактически не получает. Не достигают адресатов в полном объеме и средства, выделяемые из республиканского бюджета акиматами, которые призваны обеспечить стабильность социально-экономического развития. В республиканском бюджете для каждой области предусмотрены расходы на финансирование МСБ. Здесь нужна прозрачная схема распределения этих средств с участием общественных организаций.

 

 

3.2 Основные проблемы реализации программы

“Дорожная карта  бизнеса - 2020”

 

Главной проблемой, программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», очень низкая активность в реализации программы в Казахстане. Возможно ответ заключается в том что сами бизнесмены не могут предложить бизнес - проекты, соответствующим идеям “Дорожной карты” по ориентации на выпуск экспортной продукции и диверсификации экономики. Или же проблема в позиции банков. Это очевидно и для самих банков. Сегодня Казахстан уже состоит в Таможенном союзе, с 2012 года началось действовать Единое экономическое пространство, затем вступление в ВТО. И тогда к нам придут “другие”. И для наших предпринимателей, и для банкиров придет время жесткой конкуренции.

Последствия возможного провала  “Дорожной карты” я бы расценивал очень серьезно. Это законсервирует статус Казахстана как сырьевого придатка, в то время как “мы должны занять свое, достойное, место в мирохозяйственных связях”. Ведь эта Программа - это уникальная возможность для предпринимателей.

Государство предоставляет  предпринимателям помощь, чтобы они  поднялись и были конкурентоспособны. Это огромная поддержка, чтобы не просто сохранить рабочие места, а сделать их постоянными. Потому, что в рамках ЕЭП трудовая миграция не просто сохранится, а станет еще более интенсивной, чем сейчас. Возможно, банки не спешили “активничать” до тех пор, пока ставка кредитования по мероприятиям в рамках программ не была окончательно определена в 14%.

В рамках действий властей и институтов развития, в частности фонда “ДАМУ”, по реализации “Дорожной карты” бизнес - ассоциации ощущают положительные тенденции. Однако некоторые банки не хотят кредитовать новые проекты, а это неправильно - именно сейчас необходимо срочно модернизировать производства.

Другая проблема - различное  отношение на разных уровнях власти к тем или иным сферам промышленности. Кроме того, несмотря на то, что программа многократно озвучивалась разными способами, до сих пор многие бизнесмены плохо осведомлены о ней. Решить эту проблему можно через проведение информационных встреч по отраслевому признаку.

 

 

3.3 Зарубежный опыт инвестиционной поддержки субъектов

малого и среднего бизнеса

 

Малые и средние предприятия  как неустойчивая сфера предпринимательской  деятельности и экономическая система, наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Во многих странах существуют особые фонды  государственной поддержки МСБ  и многочисленные общественные фонды, и фонды оказания финансовой поддержки  МСБ крупными фирмами. Так серьезная  финансово - кредитная поддержка со стороны государства из госбюджета в США осуществляется через «Администрацию по делам малого бизнеса», в Японии через «Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса», кредит для средних и мелких фирм во Франции. Так, например, Япония на эти цели выделяет из бюджета 2-3 млрд. долларов США ежегодно.

Работа по поддержке предпринимательства  требует сильной и развитой организационной  структуры. Так в конгрессе США  проблемами малого и среднего бизнеса  заняты два комитета. Во главе государственных  структур стоит Администрация малого бизнеса, в аппарате которой работает 1 100 сотрудников. В каждом штате имеются региональные отделения по 30-40 человек. Важно отметить, что все эти чиновники не командуют малыми предприятиями и лишь откликаются на их просьбы, проблемы, предоставляют информацию о состоянии рынка, выполняют экспертные заключения по запросам всех, кто намерен начать свое дело, оказывают методическую помощь по различным вопросам производственной, финансовой и коммерческой деятельности. В США кроме государственного финансирования существует ещё три источника: внутренние ресурсы, внешние ресурсы и так называемые «общественные рынки». К внутренним ресурсам относятся собственные сбережения предприятий, направляемые на создания и развития бизнеса; текущие средства предприятия; средства амортизационного фонда. В составе внешних ресурсов, в первую очередь, входят средства финансовых организаций: кредиты банков, различных инвестиционных компаний, а также средства, поступающие от крупных фирм и коллег по бизнесу.

Так называемые «общественные  рынки» представляют собой стандартизованные  финансовые методы, которые продаются  покупателям из малого бизнеса. В  последние годы в США существенно  возрос объем коммерческих и промышленных займов, выдаваемых предприятиям малого бизнеса под гарантии Администрации  малого бизнеса под малые проценты 2-3% годовых. Таким образом, государство  старается заинтересовать частные  банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды  в предоставлении капитала мелким фирмам. Опыт США показывает, что в условиях ресурсного дефицита и необеспеченного  малого инновационного бизнеса, важнейшим  фактором его существования является организация системы его поддержки. Основные направления её следующие: финансовая поддержка при наличии  многочисленных доступных источников рискового и гарантированного капитала; материально-техническая помощь посредством  сдачи в аренду и возможность  покупки, в том числе, на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, вычислительной и копировальной техники и  других материальных ресурсов; информационная помощь: обеспечение возможностей информационными  сетями, техническими и научными библиотеками, доступа к базам данных и т.п.; консультативная помощь в вопросах налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов и другие услуги.

На создания данной сети по поддержке малого бизнеса в  США направлены усилия федерального правительства, администрации штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса. Главное  достоинство государственной политики состоит в том, что государство  на всех уровнях государственного управления создает благоприятные экономические, правовые, организационные, психологические  и другие условия для возникновения  и развития новых форм предпринимательства в области генерирования, освоения и коммерциализации научно-технических нововведений, то есть иными словами, создает «благоприятный инновационный климат» в стране. Кроме того, главным содержанием такой государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков таким образом, чтобы обеспечить малым фирмам более простой доступ к источникам финансовых средств. При проведении такой политики в жизнь выделяются два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета через федеральные агентства и ведомства и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм. Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется главным образом в форме безвозвратного субсидирования, а также через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.

Из общих федеральных  расходах на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР), госбюджета США малый бизнес получает суммы 3,5 - 4%, то есть почти  третья часть расходов малых фирм на исследования и разработки в той  или иной форме финансируется  государством. В США существует две  программы по государственному финансированию малого бизнеса. Программу безвозвратного финансирования осуществляют два ведомства: Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) и Национальный научный фонд (ННФ). Программу предоставления льготных займов осуществляет АМБ в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы  производятся АМБ из собственных  кредитных источников. Вторым направлением государственной инновационной  политики в отношении малого инновационного бизнеса является привлечение частного капитала для финансирования. Реализуется  такое финансирование через компании венчурного капитала. Венчурное финансирование в США стало развиваться в  послевоенный период и по настоящее  время.

В настоящее время в  США действуют компании венчурного финансирования трех типов: корпоративные, как правило, дочерние компании крупных  корпораций, независимые и частные  инновационные компании малого бизнеса (ИКМБ), действующие под покровительством АМБ. Венчурный капитал размещается  в форме акционерного капитала, то есть инвесторы становятся акционерами  мелких инновационных фирм и, в зависимости  от доли участия своего капитала, имеют  право на получение прибыли. Однако, доля венчурного капитала в мелких фирмах не превышает 50%.

Опыт развития малого и  среднего бизнеса в развитых и  развивающихся странах показал, что предприятия создают благоприятные  условия для оздоровления и подъема  экономики стран в целом: развивается  дружественная конкурентная среда; идёт ускоренное насыщение рынка  товарами и услугами, создаются многочисленные дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; наилучшим образом используются местные сырьевые ресурсы; происходит эффективное распределение доходов финансовых ресурсов крупными, малыми предприятиями и государством, в социальном плане в больших масштабах происходит поглощение незанятой рабочей силы, снижается социальная напряженность и безработица. Непременным условием успеха в развитии предпринимательства является всесторонняя им стабильная его поддержка государством, осуществляемая в различных формах, в первую очередь путем налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования. Важную роль играет принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных перспективных программ развития предпринимательства. В системе мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства важная роль отводится совершенствованию системы инвестирования малых и средних предприятий. В странах, где мелкое и среднее предпринимательство уже развито, ресурсами для капитальных затрат, источником их дополнительных капиталов для дальнейшего развития могут быть либо собственные накопления, либо временно свободные средства самих же предпринимателей. В ряде случаев единственным способом получения дополнительных средств является банковский кредит.

Информация о работе Финансирование и кредитование инвестиций