Финансовая политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие путей совершенствования финансовой политики в республике на основе анализа ее составляющих за истекший период.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть теоретические основы финансовой политики государства;
- дать оценку реализации финансовой политики в Республике Беларусь;
- показать механизм и пути совершенствования финансовой политики в стране.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы финансовой политики государства.................................5
1.1 Сущность и звенья финансовой политики государства.................................5
1.2 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики........7
1.3 Инструменты финансовой политики........................................................13
1.4 Роль государства в разработке финансовой политики.................................15
2 Реализация финансовой политики в Республике Беларусь................................19
2.1 Бюджетная политика........................................................................................19
2.2 Налоговая политика.........................................................................................28
2.3 Денежно-кредитная политика.........................................................................32
2.4 Инвестиционная политика...............................................................................34
3 Совершенствование финансовой политики в Республике Беларусь на
современном этапе развития.................................................................................37
Заключение.................................................................................................................41
Список использованных источников.......................................................................43

Файлы: 1 файл

КсР Финансовая политика РБ.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 7 – Динамика основных показателей, характеризующих

                     результаты инвестиционной деятельности  за 2005-2011 гг.

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Темп роста валового накопления, %

113,3

132,3

116,4

128,1

96,4

118,4

102,8

Темп роста основного  капитала, %

119,5

131,6

116,4

123,8

105,0

117,5

111,1

Темп роста в эксплуатацию основных средств, %

112,9

133,1

117,1

116,9

111,2

107,4

107,1


 

Данные таблицы 6 показали, что в сопоставимых условиях за анализируемый период отмечается ежегодный, кроме 2009 г.) рост валового накопления, в т.ч. 2010 г. – на 118,4 %, в 2011 г. – на 102,8 %. Валовое накопление в основной капитал росло на протяжении всего анализируемого периода, в т.ч. в 2009 г. – на 105,0 %, в 2010 г. – на 117,5 %, в 2011 г. – на 111,1 %.

Ужесточение политики в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  сферах в текущем году оказывают сдерживающее влияние на развитие инвестиционной деятельности.

По итогам января-сентября 2012 г. индекс инвестиций в основной капитал по-прежнему остается в зоне отрицательных значений – 87,2%. Остается невысоким приток иностранного капитала – несмотря на привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе в размере 956,5 млн. долларов США за январь-август т.г. (по прогнозу 3,7 млрд. долл. США). При этом основная их часть – реинвестированные доходы. Таким образом говорить об активной и полномасштабной инвестиционной деятельности по техническому перевооружению предприятий и внедрению передовых технологий за счет привлечения иностранного капитала не приходится. Высокие процентные ставки по банковским кредитам, наряду с ограничением в 2012 г. кредитования экономики за счет бюджетных источников финансирования определяют положение в текущем году в строительной отрасли.

3 Совершенствование  финансовой политики в Республике  Беларусь на

   современном  этапе развития

 

Основным недостатком  бюджетно-налоговой системы страны является чрезмерная централизация финансовых средств, что приводит к снижению эффективности их использования, усложнению механизма регулирования межбюджетных отношений, замедлению использования ресурсов.

Местные бюджеты  обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства.

Другим недостатком  финансовой политики в республике является высокий уровень налогового администрирования, сложность налоговых расчетов, высокий уровень налоговой нагрузки на экономику страны.

В денежно-кредитной  сфере основными негативными  факторами являются: высокий уровень инфляции, девальвация национальной денежной единицы, рост проблемных кредитов в экономике, высокая цена кредитов.

Основная цель финансовой политики на предстоящий период, закрепленная в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, – это повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Главными задачами в этой сфере  являются [12]:

  • совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
  • радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
  • концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
  • оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • снижение государственного долга республики.

В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы.

Важными направлениями налоговой  политики станут введение общепринятого в мировой практике механизма переноса убытков на будущие периоды, расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, совершенствование механизма взимания экологического налога, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости.

Продолжится работа по совершенствованию  налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. Предусматривается активное внедрение международных стандартов финансовой отчетности.

Основой бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами.

Решение поставленной задачи предусматривает  концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, обеспечение прямой связи государственных расходов с достижением конкретных результатов.

Реформирование налоговой системы  с одновременной оптимизацией бюджетных  расходов позволит к концу пятилетия снизить налоговую нагрузку до 26 % к ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 % к ВВП [12].

Развитие операций банков с нефинансовым сектором экономики на период до 2015 г. в соответствии со стратегией развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011-2015 годы будет во многом определяться функционированием рынка финансовых услуг, характером и темпами структурных преобразований в отраслях экономики, уровнем защиты прав кредиторов, открытости и достоверности информации о финансовом состоянии и структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе экономики.

Одним из приоритетных направлений развития банковского  сектора является совершенствование участия банков в кредитовании государственных программ, предусматривающих льготирование процентных ставок и другие формы государственной поддержки кредитополучателя. В 2011 – 2015 годах планируются разработка и принятие мер по повышению эффективности использования льготных кредитов и иных форм помощи, оказываемой государством нефинансовому сектору экономики. В первую очередь государственную поддержку получат высокоэффективные производства, обеспечивающие экономический рост и переход к новым технологическим укладам.

По мере развития инфраструктуры финансового рынка, создания специализированных финансовых организаций будет снижаться роль банков в кредитовании государственных программ, а также льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан. Это позволит обеспечить повышение качества разрабатываемых государственных программ в части более четкого определения условий предоставления кредитной поддержки, проведения анализа целесообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам.

Актуальной остается задача конкурсного участия банков в реализации государственных программ и мероприятий. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить качество разработки инвестиционных проектов, с другой стороны, равномерно распределить кредитную нагрузку на банки, что положительно отразится на состоянии их ликвидности и будет содействовать снижению процентных ставок. Одновременно будут усилены меры по защите интересов физических лиц при потребительском кредитовании банками данной категории кредитополучателей.

Цель денежно-кредитной  политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с  достижением цели денежно-кредитной  политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения  Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Национальный  банк продолжит использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться  при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

Процентная  политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 % годовых.

Для рыночного  регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Кредитная эмиссия  Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Таким образом, реализация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовый  механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

Основными проблемами долгосрочной финансовой стратегии  государства являются: система финансово-кредитных органов управления; бюджетная система и бюджетное устройство страны; кредитная система страны и ее сеть; пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление безопасности национальной валюты и подготовка реформ; политика в области национальной валюты и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней; выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.

В 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение государственного долга, обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов.

Государственный долг Республики Беларусь на 1 февраля 2012 года составил 116,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2012 года на 0,2 трлн. рублей, или на 0,2%. По сравнению с началом 2011 года государственный долг вырос на 85,9 трлн. рублей, или на 281,3%.

Следует отметить, что показатели кредитоспособности нашего государства по отношению к внешнему государственному долгу находятся на приемлемом относительно требований Международного Банка реконструкции и развития. Так отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг в 2011 г. составило только 32,5 % при нормативе МБРР 220 %, отношение внешнего госдолга по отношению к ВВП составило 17,8 % при нормативе 50 %,  отношение платежей по внешнему госдолгу по отношению к экспорту товаров и услуг составило 2,6 % при нормативе 25 %.

Информация о работе Финансовая политика в Республике Беларусь