Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:22, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие путей совершенствования финансовой политики в республике на основе анализа ее составляющих за истекший период.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть теоретические основы финансовой политики государства;
- дать оценку реализации финансовой политики в Республике Беларусь;
- показать механизм и пути совершенствования финансовой политики в стране.
Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы финансовой политики государства.................................5
1.1 Сущность и звенья финансовой политики государства.................................5
1.2 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики........7
1.3 Инструменты финансовой политики........................................................13
1.4 Роль государства в разработке финансовой политики.................................15
2 Реализация финансовой политики в Республике Беларусь................................19
2.1 Бюджетная политика........................................................................................19
2.2 Налоговая политика.........................................................................................28
2.3 Денежно-кредитная политика.........................................................................32
2.4 Инвестиционная политика...............................................................................34
3 Совершенствование финансовой политики в Республике Беларусь на
современном этапе развития.................................................................................37
Заключение.................................................................................................................41
Список использованных источников.......................................................................43
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).
Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.
Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.
В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов) [2, с.60].
Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.
В соответствии с государственным устройством страны в финансовом механизме выделяют два звена: финансовый механизм Республики Беларусь и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией, Бюджетным кодексом и Налоговым кодексом.
По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.
В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.
Изменение соответствующих
элементов финансового
Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.
Качественное
воздействие финансового
Эффективность
используемого финансового
Соблюдение
указанных требований и подходов
к организации и функционирован
1.3 Инструменты финансовой политики
Финансовая политика государства содержит "пакет экономических мер", среди которых основными являются [2, с.65]:
- сбалансированность государственного бюджета, снижение его дефицита;
- меры, по созданию "эластичной" налоговой системы, налоговые ставки в которой должны быть настолько высокими, чтобы предотвратить инфляцию, и в то же время настолько низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, экономическую активность участников общественного производства;
- поддержание
твердого обменного курса и
долгосрочного баланса по внешн
Как показывает практика, финансовая стабильность экономики во многом определяется тем, какую бюджетно-налоговую (фискальную), кредитно-денежную и инвестиционную политику осуществляет государство.
Финансово-бюджетная
(бюджетно-налоговая или
Исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней является распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральным, региональными и местными бюджетами. Это обеспечивает не только самостоятельность бюджетов, но и активизирует их роль в проведении государственной региональной политики, дает возможность субъектам без вмешательства центра формировать свои бюджеты и составлять свои прогнозы социально-экономического развития на длительную перспективу.
Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах путем частичного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.
Эффективность работы рыночного механизма во многом зависит от того, насколько государству удается уравнять свои доходы и расходы. Если расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета. Бюджетный дефицит негативно сказывается на экономике, поэтому государство стремиться его ликвидировать.
Информация о работе Финансовая политика в Республике Беларусь