осуществляет по поручению
правительства РФ сотрудничество с
международными финансовыми организациями;
регистрирует выпуск ценных
бумаг в пределах своих полномочий;
осуществляет другие функции,
предусмотренные законодательством.
В настоящее время
в центральном аппарате Министерства
функционируют следующие подразделения:
департамент бюджетной политики,
департамент отраслевого
финансирования,
департамент межбюджетных отношений,
департамент управления государственным
внутренним долгом,
департамент управления внешним
государственным долгом,
департамент оборонного комплекса
и правоохранительных органов и
др.
Важным подразделением
Министерства финансов выступает
Главное управление Федерального
Казначейства, отвечающее за кассовое
исполнение бюджета. В РФ функционирует
единая централизованная система
органов федерального казначейства,
включающая Главное управление
федерального казначейства Министерства
финансов РФ и подчиненные
ему территориальные органы федерального
казначейства по субъектам РФ,
городам (кроме городов районного
подчинения), районам и районам
в городах.
Важным элементом финансовой
системы являются органы, обеспечивающие
проведение налоговой политики
в стране. К таким органам относятся
налоговые органы, таможенные органы,
федеральные органы налоговой
полиции, а также органы, контролирующие
уплату государственной пошлины
и других сборов.
В систему налоговых
органов входят Министерство
Российской Федерации по налогам
и сборам (МНС России) и его
территориальные органы по субъектам
РФ и муниципальным образованиям
– налоговые инспекции.
Налоговые органы представляют
собой единую систему контроля
за соблюдением налогового законодательства:
правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов
и других обязательных платежей,
а также контроля за соблюдением
валютного законодательства.
С деятельностью МНС
России тесно связана работа
федеральных органов налоговой
полиции. Федеральные органы налоговой
полиции являются правоохранительными
органами и составной частью
органов по обеспечению экономической
безопасности Российской Федерации.
Систему федеральных органов
налоговой полиции составляют
Федеральная служба налоговой
полиции РФ, территориальные и
местные органы налоговой полиции.
Задачами федеральных
органов налоговой полиции являются
выявление, предупреждение и пресечение
налоговых преступлений и правонарушений,
коррупции в налоговых органах,
обеспечение безопасности деятельности
налоговых органов, защиты ее сотрудников
от противоправных посягательств при
исполнении служебных обязанностей.
К полномочиям органов
налоговой полиции относятся
производство дознания и проведение
предварительного следствия по
делам о преступлениях в налоговой
сфере, оперативно-розыскная деятельность,
участие в налоговых проверках
и пр.
За поступлением таможенных
пошлин ответственность несет
Государственный таможенный комитет
Российской Федерации (ГТК России).
Организационная структура ГТК
России включает региональные
таможенные управления, таможни
и таможенные посты РФ, таможенные
лаборатории.
Таможенные органы
осуществляют контроль за соблюдением
налогового законодательства при
пересечении товаров границы
РФ, правильностью исчисления и
уплатой таможенных пошлин.
Основными задачами
ГТК России являются обеспечение
экономической безопасности и
защита экономических интересов
РФ, обеспечение единства таможенной
территории РФ, организация, применение
и совершенствование средств
таможенного регулирования хозяйственной
деятельности, организация таможенного
дела.
На ГТК России возложены
следующие функции:
разработка правовых, экономических
и организационных механизмов реализации
таможенной политики;
организация взимания и обеспечение
своевременного и полного внесения
в федеральный бюджет таможенных
пошлин и налогов, относящихся к
товарам, перемещаемым через таможенную
границу, контроля за правильностью
определения таможенной стоимости
товаров;
обеспечение эффективного использования
таможенных режимов при перемещении
товаров и транспортных средств
через таможенную границу;
выдача лицензий и квалификационных
аттестатов, обеспечение ведение
реестров, утверждение размеров обязательных
платежей;
организация таможенного
оформления товаров и транспортных
средств;
развитие таможенной инфраструктуры;
участие в организации
таможенного и экспортного контроля,
контроля за вывозом стратегических
товаров и культурных ценностей,
осуществление валютного контроля;
организация борьбы с контрабандой
и преступлениями в сфере таможенного
дела;
ведение товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности
и др.
Рассмотрим систему
и структуру государственных
финансов РФ.
К сфере финансов
относится формирование денежных
доходов и расходов отдельных
рыночных субъектов (домохозяйств,
бизнеса и государства).
Государственные финансы
составляют центральную часть
всей системы финансов. В самих
государственных финансах первое
место занимает госбюджет –
роспись сбалансированных денежных
доходов и расходов государства.
Государство, местное
самоуправление и некоммерческий
сектор принято называть общественным
сектором, а финансовые ресурсы,
которыми он оперирует, относятся
к финансам общественного сектора.
В России к таковым в узком
смысле относятся государственные
(бюджет, государственный кредит, государственные
внебюджетные фонды) и муниципальные
финансы (местный бюджет, местные
внебюджетные фонды органов самоуправления),
а в широком смысле слова
к государственным и муниципальным
финансам следует добавить и
финансы некоммерческого сектора.
Масштабы деятельности
каждого из секторов экономики
различны по странам в силу
исторических традиций, этапов экономического
развития. Величина финансов общественного
сектора России на современном
этапе складывается из двух
компонентов. Первый – государственные
и муниципальные финансы. Их
ключевой элемент – бюджетная
система, количественно выражаемая
через величину консолидированного
бюджета РФ. Другой компонент
– величина бюджетов государственных
социально-страховых внебюджетных
фондов. Финансовая система государства
состоит из четырех звеньев:
государственного бюджета, специальных
правительственных фондов и счетов казначейства,
местных финансов, финансов государственных
предприятий и корпораций.
Центральным звеном
финансовой системы является
государственный бюджет. В нем
сосредотачиваются основные суммы
государственных доходов. Из него
финансируются основные мероприятия,
проводимые центральными государственными
органами. Специальные государственные
фонды и счета казначейства
– внебюджетные средства центрального
правительства или местных властей
– связаны с финансированием
государственных расходов. Крупнейшими
из них являются фонды социального
страхования, инвестиционные фонды
и др.
Местные финансы или
финансы местных органов власти
в современном обществе вовлечены
в финансирование общенациональных
государственных мероприятий. Кроме
того, на них возложено содержание
коммунального хозяйства.
Важным звеном финансовой
системы являются финансы государственных
предприятий и корпораций. Они
непосредственно связаны с процессом
производства в отраслях и
отдельных хозяйственных единицах,
которые принадлежат государству
на правах частной собственности.
Все звенья финансовой системы
взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Государственный бюджет
– это смета, имеющая силу
закона, отражающая совокупность
денежных отношений по поводу
образования доходов и финансирования
расходов. Государственный бюджет
составляется на один бюджетный
год (12 месяцев). Общие доходы государства
состоят из текущих доходов
и доходов от операций с
капиталом. Текущие доходы государства
образуются за счет налогов
и неналоговых поступлений. Неналоговые
поступления включают доходы
от государственной собственности
и предпринимательской деятельности,
продажи принадлежащих государству
имущества, запасов, земли и
т.д. Доходы от операций с
капиталом включают поступления
от продажи капитальных активов.
К полученным официальным
трансфертам относятся все невозвратные,
безвозмездные платежи, полученные
от других органов государственного
управления, других государств или
международных организаций. Сюда
входят репарации и дарения,
предназначенные для особых проектов
и программ, поддержки основного
бюджета и других целей.
Государственные расходы,
являются затратами, связанными
с осуществлением государством
своих функций. К чистому кредитованию
относится предоставление ссуд
и приобретение акций за вычетом
сумм погашенных кредитов и
выручки от продажи акций. Цель
этих операций – кредитование
инвестиционных и других проектов,
нуждающихся в государственной
поддержке: сельского хозяйства,
строительства жилья, восстановления
объектов, разрушенных в результате
стихийных бедствий и войн. Чистое
кредитование подразделяется на
внутреннее и внешнее.
Составление бюджета,
его обсуждение, утверждение, использование
средств, рассмотрение итогов
бюджетной деятельности – все
это представляет собой единый
бюджетный процесс. Весь бюджетный
процесс регламентируется законом,
в котором предусмотрен порядок
составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения бюджета. В этом
процессе важное место занимает
бюджетное регулирование, которое
означает перераспределение денежно-финансовых
ресурсов между различными бюджетами.
Каждая административно-территориальная
единица имеет свой бюджет. Совокупность
бюджетов всех административно-территориальных
единиц представляет собой бюджетную
систему страны. По своей структуре
госбюджет носит многоуровневый
характер. В федеральных государствах
он обычно включает три уровня:
государственный (федеральный) бюджет,
бюджеты членов федерации и
местные бюджеты. В российской
статистике принято рассматривать
государственные финансы с использованием
следующей терминологии:
Консолидированный бюджет
– бюджет, складывающийся из федерального,
регионального и местных бюджетов;
Расширенный бюджет (бюджет
«расширенного правительства») –
федеральный бюджет в совокупности
с внебюджетными фондами.
В настоящее время
в России действуют три уровня
органов власти и управления,
два из которых – государственные
(федеральный и субфедеральный),
финансовой основой их деятельности
являются федеральный и 89 субфедеральных
бюджетов, и один уровень –
муниципального управления, финансовой
основой деятельности которого
являются местные бюджеты. С
1992 г. в РФ отсутствует как
легитимная категория государственный
бюджет, т.е. законодательно осуществлен
переход к децентрализованной
трехуровневой бюджетной системе.
В унитарных государствах
бюджетная система состоит из
двух уровней – государственного
бюджета, составляющего главное
звено этой системы, и местных
бюджетов. Различные уровни бюджетной
системы носят автономный друг
от друга характер; часто между
ними полностью или в значительной
мере отсутствует единство.
В целом бюджет любого
уровня представляет, с одной
стороны, все доходы, поступающие
в него, с другой стороны, все
его расходы (т.е. расходы, за
которые несет ответственность
этот бюджетный уровень).
Многоуровневый характер
носят и бюджетные расходы.
Расходы госбюджета – это экономические
отношения, связанные с распределением
и использованием централизованных
денежных фондов государства
по отраслевому, целевому и
территориальному назначению.
Федеральные бюджеты
в федеральных государствах и
госбюджеты в унитарных государствах
обычно несут расходы общенационального
значения и тесно связаны с
функциями государства. У каждого
государства есть 4 первоочередные
функции: экономическая, социальная,
управления, военная. Поэтому и
в расходах бюджета основное
место занимают 4 группы: экономического
назначения (на финансирование народного
хозяйства), расходы на социально-культурные
мероприятия – финансирование
отраслей, обслуживающих население,
в основном, путем предоставления
бесплатных услуг (здравоохранение,
образование, расходы на предоставление
социальной помощи отдельным
слоям и категориям населения);
расходы на управление – связаны
с финансированием органов исполнительной
и законодательной власти, осуществляющих
управление страной. Национальная
оборона (военные расходы) составляет
более четверти расходов федерального
бюджета, что указывает на высокий
уровень затрат на поддержание
безопасности. В условиях госкредита
есть и расходы на обслуживание
государственного долга. Выплата
процентов по государственному
долгу в последние годы значительно
возросла, так как увеличился
размер самого государственного
долга и одновременно выросла
процентная ставка.