Финансовая политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие путей совершенствования финансовой политики в республике на основе анализа ее составляющих за истекший период.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть теоретические основы финансовой политики государства;
- дать оценку реализации финансовой политики в Республике Беларусь;
- показать механизм и пути совершенствования финансовой политики в стране.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы финансовой политики государства.................................5
1.1 Сущность и звенья финансовой политики государства.................................5
1.2 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики........7
1.3 Инструменты финансовой политики........................................................13
1.4 Роль государства в разработке финансовой политики.................................15
2 Реализация финансовой политики в Республике Беларусь................................19
2.1 Бюджетная политика........................................................................................19
2.2 Налоговая политика.........................................................................................28
2.3 Денежно-кредитная политика.........................................................................32
2.4 Инвестиционная политика...............................................................................34
3 Совершенствование финансовой политики в Республике Беларусь на
современном этапе развития.................................................................................37
Заключение.................................................................................................................41
Список использованных источников.......................................................................43

Файлы: 1 файл

КсР Финансовая политика РБ.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

1) Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.

2) Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры. К ним относятся крупные природоохранные, инвестиционные программы, программы приватизации, фундаментальных исследований, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса.

3) Субсидирование некоторых отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства).

4) Выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых предприятий, предприятий топливного комплекса и др.).

5) Создание за счет бюджетных резервов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Построение бюджета  основано на принципах единства (наличие в государстве единой бюджетной системы, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты (учет всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивое отражение в бюджете доходов и расходов государства), гласности (информирование населения об основных расходах и источниках дохода бюджета).

Важнейшими регуляторами в рамках бюджетного регулирования  являются:

- уровень централизации  средств в бюджете;

- соотношение между  республиканским и местными бюджетами;

- дефицит бюджета;

- соотношение между  государственным бюджетом и внебюджетными  фондами;

- структура государственного  бюджета по источникам поступления  и направлениям использования.

В настоящее  время основу законодательства в  бюджетной сфере составляет Бюджетный кодекс, закон о бюджете на очередной год, Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства.

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета  республики представлены в таблице 1 [13].

Исполнение  бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 97,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).

Снижение экономической  активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год.

 

Таблица 1 - Исполнение консолидированного бюджета Республики

                    Беларусь за 2008-2011 гг.

Показатель

2008

2009

2010

2011

Доходы консолидированного бюджета, млрд. р.

65663

62806

48754

85608

 в % к ВВП

50,6

45,7

29,6

31,2

Расходы консолидированного бюджета, млрд. р.

63811

63766

52980

79426

 в % к ВВП

49,2

46,4

32,2

28,9


 

Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.

В условиях воздействия  на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в  области политики расходов бюджета  в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.

При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом  расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.

Ресурсы бюджета  на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

В 2009 году было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики.

Введен новый  механизм стимулирования продаж белорусской  продукции на экспорт — компенсация  части процентов по кредитам Сбербанка  России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации.

За счет бюджетных  средств стимулируется внутренний спрос на отечественную продукцию, предусматривающий предоставление на льготных условиях кредитов гражданам на приобретение отечественной техники.

Создан национальный лизинговый оператор – ОАО «Промагролизинг» – для приобретения отечественной техники и ее реализации на условиях минимальных первоначальных платежей.

В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета  в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, обслуживание государственного долга – 1,7%.

В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9% меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5%.

В 2009 году консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП) [13].

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% - расходов местных  бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7%.

В 2010 году объем  валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» [13].

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем  в 2009 году в сопоставимом виде без учета отчислений в ФСЗН (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6% (рисунок 1).

Рост расходов по разделу «Социальная политика»  в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура расходов консолидированного бюджета

                    в 2009-2010 гг.

 

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств  консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП) [13].

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета  и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета  в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении – на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,6 % ВВП).

В структуре  консолидированного бюджета 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

Расходы консолидированного бюджета в 2011 году профинансированы в сумме 79,4 трлн. руб., что на 49,9% выше уровня 2010 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, ниже на 2,1%).

Относительно  ВВП расходы бюджета сократились на 3,2 п.п., составив 29% ВВП.

Динамика расходов консолидированного бюджета в 2011 году определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 34,3 трлн. руб., или 43,2% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с 2010 годом на 64,4% (в реальном выражении – на 7,3%), здравоохранение – на 60,7% (в реальном выражении – на 4,9%), как показано на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура расходов консолидированного бюджета

                     в 2010-2011 гг.

 

Расходы на национальную экономику составили 15,5 трлн. руб., или 19,5% всех бюджетных расходов вместо 23,4% в 2010 году. Увеличившись по сравнению с 2010 годом на 25% в номинальном выражении, в реальном выражении они сократились на 18,4% [13].

Более 50% всех бюджетных  расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков.

Значительное  влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.

В этих условиях в 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение государственного долга, обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов.

Информация о работе Финансовая политика в Республике Беларусь