Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием социальной сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.

Содержание работы

Введение

1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства

1.1 Финансовая политика и финансовая система РФ

1.2 Методы управления финансами

2. Финансовая политика РФ и пути ее улучшения

2.1 Текущее положение РФ и перспективы в области финансовой политики

2.2 Улучшение системы российских финансов

Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 385.44 Кб (Скачать файл)

 

 Управление финансами  осуществляется экономическими  и административными методами. К  экономическим методам относятся:

 

фискальная политика;

 

финансовое планирование;

 

координация финансовых ресурсов;

 

финансовое регулирование.

 

 Фискальная политика  – это меры со стороны правительственных  органов по изменению порядка  налогообложения и структуры  государственных расходов с целью  воздействия на экономику для  изменения реального объема национального  производства и занятости, контроля  над инфляцией и ускорения  экономического роста.

 

 Объектом финансового  планирования является формирование  и распределение доходов и  накоплений, а также использование  различных фондов денежных средств.  На общегосударственном и региональном  уровне оно реализуется как  бюджетное планирование, а на  уровне хозяйствующего звена  – как финансовый план предприятия.

 

 Координация финансовых  ресурсов на общегосударственном  уровне осуществляется через  систему дотаций различным звеньям  бюджетной системы и посредством  субвенциального финансирования.

 

 Финансовое регулирование  осуществляется в виде регламентации  использования финансовых ресурсов.

 

 К другим методам  следует отнести:

 

систему амортизационных  отчислений;

 

систему финансовых санкций.

 

 Изучим поподробнее  основные принципы фискальной  политики.

 

 Выделяются 2 типа фискальной  политики: дискреционная (от латинского discretio – действие по своему  усмотрению) и автоматическая. И  дискреционная и автоматическая  фискальная политика играют важную  роль в стабилизационных мероприятиях  государства, однако, ни та, ни  другая не является панацеей  от всех экономических бед.

 

 Дискреционная налогово-бюджетная  или активная фискальная политика  – это сознательное манипулирование  законодательной властью налогообложением  и государственными расходами  с целью воздействия на уровень  экономической активности. Речь  идет о воздействии, оказывающем  влияние на изменения объема  производства, занятости уровня  цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п.

 

 Все инструменты дискреционной  фискальной политики оказывают  воздействие, как на совокупный  спрос, так и на совокупное  предложение. Кейнсианская концепция  макрорегулирования экономики предполагает  использование фискальной политики  государства в качестве эффективной  меры воздействия на экономический  рост, уровень занятости и динамику  цен. В рамках кейнсианского  подхода дискреционная налогово-бюджетная  политика предусматривает непосредственное  воздействие на совокупные расходы.  Изменение любого из компонентов  совокупного спроса, будь то потребительские  расходы, капиталовложения, государственные  расходы, чистый экспорт (последнее  – в рамках открытой экономики)  повлекут за собой мультипликативные  эффекты, приводящие к соответствующему  изменению дохода.

 

 Финансовый мультипликатор  состоит из мультипликатора государственных  расходов и налогового мультипликатора  и напрямую зависит от объема  инвестиций.

 

 Если государство повышает  на определенную величину объем  своих расходов, не увеличивая  при этом статей расхода, то  получаем прирост дохода:

 

 

(1.1)

 

 

 где Y – чистый доход;

 

G – государственные расходы;

 

 С – предельная склонность  к потреблению чистого личного  дохода.

 

 

 Мультипликатор государственных  расходов показывает, на сколько  единиц возрастает доход в  ответ на увеличение государственных  расходов на одну единицу.

 

 Мультипликатор государственных  расходов равен мультипликатору  инвестиций, поэтому изменение объема  государственных расходов приводит  в движение процесс мультипликации  национального дохода, идентичный  тому, который осуществляется при  изменении частных инвестиций. Такая  политика называется экспансионистской  политикой дефицитных расходов (deficit spending), т.е. политикой расходов, финансируемых  с помощью дефицита. Другой вид  политики маневрирования бюджетом  – политика дефицита без расходов (deficit without spending).

 

 

(1.2)

 

 где Т – объем  налогообложения;

 

 – с/ (1-c) – налоговый  мультипликатор.

 

 Налоговый мультипликатор  показывает, на сколько единиц  изменится совокупный доход в  ответ на изменение налогов  на одну единицу.

 

 Сущность политики  без расходов в том, что увеличение  правительственных расходов финансируется  не за счет налоговых поступлений.  Источником дополнительных государственных  расходов является бюджетный  дефицит. Власти сознательно идут  на этот шаг, стремясь добиться  увеличения совокупного спроса  и достижения полной занятости.  Если же экономика «перегрета»,  то правительство может снизить  уровень государственных расходов.

 

 Когда государственные  расходы определены, функцией фискальной  политики становится регулирование  расходов частного сектора с  тем, чтобы добиться полного  использования ресурсов труда  и капитала. Это – функция структуры  налогов. Налоговые ставки должны  быть приспособлены к циклическим  колебаниям и тенденциям таким  образом, чтобы совокупные государственные  и частные расходы соответствовали  потенциальному предложению товаров  и услуг, которые в состоянии  и произвести данная страна. Налоговые  ставки должны быть достаточно  высокими для того, чтобы предотвратить  инфляцию, и достаточно низкими,  чтобы достичь полной занятости.  Нелинейная зависимость объемов  производства и налоговых поступлений  от налогового бремени и есть  предмет изучения, когда оценивается  эффективность фискальной системы.  Как правило, все конкретные  расчеты параметров эффективности  ведутся в рамках кривой Лаффера.  Методика расчета этих параметров  будет рассмотрена ниже.

 

 Мультипликатор сбалансированного  бюджета равен единице. Особым  вариантом фискальной политики  является расширение сбалансированного  бюджета, когда и налоги, и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае возникает эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Если государственные  расходы и автономные налоговые  отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем  производства возрастает. Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных  дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений  в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства

 

 

 

DT = DG (1.3)

 

 

 где под символом DT обобщенно обозначаются все изменения  доходов бюджета, а под символом DG – все изменения расходов  бюджета.

 

 Мультипликатор сбалансированного  бюджета устанавливает, что прирост  правительственных расходов, сопровождаемый  равным по величине приростом  налогов, имеет своим результатом  увеличение выпуска продукции.  Мультипликативный эффект от  снижения налогов слабее, чем  от увеличения государственных  расходов, что алгебраически выражается  в превышении мультипликатора  расходов над налоговым мультипликатором  на единицу. Это является следствием  более сильного воздействия госрасходов  на величины дохода и потребления  (по сравнению с изменением  налогов). Данное различие является  определяющим при выборе инструментов  фискальной политики. Если она  нацелена на расширение государственного  сектора экономики, то для преодоления  циклического спада увеличиваются  госрасходы (что дает сильный  стимулирующий эффект), а для сдерживания  инфляционного подъема увеличиваются  налоги (что является относительно  мягкой ограничительной мерой).

 

 Если фискальная политика  нацелена на ограничение государственного  сектора, то в фазе циклического  спада снижаются налоги (что дает  относительно небольшой стимулирующий  эффект), а в фазе циклического  подъема снижаются госрасходы, что  позволяет относительно быстро  снизить уровень инфляции.

 

 Итак, фактор времени  осложняет дискретную налогово-бюджетную  политику. Но этого недостатка  лишен другой тип макроэкономической  политики, а именно недискреционная,  или автоматическая налогово-бюджетная  политика.

 

 Описанные выше механизмы  фискальной политики действуют  избирательно, то есть они направлены  на отдельных людей или социальные  группы, специально для этого  намеченные. Одним из основных  недостатков такой фискальной  политики, несмотря на то, что  она вступает в действие своевременно, является возможное запаздывание  мер, принимаемых для коррекции  сокращений или инфляционного  роста (лаг), то есть для оказания  на них положительного воздействия.

 

 Недискреционная, или  автоматическая налогово-бюджетная  политика – это пассивная фискальная  политика, при которой необходимые  изменения в уровнях государственных  расходов и налогов вводятся  автоматически, без специальных  действий со стороны государства.  Главные из них – пособия  по безработице и прогрессивное  налогообложение. Они называются  стабилизаторами, поскольку помогают  увеличить расходы во время  спада и сократить их в периоды  инфляции. Стабилизаторы стимулируют  рост государственных расходов, снижают налоги или воздействуют  в периоды спада на оба фактора.  Во время подъема, когда личные  доходы и цены растут, встроенные  стабилизаторы действуют в противоположном  направлении, сокращая государственные  расходы и увеличивая налоги.

 

 Одним из встроенных  стабилизаторов является налог  на личные доходы. В периоды  рецессий и спада личные доходы  уменьшаются и, следовательно,  облагаются налогом по более  низкой ставке. Таким образом,  в течение спада население  сталкивается со снижением налогов.  В периоды бума инфляция повышает  заработную плату и жалование,  поэтому налогоплательщики перемещаются  во все более высокие налоговые  корзины. То есть, налоговая политика, повышая ставки, автоматически способствует  достижению целей финансирования  бюджета в периоды инфляционного  роста.

 

 Еще одним инструментом, действующим как встроенный стабилизатор, является сокращение или увеличение  государственных расходов для  того, чтобы справиться с явлениями  спада в экономике или инфляцией.  К таким расходам относятся  пособия по безработице и выплаты  по социальному обеспечению, осуществляемые  в национальном масштабе. Во время  высокой инфляции государственные  расходы автоматически возрастают, поскольку увеличивается число  тех, кто на законных основаниях  может претендовать на получение  пособия по безработице или  социальному обеспечению. И, наоборот, когда ситуация в хозяйстве  улучшается, уровень безработицы  снижается и государственные  расходы на эти программы автоматически  падают.

 

 В периоды процветания  и высокой занятости налоги  автоматически возрастают, наполняя  фонды страхования по безработице.  Это помогает снизить расходы  в периоды инфляции и дает  возможность воспользоваться этими  деньгами, когда появляется угроза  спада в экономике.

 

 Если налоговые поступления  колеблются в том же направлении,  то дефициты, которые, как правило,  автоматически появляются во  время спадов, что помогают преодолеть  спад. Напротив, бюджетные излишки,  которые имеют тенденцию автоматически  появляться во время экономических  подъемов, будут содействовать преодолению  возможной инфляции.

 

 Таким образом, при  помощи этого механизма обеспечивается  амортизатор экономического спада  и ограничивается подъем (поступательное  движение вверх). Экономика более  или менее стабилизируется.

 

 Автоматическая фискальная  политика способствует стабилизации, поскольку она ослабляет зависимость  потребительских доходов от изменения  инвестиционных. А когда личные  доходы ослабляют чувствительность  к колебаниям производства, то  это ослабляет кумулятивную силу  разного рода нарушений, дестабилизирующих  экономику. Автоматическая фискальная  политика выполняет роль амортизатора  и таким образом способствует  более «плавному» развитию экономики.

 

 Степень встроенной  стабильности экономики непосредственно  зависит от величин циклических  бюджетных дефицитов и излишков, которые и выполняют функции  автоматических «амортизаторов»  колебаний совокупного спроса.

 

 На практике правительства  промышленно развитых стран проводят  комбинированную налогово-бюджетную  политику, сочетающую дискреционные  и недискреционные методы.

 

 И дискреционная, и  автоматическая фискальная политика  играют важную роль в стабилизационных  мероприятиях государства, однако  ни та, не другая не является  панацеей от всех экономических  бед. Что касается недискреционной  (автоматической) политики, то присущие  ей встроенные стабилизаторы  могут лишь ограничить размах  и глубину колебаний экономического  цикла, но полностью устранить  эти колебания они не в состоянии.

 

 

 

 

2. Финансовая политика  РФ и пути ее улучшения

 

 

2.1 Текущее положение РФ  и перспективы в области финансовой  политики

 

 

 На 2005 год в РФ утвержден  федеральный бюджет по расходам  в сумме 

3 047 929,3 млн. рублей и  по доходам в сумме 3 326 041,1 млн.  рублей1. Таким образом, профицит  бюджета составляет 278 111,8 млн. рублей.

 

 В 2005 году в бюджет  России ожидаются следующие поступления  (см. табл. 2.1):

В январе-феврале ВВП увеличился к уровню соответствующего периода 2004 года, по оценке Минэкономразвития, на 4,8%, а в целом за I квартал  рост оценивается на 5,2% (на 7,3% в I квартале 2004 г.). С исключением сезонности рост ВВП в начале текущего года практически приостановился. При  замедлившемся внешнем спросе прирост  внутреннего спроса сохранялся (благодаря  расширению спроса со стороны домашних хозяйств), но при увеличении доли импорта  в удовлетворении прироста спроса.

Информация о работе Финансовая политика государства