Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа развития субъектов малого и среднего бизнеса, способов их инвестиционного обеспечения и разработка предложений по совершенствованию управления системой.
Целевая направленность исследования предопределила постановку следующих задач:
- определить сущность и значение инвестиционных программ в частности программа «ДКБ – 2020»;
- исследовать особенности развития программы «ДКБ – 2020» и состояния малого и среднего предпринимательства в Казахстане в целом; - проанализировать основные проблемы финансирования программы «ДКБ – 2020» и малого и среднего бизнеса в Казахстане;
документов,
3) организации выездных
разъяснительных акций в
4) увеличению порога
5) повторному предоставлению субсидий по проекту,
6) унификации требований к составлению бизнес-планов.
3. Проблемы в реализации инвестиционных программ поддержки субъектов МСБ и программы «ДКБ – 2020»
3.1 Проблемы финансирования инвестиционных проектов
субъектов МСБ
Проблемы финансирования
инвестиционных проектов субъектов
малого и среднего бизнеса связаны
с особенностями
1 этап - научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара - это (в экономическом смысле) перинатальный период предприятия. Здесь выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия - отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами. Велика неопределенность, а, следовательно, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале.
2 этап - начало производства товара и выход его на рынок - это детство предприятия, делающего первые шаги. Если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть, хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудования, первичное обустройство и т.д.), многие предприятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко возрастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока отрицательные. Главные задачи этого этапа: как можно значительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по-прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.
3 этап - коммерческий успех товара - зрелость предприятия. Здесь предприятие добивается, наконец, коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению с недавним вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых текущих расходов. Возможна, впрочем, экономия затрат на единицу продукции благодаря эффекту увеличения масштабов производства и коммерческие проблемы: нужно создавать или усиливать торговую сеть, делать рекламу и т.п. Нередко возникает и необходимость в технической доводке товара по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, имеющему, возможно, неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому, генерирующему меньший риск предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита и задействовать на финансовый рычаг. У некоторых предприятий сбывается мечта преобразоваться в акционерное общество и мобилизовать средства на выпуск акций.
4 этап - деградация рынка товара - жизненный закат предприятия. Этого этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Иначе приходится начинать все сначала и вновь переживать безденежье пренатального периода, детство и вступление в зрелость.
Задачами МСБ на сегодняшний день остаются постоянные ориентации на расширение - осуществлять его наиболее эффективным способом. Согласно Плану действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития финансирование МСБ возложено на ФНБ «Самрук-Казына», а в целом за это отвечает фонд «Даму» по программе поддержки МСБ. Однако предприниматели недовольны схемой работы преобразованного фонда. В свою очередь фонд «Даму», который обязан финансировать МСБ, сегодня является исключительно посредником между бюджетными средствами, банками и предпринимателями. Раньше когда «Даму» непосредственно финансировал проекты МСБ, его помощь была ощутима. Многие предприниматели говорят, что их отправляют в банки, а банки требуют залоговое имущество и устанавливают неподъемные проценты. В итоге получается, что МСБ финансовой помощи от государства фактически не получает. Не достигают адресатов в полном объеме и средства, выделяемые из республиканского бюджета акиматами, которые призваны обеспечить стабильность социально-экономического развития. В республиканском бюджете для каждой области предусмотрены расходы на финансирование МСБ. Здесь нужна прозрачная схема распределения этих средств с участием общественных организаций.
3.2 Основные проблемы реализации программы
“Дорожная карта бизнеса - 2020”
Главной проблемой, программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», очень низкая активность в реализации программы в Казахстане. Возможно ответ заключается в том что сами бизнесмены не могут предложить бизнес - проекты, соответствующим идеям “Дорожной карты” по ориентации на выпуск экспортной продукции и диверсификации экономики. Или же проблема в позиции банков. Это очевидно и для самих банков. Сегодня Казахстан уже состоит в Таможенном союзе, с 2012 года началось действовать Единое экономическое пространство, затем вступление в ВТО. И тогда к нам придут “другие”. И для наших предпринимателей, и для банкиров придет время жесткой конкуренции.
Последствия возможного провала “Дорожной карты” я бы расценивал очень серьезно. Это законсервирует статус Казахстана как сырьевого придатка, в то время как “мы должны занять свое, достойное, место в мирохозяйственных связях”. Ведь эта Программа - это уникальная возможность для предпринимателей.
Государство предоставляет предпринимателям помощь, чтобы они поднялись и были конкурентоспособны. Это огромная поддержка, чтобы не просто сохранить рабочие места, а сделать их постоянными. Потому, что в рамках ЕЭП трудовая миграция не просто сохранится, а станет еще более интенсивной, чем сейчас. Возможно, банки не спешили “активничать” до тех пор, пока ставка кредитования по мероприятиям в рамках программ не была окончательно определена в 14%.
В рамках действий властей и институтов развития, в частности фонда “ДАМУ”, по реализации “Дорожной карты” бизнес - ассоциации ощущают положительные тенденции. Однако некоторые банки не хотят кредитовать новые проекты, а это неправильно - именно сейчас необходимо срочно модернизировать производства.
Другая проблема - различное отношение на разных уровнях власти к тем или иным сферам промышленности. Кроме того, несмотря на то, что программа многократно озвучивалась разными способами, до сих пор многие бизнесмены плохо осведомлены о ней. Решить эту проблему можно через проведение информационных встреч по отраслевому признаку.
3.3 Зарубежный опыт инвестиционной поддержки субъектов
малого и среднего бизнеса
Малые и средние предприятия как неустойчивая сфера предпринимательской деятельности и экономическая система, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Во многих странах существуют особые фонды государственной поддержки МСБ и многочисленные общественные фонды, и фонды оказания финансовой поддержки МСБ крупными фирмами. Так серьезная финансово - кредитная поддержка со стороны государства из госбюджета в США осуществляется через «Администрацию по делам малого бизнеса», в Японии через «Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса», кредит для средних и мелких фирм во Франции. Так, например, Япония на эти цели выделяет из бюджета 2-3 млрд. долларов США ежегодно.
Работа по поддержке предпринимательства требует сильной и развитой организационной структуры. Так в конгрессе США проблемами малого и среднего бизнеса заняты два комитета. Во главе государственных структур стоит Администрация малого бизнеса, в аппарате которой работает 1 100 сотрудников. В каждом штате имеются региональные отделения по 30-40 человек. Важно отметить, что все эти чиновники не командуют малыми предприятиями и лишь откликаются на их просьбы, проблемы, предоставляют информацию о состоянии рынка, выполняют экспертные заключения по запросам всех, кто намерен начать свое дело, оказывают методическую помощь по различным вопросам производственной, финансовой и коммерческой деятельности. В США кроме государственного финансирования существует ещё три источника: внутренние ресурсы, внешние ресурсы и так называемые «общественные рынки». К внутренним ресурсам относятся собственные сбережения предприятий, направляемые на создания и развития бизнеса; текущие средства предприятия; средства амортизационного фонда. В составе внешних ресурсов, в первую очередь, входят средства финансовых организаций: кредиты банков, различных инвестиционных компаний, а также средства, поступающие от крупных фирм и коллег по бизнесу.
Так называемые «общественные
рынки» представляют собой стандартизованные
финансовые методы, которые продаются
покупателям из малого бизнеса. В
последние годы в США существенно
возрос объем коммерческих и промышленных
займов, выдаваемых предприятиям малого
бизнеса под гарантии Администрации
малого бизнеса под малые проценты
2-3% годовых. Таким образом, государство
старается заинтересовать частные
банки, торговые и промышленные корпорации,
страховые компании, пенсионные фонды
в предоставлении капитала мелким фирмам.
Опыт США показывает, что в условиях
ресурсного дефицита и необеспеченного
малого инновационного бизнеса, важнейшим
фактором его существования является
организация системы его
На создания данной сети
по поддержке малого бизнеса в
США направлены усилия федерального
правительства, администрации штатов,
местных органов власти, общественности,
университетов, частного бизнеса. Главное
достоинство государственной
Из общих федеральных
расходах на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
В настоящее время в
США действуют компании венчурного
финансирования трех типов: корпоративные,
как правило, дочерние компании крупных
корпораций, независимые и частные
инновационные компании малого бизнеса
(ИКМБ), действующие под
Опыт развития малого и
среднего бизнеса в развитых и
развивающихся странах показал,
что предприятия создают
Информация о работе Финансирование и кредитование инвестиций