Финансовая политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие путей совершенствования финансовой политики в республике на основе анализа ее составляющих за истекший период.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть теоретические основы финансовой политики государства;
- дать оценку реализации финансовой политики в Республике Беларусь;
- показать механизм и пути совершенствования финансовой политики в стране.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы финансовой политики государства.................................5
1.1 Сущность и звенья финансовой политики государства.................................5
1.2 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики........7
1.3 Инструменты финансовой политики........................................................13
1.4 Роль государства в разработке финансовой политики.................................15
2 Реализация финансовой политики в Республике Беларусь................................19
2.1 Бюджетная политика........................................................................................19
2.2 Налоговая политика.........................................................................................28
2.3 Денежно-кредитная политика.........................................................................32
2.4 Инвестиционная политика...............................................................................34
3 Совершенствование финансовой политики в Республике Беларусь на
современном этапе развития.................................................................................37
Заключение.................................................................................................................41
Список использованных источников.......................................................................43

Файлы: 1 файл

КсР Финансовая политика РБ.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Существует  три способа покрытия бюджетного дефицита. Первый способ - денежная эмиссия. Являясь самым примитивным, он применяется очень редко, поскольку ведет к резкому ускорению инфляции. Второй способ -  регулярные займы правительства в центральном банке. Не позволяет избежать инфляции, но не ведет к ее резкому росту. Третий способ -  займы государства у своих и иностранных граждан, банков, корпораций, различных фондов и т. д. Он также не обходится без инфляции, но из трех способов покрытия бюджетного дефицита, является в этом отношении самым "безобидным".

Естественным  спутником бюджетного дефицита выступает  государственный долг, который образуется из-за того, что государство берет взаймы для покрытия дефицита. От внутреннего государственного долга следует отличать иностранный долг, представляющий собой то, что взято страной взаймы за границей для покрытия дефицита платежного баланса. Основная часть государственного долга сосредоточена внутри страны. Его быстрый рост и увеличение издержек по процентам, не сопровождаемый в соответствующей мере инвестициями, ведет к тому, что выплата долга перекладывается на будущие поколения, сокращая уровень их потребления.

Наличие в определенных пределах бюджетного дефицита не считается  в настоящее время большой бедой для экономики страны. Он вполне допустим в период кризисов, высокого уровня безработицы. В период экономического подъема бюджетный дефицит ведет лишь к росту цен.

Составной частью финансовой политики государства является  инвестиционная политика, которую составляют следующие элементы [2, с.67]:

- формы и  методы мобилизации внутренних  источников инвестиций;

- формы и методы привлечения  иностранных капиталов;

- принципы, методы, каналы  размещения привлеченных капиталов;

- взаимосвязь инвестиционной  политики со структурной политикой;

- взаимосвязь инвестиционной  политики со становлением рыночной  инфраструктуры в стране;

- взаимосвязь инвестиционной  политики и денежной политики Национального банка;

- взаимосвязь длительных  инвестиций и краткосрочных вложений, инвестиционной политики и платежно-расчетного механизма в экономике.

Активная монетарная политика Национального банка должна сочетаться с созданием кредитно-финансового механизма массированного инвестирования и эмиссии долгосрочных ценных бумаг реального сектора (акций и облигаций). Широкое привлечение иностранного капитала возможно лишь на фоне мобилизации внутренних источников инвестиций и при условии создания специализированной системы аккумуляции и инвестирования долгосрочных вложений, способной гарантировать иностранные вложения (в дополнение к государственным гарантиям).

Таким образом, осуществление инвестиционной политики должно проходить по двум основным направлениям - аккумуляция и инвестирование долгосрочных финансовых вложений и краткосрочное кредитование.

Наряду с  аккумуляцией и использованием внутренних источников инвестирования инвестиционная политика предполагает и разработку механизма привлечения иностранных капиталов. В этих условиях необходимы инвестиционные институты, напрямую выходящие на мировой денежный рынок, проводящие определенную, согласованную с государством инвестиционную политику, обеспечивающую массированное привлечение источников внутри страны и иностранных инвестиций.

Такими институтами могут быть крупные инвестиционные банки с большой долей государственного капитала, имеющие государственные гарантии, мобилизующие и размещающие внутренние источники инвестиций и, вместе с тем, имеющие выход - непосредственно или через иностранные банки-партнеры - на мировой денежный рынок.

 

1.4 Роль государства  в разработке финансовой политики

 

Содержание  финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

- разработку  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

- создание адекватного  финансового механизма; 

- управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики. 

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной  часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.  

Основу  финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Финансовая  стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая  тактика – это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные  возможности для решения тактических  задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. [1, c.64]

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она  должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Финансовая  политика содержит следующие аспекты:

– макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;

– распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Цели  финансовой политики можно разделить на три группы:

– политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

– экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне

– социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Задачами финансовой политики являются:

– обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

– установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

– организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

– выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

– создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Оценка  эффективности проведения финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность  финансовой политики во многом зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Реализация  финансовой политики в Республике Беларусь

 

2.1 Бюджетная  политика

 

В условиях независимости  и суверенитета Республики Беларусь, формирования новых подходов в реформировании экономики, были определены соответствующие требования к финансовой системе, и начался новый этап развития национальной финансовой системы.

Первый Закон  Республики Беларусь «О бюджетной системе  в Республике Беларусь» был принят в июне 1993 г., заменив действовавший  с 1991 г. Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов  народных депутатов Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве.

Закон регламентировал  порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней (республиканского и местных); источники формирования собственных доходов и принципы определения расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; определил возможности и обязательства республики по согласованию бюджетно-финансовой политики с другими государствами и международными организациями, ответственность за нецелевое использование государственных средств.

В мае 1998 г. был  принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь». С середины 1998 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации: доходов; расходов, в том числе функциональную, экономическую и ведомственную классификации расходов; источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов; источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета; видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь; видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Бюджетная система  Республики Беларусь двухуровневая.  
Полнота бюджетов достигается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Единство бюджетной  системы обеспечивается единой законодательной  базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Гласность бюджетов требует доведение до граждан  через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.  
Реальность бюджетов означает финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельных составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Согласно Конституции  Республики Беларусь: бюджетная система  Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.  Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

Бюджет Республики Беларусь устанавливается на один финансовый год с 1 января по 31 декабря календарного года.

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм – доходов и расходов. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы удовлетворению общегосударственных потребностей.

Информация о работе Финансовая политика в Республике Беларусь