Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием социальной сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.

Содержание работы

Введение

1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства

1.1 Финансовая политика и финансовая система РФ

1.2 Методы управления финансами

2. Финансовая политика РФ и пути ее улучшения

2.1 Текущее положение РФ и перспективы в области финансовой политики

2.2 Улучшение системы российских финансов

Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 385.44 Кб (Скачать файл)

 

осуществляет по поручению  правительства РФ сотрудничество с  международными финансовыми организациями;

 

регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;

 

осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

 

 В настоящее время  в центральном аппарате Министерства  функционируют следующие подразделения:

 

департамент бюджетной политики,

 

департамент отраслевого  финансирования,

 

департамент межбюджетных отношений,

 

департамент управления государственным  внутренним долгом,

 

департамент управления внешним  государственным долгом,

 

департамент оборонного комплекса  и правоохранительных органов и  др.

 

 Важным подразделением  Министерства финансов выступает  Главное управление Федерального  Казначейства, отвечающее за кассовое  исполнение бюджета. В РФ функционирует  единая централизованная система  органов федерального казначейства, включающая Главное управление  федерального казначейства Министерства  финансов РФ и подчиненные  ему территориальные органы федерального  казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного  подчинения), районам и районам  в городах.

 

 Важным элементом финансовой  системы являются органы, обеспечивающие  проведение налоговой политики  в стране. К таким органам относятся  налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой  полиции, а также органы, контролирующие  уплату государственной пошлины  и других сборов.

 

 В систему налоговых  органов входят Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам (МНС России) и его  территориальные органы по субъектам  РФ и муниципальным образованиям  – налоговые инспекции.

 

 Налоговые органы представляют  собой единую систему контроля  за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью внесения  в соответствующий бюджет налогов  и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением  валютного законодательства.

 

 С деятельностью МНС  России тесно связана работа  федеральных органов налоговой  полиции. Федеральные органы налоговой  полиции являются правоохранительными  органами и составной частью  органов по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации.  Систему федеральных органов  налоговой полиции составляют  Федеральная служба налоговой  полиции РФ, территориальные и  местные органы налоговой полиции.

 

 Задачами федеральных  органов налоговой полиции являются  выявление, предупреждение и пресечение  налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах,  обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

 

 К полномочиям органов  налоговой полиции относятся  производство дознания и проведение  предварительного следствия по  делам о преступлениях в налоговой  сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках  и пр.

 

 За поступлением таможенных  пошлин ответственность несет  Государственный таможенный комитет  Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура ГТК  России включает региональные  таможенные управления, таможни  и таможенные посты РФ, таможенные  лаборатории.

 

 Таможенные органы  осуществляют контроль за соблюдением  налогового законодательства при  пересечении товаров границы  РФ, правильностью исчисления и  уплатой таможенных пошлин.

 

 Основными задачами  ГТК России являются обеспечение  экономической безопасности и  защита экономических интересов  РФ, обеспечение единства таможенной  территории РФ, организация, применение  и совершенствование средств  таможенного регулирования хозяйственной  деятельности, организация таможенного  дела.

 

 На ГТК России возложены  следующие функции:

 

разработка правовых, экономических  и организационных механизмов реализации таможенной политики;

 

организация взимания и обеспечение  своевременного и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов, относящихся к  товарам, перемещаемым через таможенную границу, контроля за правильностью  определения таможенной стоимости  товаров;

 

обеспечение эффективного использования  таможенных режимов при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

 

выдача лицензий и квалификационных аттестатов, обеспечение ведение  реестров, утверждение размеров обязательных платежей;

 

организация таможенного  оформления товаров и транспортных средств;

 

развитие таможенной инфраструктуры;

 

участие в организации  таможенного и экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических товаров и культурных ценностей, осуществление валютного контроля;

 

организация борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного  дела;

 

ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.

 

 Рассмотрим систему  и структуру государственных  финансов РФ.

 

 К сфере финансов  относится формирование денежных  доходов и расходов отдельных  рыночных субъектов (домохозяйств, бизнеса и государства).

 

 Государственные финансы  составляют центральную часть  всей системы финансов. В самих  государственных финансах первое  место занимает госбюджет –  роспись сбалансированных денежных  доходов и расходов государства.

 

 Государство, местное  самоуправление и некоммерческий  сектор принято называть общественным  сектором, а финансовые ресурсы,  которыми он оперирует, относятся  к финансам общественного сектора.  В России к таковым в узком  смысле относятся государственные  (бюджет, государственный кредит, государственные  внебюджетные фонды) и муниципальные  финансы (местный бюджет, местные  внебюджетные фонды органов самоуправления), а в широком смысле слова  к государственным и муниципальным  финансам следует добавить и  финансы некоммерческого сектора.

 

 Масштабы деятельности  каждого из секторов экономики  различны по странам в силу  исторических традиций, этапов экономического  развития. Величина финансов общественного  сектора России на современном  этапе складывается из двух  компонентов. Первый – государственные  и муниципальные финансы. Их  ключевой элемент – бюджетная  система, количественно выражаемая  через величину консолидированного  бюджета РФ. Другой компонент  – величина бюджетов государственных  социально-страховых внебюджетных  фондов. Финансовая система государства  состоит из четырех звеньев:  государственного бюджета, специальных  правительственных фондов и счетов казначейства, местных финансов, финансов государственных предприятий и корпораций.

 

 Центральным звеном  финансовой системы является  государственный бюджет. В нем  сосредотачиваются основные суммы  государственных доходов. Из него  финансируются основные мероприятия,  проводимые центральными государственными  органами. Специальные государственные  фонды и счета казначейства  – внебюджетные средства центрального  правительства или местных властей  – связаны с финансированием  государственных расходов. Крупнейшими  из них являются фонды социального  страхования, инвестиционные фонды  и др.

 

 Местные финансы или  финансы местных органов власти  в современном обществе вовлечены  в финансирование общенациональных  государственных мероприятий. Кроме  того, на них возложено содержание  коммунального хозяйства.

 

 Важным звеном финансовой  системы являются финансы государственных  предприятий и корпораций. Они  непосредственно связаны с процессом  производства в отраслях и  отдельных хозяйственных единицах, которые принадлежат государству  на правах частной собственности.  Все звенья финансовой системы  взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

 Государственный бюджет  – это смета, имеющая силу  закона, отражающая совокупность  денежных отношений по поводу  образования доходов и финансирования  расходов. Государственный бюджет  составляется на один бюджетный  год (12 месяцев). Общие доходы государства  состоят из текущих доходов  и доходов от операций с  капиталом. Текущие доходы государства  образуются за счет налогов  и неналоговых поступлений. Неналоговые  поступления включают доходы  от государственной собственности  и предпринимательской деятельности, продажи принадлежащих государству  имущества, запасов, земли и  т.д. Доходы от операций с  капиталом включают поступления  от продажи капитальных активов.

 

 К полученным официальным  трансфертам относятся все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные  от других органов государственного  управления, других государств или  международных организаций. Сюда  входят репарации и дарения,  предназначенные для особых проектов  и программ, поддержки основного  бюджета и других целей.

 

 Государственные расходы,  являются затратами, связанными  с осуществлением государством  своих функций. К чистому кредитованию  относится предоставление ссуд  и приобретение акций за вычетом  сумм погашенных кредитов и  выручки от продажи акций. Цель  этих операций – кредитование  инвестиционных и других проектов, нуждающихся в государственной  поддержке: сельского хозяйства,  строительства жилья, восстановления  объектов, разрушенных в результате  стихийных бедствий и войн. Чистое  кредитование подразделяется на  внутреннее и внешнее.

 

 Составление бюджета,  его обсуждение, утверждение, использование  средств, рассмотрение итогов  бюджетной деятельности – все  это представляет собой единый  бюджетный процесс. Весь бюджетный  процесс регламентируется законом,  в котором предусмотрен порядок  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджета. В этом  процессе важное место занимает  бюджетное регулирование, которое  означает перераспределение денежно-финансовых  ресурсов между различными бюджетами.

 

 Каждая административно-территориальная  единица имеет свой бюджет. Совокупность  бюджетов всех административно-территориальных  единиц представляет собой бюджетную  систему страны. По своей структуре  госбюджет носит многоуровневый  характер. В федеральных государствах  он обычно включает три уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и  местные бюджеты. В российской  статистике принято рассматривать  государственные финансы с использованием  следующей терминологии:

 

 Консолидированный бюджет  – бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;

 

 Расширенный бюджет (бюджет  «расширенного правительства») –  федеральный бюджет в совокупности  с внебюджетными фондами.

 

 В настоящее время  в России действуют три уровня  органов власти и управления, два из которых – государственные  (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности  являются федеральный и 89 субфедеральных  бюджетов, и один уровень –  муниципального управления, финансовой  основой деятельности которого  являются местные бюджеты. С  1992 г. в РФ отсутствует как  легитимная категория государственный  бюджет, т.е. законодательно осуществлен  переход к децентрализованной  трехуровневой бюджетной системе.

 

 В унитарных государствах  бюджетная система состоит из  двух уровней – государственного  бюджета, составляющего главное  звено этой системы, и местных  бюджетов. Различные уровни бюджетной  системы носят автономный друг  от друга характер; часто между  ними полностью или в значительной  мере отсутствует единство.

 

 В целом бюджет любого  уровня представляет, с одной  стороны, все доходы, поступающие  в него, с другой стороны, все  его расходы (т.е. расходы, за  которые несет ответственность  этот бюджетный уровень).

 

 Многоуровневый характер  носят и бюджетные расходы.  Расходы госбюджета – это экономические  отношения, связанные с распределением  и использованием централизованных  денежных фондов государства  по отраслевому, целевому и  территориальному назначению.

 

 Федеральные бюджеты  в федеральных государствах и  госбюджеты в унитарных государствах  обычно несут расходы общенационального  значения и тесно связаны с  функциями государства. У каждого  государства есть 4 первоочередные  функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и  в расходах бюджета основное  место занимают 4 группы: экономического  назначения (на финансирование народного  хозяйства), расходы на социально-культурные  мероприятия – финансирование  отраслей, обслуживающих население,  в основном, путем предоставления  бесплатных услуг (здравоохранение,  образование, расходы на предоставление  социальной помощи отдельным  слоям и категориям населения); расходы на управление – связаны  с финансированием органов исполнительной  и законодательной власти, осуществляющих  управление страной. Национальная  оборона (военные расходы) составляет  более четверти расходов федерального  бюджета, что указывает на высокий  уровень затрат на поддержание  безопасности. В условиях госкредита  есть и расходы на обслуживание  государственного долга. Выплата  процентов по государственному  долгу в последние годы значительно  возросла, так как увеличился  размер самого государственного  долга и одновременно выросла  процентная ставка.

Информация о работе Финансовая политика государства