1. Каждый имеет право
на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет
средств соответствующего бюджета,
страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации
финансируются федеральные программы
охраны и укрепления здоровья
населения, принимаются меры по
развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая
укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта,
экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию.
3.Сокрытие должностными
лицами фактов и обстоятельств,
создающих угрозу для жизни
и здоровья людей, влечет за
собой ответственность в соответствии
с федеральным законом.
Взаимоотношения между пациентом
и врачом в нашей стране определяются,
во-первых, конституционным правом
каждого человека на получение бесплатной
медицинской помощи, во-вторых, конституционной
обязанностью государства через государственные
и муниципальные учреждения здравоохранения
оказывать эту помощь.
Основные направления
деятельности медицинских учреждений
и медицинских работников по практической
реализации прав граждан в области
охраны здоровья до принятия
Федерального закона Российской Федерации
от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" регулировались в Основах законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан.
323-ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" регулирует
отношения, возникающие в сфере охраны
здоровья граждан в Российской Федерации
(далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические
основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека
и гражданина, отдельных групп
населения в сфере охраны здоровья,
гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность
органов государственной власти
Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов
местного самоуправления в сфере
охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских
организаций, иных организаций,
индивидуальных предпринимателей
при осуществлении деятельности
в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских
работников и фармацевтических
работников.
Под охраной здоровья граждан
понимается система мер политического,
экономического, правового, социального,
научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического
(профилактического), характера, осуществляемых
органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, организациями,
их должностными лицами и иными лицами,
гражданами в целях профилактики заболеваний,
сохранения и укрепления физического
и психического здоровья каждого человека,
поддержания его долголетней активной
жизни, предоставления ему медицинской
помощи.
Законодательство в
сфере охраны здоровья основывается
на Конституции Российской Федерации
и состоит из выше указанного Федерального
закона, принимаемых в соответствии
с ним других федеральных законов,
иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов и
иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации
от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" состоит из 14 глав
. Первая глава определяет предмет регулирования
Федерального закона , основные понятия
и законодательство в сфере охраны здоровья.
Вторая глава содержит основные принципы
охраны здоровья, выделяют девять принципов:
1) соблюдение прав граждан в
сфере охраны здоровья и обеспечение
связанных с этими правами
государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента
при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья
детей;
4) социальная защищенность граждан
в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной
власти и органов местного
самоуправления, должностных лиц
организаций за обеспечение прав
граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской
помощи;
7) недопустимость отказа в оказании
медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере
охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
В третьей главе определены
полномочия федеральных органов
государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления в сфере
охраны здоровья. Глава четвертая содержит
права и обязанности граждан в сфере охраны
здоровья, пятая глава регулирует организацию
охран здоровья, шестой главой
регулируются вопросы по охране здоровья
матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного
здоровья, седьмая глава - медицинская
экспертиза и медицинское освидетельствование,
восьмая глава определяет медицинские
мероприятия, осуществляемые в связи со
смертью человека. Девятая глава - Медицинские
работники и фармацевтические работники,
медицинские организации, десятая содержит программу государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи, одиннадцатая
глава регулирует финансовое обеспечение
в сфере охраны здоровья, двенадцатая
и тринадцатая определяет организацию
контроля и ответственность в сфере охраны
здоровья соответственно, четырнадцатая
глава является заключительной и содержит
заключительные положения , перечень признанных не действующими
на территории Российской Федерации отдельных
законодательных актов Союза ССР и утратившими
силу отдельных законодательных актов
РСФСР и Российской Федерации (их отдельных
положений), и порядок вступления в силу
данного Федерального закона.
Система федерального законодательства
о здравоохранении наряду с рассмотренными
выше Конституцией Российской Федерации
и 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" так
же регулируется Федеральным
законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном
медицинском страховании в Российской
Федерации" , после принятия которого
с 1 января 2011 года утратил силу Закон о медицинском
страховании граждан Российской Федерации
.
Данный закон регулирует
отношения, возникающие в связи
с осуществлением обязательного
медицинского страхования, в том
числе определяет правовое положение
субъектов обязательного медицинского
страхования и участников обязательного
медицинского страхования, основания
возникновения их прав и обязанностей,
гарантии их реализации, отношения
и ответственность, связанные с
уплатой страховых взносов на
обязательное медицинское страхование
неработающего населения.
Обязательное медицинское
страхование - вид обязательного
социального страхования, представляющий
собой систему создаваемых государством
правовых, экономических и организационных
мер, направленных на обеспечение при
наступлении страхового случая гарантий
бесплатного оказания застрахованному
лицу медицинской помощи за счет средств
обязательного медицинского страхования
в пределах территориальной программы
обязательного медицинского страхования
и в установленных данным Федеральным
законом случаях в пределах базовой программы обязательного
медицинского страхования
Объектом обязательного
медицинского страхования является
страховой риск, связанный с возникновением
страхового случая, под страховым
риском понимается предполагаемое
событие, при наступлении которого
возникает необходимость осуществления
расходов на оплату оказываемой застрахованному
лицу медицинской помощи;
Страховой случай - совершившееся
событие (заболевание, травма, иное состояние
здоровья застрахованного лица, профилактические
мероприятия), при наступлении которого
застрахованному лицу предоставляется
страховое обеспечение по обязательному
медицинскому страхованию, которое
представляет собой исполнение обязательств
по предоставлению застрахованному
лицу необходимой медицинской помощи
при наступлении страхового случая
и по ее оплате медицинской организации;
Страховые взносы на обязательное
медицинское страхование - обязательные
платежи, которые уплачиваются страхователями,
обладают обезличенным характером и
целевым назначением которых
является обеспечение прав застрахованного
лица на получение страхового обеспечения;
Базовая программа обязательного
медицинского страхования - составная
часть программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи, определяющая права застрахованных
лиц на бесплатное оказание им за счет
средств обязательного медицинского страхования
на всей территории Российской Федерации
медицинской помощи и устанавливающая
единые требования к территориальным
программам обязательного медицинского
страхования, что представляет собой составную
часть территориальной программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи, определяющая права
застрахованных лиц на бесплатное оказание
им медицинской помощи на территории субъекта
Российской Федерации и соответствующая
единым требованиям базовой программы
обязательного медицинского страхования.
Закон состоит из одиннадцати
глав, первая глава называется основные
положения ,которая определяет предмет
регулирования и основные понятия
используемые в данном законе, а так же
правовые основы и основные принципы осуществления
обязательно медицинского страхования
.
Вторая глава закрепляет
полномочия Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в сфере обязательного
медицинского страхования, в третьей определены
субъекты и участники обязательного медицинского
страхования. Субъектами обязательного
медицинского страхования являются
застрахованные лица, страхователи и
Федеральный фонд, а участниками обязательного
медицинского страхования являются территориальные
фонды, страховые медицинские организации
и медицинские организации. В четвертой
главе закреплены права и обязанности
застрахованных лиц, страховых медицинских
организаций и медицинских организаций
. Финансовое обеспечение обязательного
медицинского страхования осуществляется
согласно пятой главе , шестая глава закрепляет
правовое положение Федерального фонда
и Территориального фонда, в седьмой главе
описаны программы обязательного медицинского
страхования. Глава восьмая – система
договоров в сфере обязательного
медицинского страхования, девятой главой
регулируется порядок организации контроля
объемов, сроков, качества и условий предоставления
медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию, десятая глава
определяет организацию персонифицированного
учета в сфере обязательного медицинского
страхования, в одиннадцатой главе содержаться
заключительные положения по программам
и мероприятиям модернизации здравоохранения
.
Наряду с вышерассмотренными
законами в области регулирования
здравоохранения ежегодно утверждается
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 г. Москва,
"О Программе государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи на 2012 год".
Программа государственных
гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской
помощи на 2012 год определяет виды и
условия оказания медицинской помощи,
нормативы объема медицинской помощи,
нормативы финансовых затрат на единицу
объема медицинской помощи, подушевые
нормативы финансового обеспечения, порядок
формирования и структуру тарифов на медицинскую
помощь, а также предусматривает критерии
качества и доступности медицинской помощи,
предоставляемой гражданам Российской
Федерации на территории Российской Федерации
бесплатно.
Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с Программой разрабатывают
и утверждают территориальные программы
государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи на 2012
год.
Территориальная программа
обязательного медицинского страхования
может включать в себя оказание медицинской
помощи при отдельных заболеваниях
и состояниях здоровья, не включенных
в базовую программу обязательного
медицинского страхования, без соблюдения
условия выполнения нормативов, установленных
базовой программой обязательного
медицинского страхования, при сохранении
объема финансового обеспечения
территориальной программы обязательного
медицинского страхования не ниже уровня
2010 года, в том числе в пределах
базовой программы обязательного
медицинского страхования.
Так же в программе государственных
гарантий приведен полный перечень видов и условий оказания медицинской
помощи.
Медицинская помощь на территории
Российской Федерации оказывается
за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, местных бюджетов (в случае
наделения в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации органов
местного самоуправления государственным
полномочием субъекта Российской Федерации
по решению вопросов организации
оказания медицинской помощи) и средств
бюджетов государственных фондов обязательного
медицинского страхования
Источники финансового обеспечения
оказания медицинской помощи закрепляются
третьей часть программы государственных
гарантий, так же в этом документе
определены нормативы объема медицинской
помощи по ее видам, в целом по Программе
рассчитываются в единицах объема на 1
человека в год, по базовой программе обязательного
медицинского страхования - на 1 застрахованное
лицо. Нормативы используются в целях
планирования и финансово-экономического
обоснования размера подушевых нормативов
финансового обеспечения, предусмотренных
данной Программой.