Финансирование воспроизводства основных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основ финансирования воспроизводства основных фондов и составление баланса доходов и расходов (финансового плана) промышленного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
1. Сущность и виды инвестиций;
2. Состав и структура прямых инвестиций;
3. Виды источников финансирования основных фондов;
4. Структура и характеристика собственных ресурсов предприятия;
5. Заемные и привлеченные денежные средства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА………..5
1.1. Сущность и виды инвестиций……………………………………….....5
1.2. Состав и структура прямых инвестиций………………………………7
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
2.1. Виды источников финансирования основных фондов……………...11
2.2. Структура и характеристика собственных ресурсов предприятия…13
2.3. Заемные и привлеченные денежные средства…………………….....16
2.4. Прямые иностранные инвестиции……………………………………19
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ………………………….22
3.1. Особенности инвестиционной политики на современном этапе ..…22
3.2. Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам основных фондов……………………………………………………………….............27
II РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......53
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...55

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный лизинг является одной из наиболее перспективных  форм привлечения заемных ресурсов. Он рассматривается как одна из разновидностей долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

Приобретение активов  в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в качестве обеспечения служит приобретаемый предприятием актив, который переходит в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его стоимость. Предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования. Обычно лизинговые компании отдают предпочтение тем видам оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто транспортировке. Именно поэтому лизинговые операции очень распространены при приобретении транспортных средств (кораблей, самолетов, грузовиков и т.п.).

Финансирование поставщиками оборудования (Vendor financing) также очень широко распространено. Многие производители в качестве механизма стимулирования спроса предлагают своим клиентам приобретение оборудования в рассрочку, после оплаты первоначального авансового взноса. При этом они также отдают предпочтение надежным и динамично развивающимся предприятиям. Также необходимо принимать во внимание, что наличие авторитетного частного инвестора (например, известного инвестиционного банка или фонда), который пошел на риск и приобрел акции предприятия, является значимым положительным фактором для производителей при принятии решения о поставке оборудования в рассрочку [7, с.341-342].

Среди привлеченных источников финансирования инвестиций в первую очередь необходимо рассмотреть  возможность привлечения акционерного капитала. Этот источник может быть использован компаниями и их самостоятельными структурами (дочерними фирмами), создаваемыми в форме акционерных обществ. Многое компании уже сейчас широко используют возможности привлечения акционерного капитала к инвестиционной деятельности (для инвестиционных компаний и инвестиционных фондов аналогичной формой привлечения капитала является эмиссия инвестиционных сертификатов).

Для предприятий иных организационно-правовых форм (кроме  акционерных обществ) основной формой дополнительного привлечения капитала является расширение уставного фонда за счет дополнительных взносов (паев) отечественных и зарубежных инвесторов.

Основную часть сторонних  инвестиций от других предприятий и  организаций составляют вложения крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). У ФПГ есть солидные средства, которые они и вкладывают в крупные предприятия, как правило, относящиеся к двум-трем смежным отраслям экономики и связанные в единую технологическую цепочку. Примером тому может служить «Сибирский алюминий», ЮКОС, «Сибнефть», «ЛУКойл». Но им интересны именно смежные отрасли, а значит, на инвестиции от них могут рассчитывать только предприятия нефтехимической отрасли и металлургии (и то только алюминиевая отрасль) [9, с.171].

Важнейшим источником финансирования инвестиций все же остаются собственные средства предприятия. Отдельной строкой хотелось бы описать государственное финансирование, несмотря на то, что его доля в общем объеме инвестиции в России  невелика.

Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков. Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные. В-третьих, государство — самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников. Однако следует учитывать, что общая потребность в финансировании российской промышленности превышает 1 млрд. долл. США, а следовательно, вероятность получения государственного финансирования коммерческими предприятиями ничтожно мала и не превышает 1% [3].

 

 

2.4. Прямые иностранные  инвестиции

 

Прямые иностранные  инвестиции – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации [1, гл. 2 ст.2].

Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если  иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Приток зарубежных капиталовложений  в Россию жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, подъем экономики. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться  путем:

- создания предприятий  с долевым участием иностранного  капитала;

- создания предприятий,  полностью принадлежащих иностранным  инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным  инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов,  зданий, сооружений, долей участий в предприятиях,  акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав  пользования землей и иными  природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.п.;

- предоставления займов,  кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Инвесторами в России могут быть:

1) иностранные юридические  лица, включая, в частности, любые  компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;

2) иностранные граждане, лица без гражданства, российские  граждане, имеющие постоянное местожительство  за границей, при условии, что  они зарегистрированы  для ведения  хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;

3)  иностранные государства;

4) международные организации;

Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т.е. могут использовать форму совместного предприятия или полностью принадлежать иностранным инвесторам. Для регистрации крупных предприятий (с инвестициями более 100 млн. рублей) требуется специальное разрешение Правительства Российской Федерации [6, с.206-207].

 

Подводя итог можно сделать следующий вывод, что привлечение национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

 

3.1. Особенности инвестиционной политики на современном этапе

 

Эффективность практической реализации инвестиционной политики в  современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного  перехода страны к новому этапу - периоду устойчивого экономического роста.

Российская экономика  в последние десятилетия развивалась  в условиях острейшего инвестиционного  кризиса. Практически все отрасли  сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии.

Кардинальное изменение  сложившегося в советскую эпоху  экономического строя и замена его рыночной системой хозяйствования в РФ в последние десятилетия в полной мере проявилась и в инвестиционной сфере. Если до середины 1980-х гг. она оставалась практически исключительно областью деятельности государства, поскольку последнее было единственным инвестором, то в последующий период произошло резкое свертывание инвестиционной деятельности государства, вместо которого в роли инвесторов выступили многочисленные частно-хозяйственные структуры, резко возросла роль иностранного капитала.

К настоящему времени  прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.

Политическая стабильность обычно оценивается по степени устойчивости функционирующей политической системы, способности властей страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и удерживать ее в определенных рамках, обеспечивать строгое соблюдение конституции и правопорядка, гарантировать неизменность провозглашенной стратегии рыночной ориентации.

Макроэкономическая стабильность, как известно, оценивается главным  образом по устойчивости основных тенденций в развитии экономики (динамики ВВП, промышленного производства, инфляции, безработицы и т.п.), а также по тем задачам и достигнутым результатам проводимой денежной, финансовой и бюджетной политики. Повышенное внимание при этом уделяется не просто развитию указанных макроэкономических процессов, но опять же реальной способности властей страны сохранять эффективный контроль за их динамикой, не допуская нежелательных срывов и кризисов.

При оценке состояния  инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.

Для России как страны с «переходной экономикой» характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Оценивая российскую действительность с позиции необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства.

На микроуровне это  проявляется в том, что пока лишь только малая часть потенциальных  объектов для инвестирования готова к эффективному освоению средств  в силу неприемлемо низкого качества управления. Российская модель рыночного управления только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.

Более того, на региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Большая доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском. Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала.

Таким образом, при характеристике инвестиционного климата в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.

Не вызывает сомнений, что без создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. А без этого не может быть обеспечено и прекращение в РФ затяжного инвестиционного кризиса, создание необходимых условий для масштабного притока имеющихся в стране накоплений в реальный сектор экономики, в том числе стимулирование возврата ранее вывезенного из России капитала.

Отмечая отставание в  формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.

Информация о работе Финансирование воспроизводства основных фондов