Существующая классификация
содержит и разделение по отраслевому
признаку (строительство, сельское
хозяйство); по целевому назначению
(расходы на капвложения, в
бюджетных – расходы на заработную
плату, капремонт, приобретение
инвентаря); по уровням звеньев
бюджетной системы или уровням
управления (федеральные расходы,
расходы субъектов федерации,
местных бюджетов).
Особое место в федеральном
бюджете занимают специальные
фонды, получаемые и расходуемые
федеральными правительствами по
определенному целевому назначению.
Большую их часть составляют
расходы по социальному обеспечению,
на финансирование здравоохранения,
образования и другие социальные
цели.
Расходы бюджетов более
низкого уровня сконцентрированы
на финансировании нужд регионального
и местного значения (часть расходов
на образование, здравоохранение,
дорожное, коммунальное и городское
хозяйство и т.п.).
В связи со значительностью
задач федеральный бюджет в
федеративных государствах и
тем более госбюджет в унитарных
государствах занимает больший
удельный вес во всех государственных
доходах и расходах.
Превышение расходов
бюджета над доходами называется
бюджетным дефицитом. Если доходы
превышают расходы, образуется
бюджетный излишек (профицит).
Основным источником
поступлений в доходную часть
бюджета являются налоги. Налоги
– это обязательные платежи,
взимаемые государством с юридических
и физических лиц. Обязанность
граждан платить законно установленные
налоги закреплена в ст. 57 Конституции
РФ. В современных условиях налоги
выполняют две основные функции:
фискальную и экономическую. Формирование
налоговой системы – достаточно
сложная задача; при введении
или изменении того или иного
налога в расчет принимаются
не только фискальные, но и
социальные интересы (в том числе
и в форме социальной справедливости),
а также то, как тот или иной
налог воздействует на хозяйственную
деятельность (стимулирует ее или,
наоборот, дает отрицательный эффект).
Налоговое обложение
связано с рядом категорий,
которые принято называть элементами
налога. Основными категориями в
налоговом законодательстве являются
понятия объекта налогообложения
и налоговой ставки.
Объект налогообложения
– доход, имущество или предмет,
который служит основой для
налогообложения. Номенклатура налогов
берет свое начало от объектов
обложения. Так, налог, объектом
которого служит земля, называется
поземельным, доход – подоходным
и т.д. Чтобы изъять налог,
необходимо произвести учет и
оценку объекта. Объекты обложения
оцениваются на основании кадастров,
по декларации налогоплательщика,
а также непосредственно налоговыми
органами.
Налоговая ставка представляет
собой размер налога на единицу
налогообложения.
По методу построения
налоговые ставки бывают твердые,
процентные, пропорциональные, прогрессивные
и регрессивные. Твердые ставки
устанавливаются в абсолютной
сумме к единице обложения;
пропорциональные – в виде
единого процента, независимо от
объема дохода или имущества
налогоплательщика; прогрессивные
ставки в виде шкалы налогообложения,
по которой процент изъятия
растет по мере роста дохода
или имущества. Различают два
вида прогрессии – простую
и сложную (ступенчатую). При простой
прогрессии ставка налога растет
по мере роста общей суммы
дохода или стоимости имущества.
При сложной – доход делится
на части (ступени), для каждой
части устанавливается налоговая
ставка, причем повышенным процентом
облагается не весь доход, а
лишь каждая следующая ступень.
Наиболее характерным примером
прогрессивного налога является
подоходный налог с физических
лиц.
Регрессивные ставки
понижаются по мере роста дохода
или имущества.
Налоги делятся на
три группы: прямые, косвенные и
взносы на социальное страхование.
Прямыми называются налоги, которыми
непосредственно облагаются налогоплательщики.
Эти налоги выплачиваются из
доходов (заработной платы, прибыли,
дивидендов, ренты, процента, доходов
частных предпринимателей, лиц свободных
профессий, жалования служащим).
Косвенными налогами называются
такие, которые взимаются с
налогоплательщика косвенно в
цене товара. В особую группу
выделяются налоги и взносы
на социальное страхование, которые
выплачиваются рабочими, служащими
и предпринимателями в фонды
социального страхования.
Прямые налоги подразделяются
на две подгруппы: реальные
и личные. Реальные налоги в
свою очередь классифицируются
по объектам на поземельный,
подомовой, промысловый и налог
на денежный капитал; личные
налоги – на подушный, подоходный,
поимущественный и налоги с
наследств и дарений.
Косвенные налоги делятся
на акцизы, фискальные монополии
и таможенные пошлины. Деление
налогов на прямые и косвенные
весьма условно, так как часть
прямых налогов перекладывается
в ценах товаров на потребителя.
По экономическим признакам
объекта различают налоги на
потребление, на доходы и на
капитал. Налоги на потребление
вводятся для обложения товаров
длительного или обычного пользования.
Налоги на доходы взимаются
с доходов отдельных лиц (преимущественно
с заработной платы, а также
прибыли, ренты, гонораров лиц
свободных профессий). Налоги на
капитал взимают с движимого
или недвижимого имущества. В
первом случае по существу
облагается доход от денежного
капитала (дивиденды, проценты). В
США и Англии эти доходы
облагаются подоходным налогом.
Во втором случае налог взимается
с земли, жилых домов, торговых,
промышленных, транспортных зданий
и сооружений. Обложение капитала
не получило широкого распространения.
Существуют следующие
основные принципы налогообложения:
1. Принцип выгоды –
разные люди должны облагаться
налогом в той степени, в
какой они используют программы,
финансируемые за счет налогов.
2. Принцип платежеспособности
– размер налога должен соотноситься
с величиной дохода и богатства
налогоплательщика. Иначе говоря,
налогообложение должно способствовать
справедливому распределению доходов.
3. Справедливость по горизонтали
– равные по доходам и по
степени использования правительственных
программ люди должны платить
равные налоги.
4. Справедливость по вертикали
– если социальные и экономически
равные налогоплательщики платят
равные налоги, то неравные должны
платить неравные налоги.
По оси ординат отложены
налоговые ставки (t), по оси абсцисс
– поступления в госбюджет
(B). Согласно кривой Лаффера до
точки М большее значение налоговой
ставки будет обеспечивать большую
величину налоговых поступлений.
Оптимальный размер налоговых
ставок (tM) обеспечивает максимальные
поступления в государственный
бюджет (BM). Однако дальнейшее увеличение
налоговой ставки приведет к
снижению стимулов к труду
и предпринимательству, в результате
чего величина национального
дохода, облагаемого налогом, сократится
до такого уровня, когда величина
налоговых поступлений снизится.
Объясняется это тем, что за
границами определенного повышения
налоговых ставок стимулы к
увеличению производства дохода
ослабевают. Кроме этого, появляются
мотивы для сокрытия предпринимателями
доходов. Их раскрытие и изъятие
налоговой полицией резко увеличивает
трансакционные издержки государства,
а при 100% налогообложении доход
государства равен нулю, потому
что никто не захочет работать
бесплатно. Из этого следует,
что при ставке налога, большей
tM, снижение налогов в длительной
перспективе обеспечит рост сбережений,
инвестиций, занятости и, следовательно,
размера совокупных доходов, подлежащих
налогообложению, т.е. приведет
к росту налоговых поступлений.
Другими словами, снижение чрезмерно
высоких налогов приведет к
росту объема государственных
доходов, уменьшится дефицит,
произойдет ослабление инфляции.
Понятно, что эффект Лаффера
проявляется лишь в случае
нормального действия свободных
рыночных механизмов. На практике
весьма трудно ответить на
вопрос, при какой фактической
ставке налога начинается снижение
налоговых поступлений. Эффект
Лаффера лег в основу практических
рекомендаций теории экономики
предложения. Работы Лаффера,
показывают, что изъятие в бюджет
более 40% добавленной стоимости
(это значение можно назвать
«порогом Лаффера») делает производственные
инвестиции и расширение производства
невыгодными. Исходя из этого,
налоговое бремя до 35% добавленной
стоимости считается невысоким,
36–45% – умеренным, 45–55% – высоким
и свыше 55% – очень высоким.
Расчеты, сделанные учеными ЦЭМИ
показывают, что налоговое бремя
на российское промышленное предприятие
является очень высоким и составляет
около 55% добавленной стоимости,
что на 15 пунктов превышает порог
Лаффера1.
Система налогообложения
в России, закрепляемая Налоговым
Кодексом, представляет собой три
уровня: федеральный, региональный
и местный.
К федеральным налогам
и сборам относятся:
1) налог на добавленную
стоимость;
2) акцизы на отдельные
виды товаров (услуг) и отдельные
виды минерального сырья;
3) налог на прибыль
(доход) организаций;
4) налог на доходы от
капитала;
5) подоходный налог с
физических лиц;
6) взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина
и таможенные сборы;
9) налог на пользование
недрами;
10) налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный
доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования
объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные
сборы.1
К региональным налогам
и сборам относятся:
1) налог на имущество
организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог на игорный
бизнес;
6) региональные лицензионные
сборы.2
К местным налогам
и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество
физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование
или дарение;
5) местные лицензионные
сборы.1
1.2 Методы управления финансами
Финансовая политика
является субъективной, надстроечной
категорией. Но в то же время
она носит объективный характер,
т. к. определяется объективными
экономическими законами развития
общества. Хотя финансовая политика
и порождается экономическими
отношениями и развивается на
основе характера и степени
использования производственных
факторов, по сути своей она
субъективна, так как полезность,
эффективность и результативность
ее выводится из оценки людей.
В этом смысле представляется
оправданной позиция многих западных
экономистов, рассматривающих финансовую
политику в конкретной плоскости
как систему управленческих решений,
систему управления финансами.
Цели и содержание
финансовой политики определяют
ее основные задачи:
обеспечение условий для
формирования максимально возможных
финансовых ресурсов;
рациональное распределение
и использование финансовых ресурсов;
организация регулирования
и стимулирования финансовыми методами
экономических и социальных процессов
в стране;
выработка финансового механизма
и его развитие в соответствии
с изменяющимися социально-экономическими
целями1.
Оценка результатов
финансовой политики государства
основывается на ее соответствии
интересам общества и большинства
его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих
из поставленных целей и задач.
Результативность финансовой
политики во многом зависит
от качественной разработки механизма
согласования и реализации интересов
различных слоев общества и
имеющихся у государства объективных
возможностей использования всесторонних
факторов воздействия на ход
реализации финансовой политики.
Основу финансовой
политики составляет выбор стратегических
направлений, которые определяют
долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов.
Одновременно государство осуществляет
выбор текущих, тактических целей
своей финансовой политики, направленной
на адаптацию к изменяющимся условиям
воспроизводства в коротком периоде. При
этом текущие цели находятся под непосредственным
влиянием целей стратегических.
Важной составной часть
финансовой политики является
формирование финансового механизма,
при помощи которого происходит
осуществление деятельности государства
в области финансов. Финансовый
механизм представляет собой
систему установленных государством
форм, видов и методов организации
финансовых отношений. К элементам
финансового механизма относятся
формы финансовых ресурсов, методы
их формирования, система законодательных
норм и нормативов, которые используются
при определении доходов и
расходов государства, организации
и регулирования бюджетной сферы,
финансов предприятий и рынка
ценных бумаг.
Финансовый механизм
– это наиболее динамичная
часть финансовой политики. Его
изменения происходят в связи
с решением различных тактических
задач, и поэтому финансовый
механизм чутко реагирует на
все особенности социальной и
экономической ситуации в стране.
Одно и тоже финансовое отношение
в стране может быть организовано
по-разному. По-разному может использоваться
один и тот же инструмент
финансового регулирования.
Управление финансами
предполагает целенаправленную
деятельность государства, связанную
с практическим использованием
финансового механизма. Эта деятельность
осуществляется специальными организационными
структурами. Управление включает
в себя ряд функциональных
элементов: прогнозирование, планирование,
оперативное управление, регулирование
и контроль. Все эти элементы
обеспечивают проведение мероприятий
финансовой политики в стратегической
и текущей деятельности государственных
органов, юридических лиц и
граждан.