Финансовая политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие путей совершенствования финансовой политики в республике на основе анализа ее составляющих за истекший период.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть теоретические основы финансовой политики государства;
- дать оценку реализации финансовой политики в Республике Беларусь;
- показать механизм и пути совершенствования финансовой политики в стране.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы финансовой политики государства.................................5
1.1 Сущность и звенья финансовой политики государства.................................5
1.2 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики........7
1.3 Инструменты финансовой политики........................................................13
1.4 Роль государства в разработке финансовой политики.................................15
2 Реализация финансовой политики в Республике Беларусь................................19
2.1 Бюджетная политика........................................................................................19
2.2 Налоговая политика.........................................................................................28
2.3 Денежно-кредитная политика.........................................................................32
2.4 Инвестиционная политика...............................................................................34
3 Совершенствование финансовой политики в Республике Беларусь на
современном этапе развития.................................................................................37
Заключение.................................................................................................................41
Список использованных источников.......................................................................43

Файлы: 1 файл

КсР Финансовая политика РБ.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Государственный долг Республики Беларусь на 1 февраля 2012 года составил 116,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2012 года на 0,2 трлн. рублей, или на 0,2%. По сравнению с началом 2011 года государственный долг вырос на 85,9 трлн. рублей, или на 281,3%.

Рост государственного долга (в белорусских рублях) в  первую очередь обусловлен переоценкой  внешнего государственного долга вследствие девальвации национальной валюты в мае и октябре 2011 г.

Внутренний  государственный долг с начала 2012 года не изменился, по состоянию на 1 февраля 2012 года составив 17,9 трлн. рублей при установленном лимите 18,7 трлн. рублей. По сравнению с началом 2011 года внутренний государственный долг вырос на 15,8 трлн. рублей, или на 765,2%.

Рост внутреннего государственного долга в 2011 г. обеспечен:

- выпуском государственных  облигаций в целях реализации  Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 65 «О некоторых вопросах финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Республике Беларусь»;

- размещением  государственных облигаций, номинированных  в иностранной валюте, с целью пополнения золотовалютных резервов Республики Беларусь.

Внешний государственный  долг по состоянию на 1 февраля 2012 года составил 11,8 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 24 млн. долларов США. За 2011 год внешний государственный долг вырос на 2,3 млрд. долларов США, или на 24,4%.

Рост внешнего государственного долга в 2011 г. обеспечен:

1) Привлечением несвязанных кредитных ресурсов для пополнения золотовалютных резервов:

- облигации  на международном финансовом  рынке (800,0 млн. долларов США);

- кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС (1240,0 млн. долларов США).

2) Финансированием за счет внешних государственных займов (Китай, МБРР) инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, социальной сфере.

Следует отметить, что показатели кредитоспособности нашего государства по отношению к внешнему государственному долгу находятся на приемлемом относительно требований Международного Банка реконструкции и развития. Так отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг в 2011 г. составило только 32,5 % при нормативе МБРР 220 %, отношение внешнего госдолга по отношению к ВВП составило 17,8 % при нормативе 50 %,  отношение платежей по внешнему госдолгу по отношению к экспорту товаров и услуг составило 2,6 % при нормативе 25 %.

Таким образом, значение внешнего государственного долга  в стране не является критическим.

 

2.2 Налоговая  политика

 

Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности  и равенства. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления:

- проводящим государственную     политику     и    осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля   за   производством   и  оборотом  алкогольной,  непищевой спиртосодержащей продукции,  непищевого этилового  спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой  алкогольных  напитков  и   табачных   изделий,   а   также координирующим  деятельность  в  этой  сфере  других республиканских органов государственного управления;

- реализующим  государственную политику в сфере игорного бизнеса, в  том  числе  осуществляющим  лицензирование  деятельности в данной сфере,  а  также координирующим деятельность республиканских органов государственного    управления,    местных    исполнительных и распорядительных органов в сфере игорного бизнеса.

Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

- Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения (например, «Закон о налоге на добавленную стоимость», Закон «Об акцизах» и другие);

- декреты, указы и распоряжения  Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

- постановления Правительства  Республики Беларусь, регулирующие  вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

- нормативные правовые акты  республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

Налоговая политика страны в 2009-2011 гг. период характеризуется  данными таблицы 2 [13].

 

Таблица 2 – Показатели налоговой политики Республики

                     Беларусь за 2008-2011 гг.

Показатель

2008

2009

2010

2011

ВВП, млрд. р.

129791

137442

164475

274282

Доходы бюджета, млрд. р., всего, в т.ч.:

65663

62808

48754

85608

Налоги на доходы и прибыль, в т.ч.:

11176,3

9630,7

11822,5

18563,6

- подоходный налог

4182,9

4305,3

5380,8

9316,4

- налог на прибыль

5993,3

4607,7

5580,4

8688,9

Налоги на собственность

2004,8

1626,7

1850,1

2549,2

Налоги на товары, работы, услуги, в т.ч.:

20489,3

19907,2

22980,8

34754,6

- НДС

11399,2

12083,1

16226,4

26498,5

- акцизы

3900,8

3637,4

4350,2

5599,5

- экологический налог

479

624,2

438,9

349,6

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

10612,6

7969,5

5776,2

15146,9

Прочие налоговые доходы

2525,4

2170,6

2445,3

2431,6

Прочие доходы бюджета

18855

21503

3879

12162

Доходы бюджета к  ВВП, %

50,6

45,7

29,6

31,2

Налоговые доходы бюджета  к ВВП, %

36,1

30,1

27,3

26,8


Снижение экономической  активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год.

Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.

Основными доходными  источниками в 2010 г. остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении [10].

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) в 2011 г. формировалась за счет налоговых поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%).

Формирование  налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от  нешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%).

Изменение структуры  налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).

Отмечается  снижение налоговой нагрузки на экономику  страны, о чем свидетельствует  постепенное снижение доли налогов  к ВВП.

В республике  проводится работа над трансформацией нормативной правовой базы в сторону снижения уровня ее административного регулирования и, таким образом, улучшения условий ведения бизнеса и соответственно создание на территории республики благоприятного инвестиционного климата. Пересмотрено в сторону либерализации законодательство: по распоряжению государственным имуществом; по ценообразованию и страховой деятельности. Проводится плановая приватизация государственной собственности. Совершенствуется система налогообложения.

Внимание, которое государство  уделяет налоговой политике, обусловлено ее влиянием на обеспечение условий для экономического роста и повышение уровня жизни населения.

Сегодня плательщик уплачивает 6 платежей (налог на прибыль, НДС, налог  на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в социальный фонд). Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на доходы от лотерейной деятельности) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы и т.п.).

Упрощены механизмы  основных налогов, изменены периоды  их уплаты.

Если на 1 января 2010 года налоговые органы осуществляли 47 административных процедур в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то на 1 января 2011 года их количество сократилось до 41, на 1 января 2012 года до 32.

Причиной сокращения числа административных процедур является отмена различного рода справок, переход с разрешительного принципа осуществления административных процедур на заявительный (например, переход на упрощенную или иные системы налогообложения).

Проводимые на постоянной основе мероприятия по развитию электронного взаимодействия с плательщиками, позволили существенно расширить спектр электронных услуг, тем самым уменьшить необходимость посещения налоговых инспекций.

С учетом уже реализованных в 2010-2011 гг. изменений налогового законодательства отдельные показатели налоговой нагрузки для Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составляют следующие величины, как показано в таблице 3.

 

Таблица 3 – Динамика отдельных показателей налоговой нагрузки

                   в Республике Беларусь за 2010-2011 гг.

Наименование показателя

2010 год

2011 год

Изменение

количество платежей налогов в год

56

36

-20

время, часов в год

700

600

-100

общая ставка налоговых изъятий

62,7

60,8

-1,9


Определенная работа по стимулированию инвестиций с помощью  налогового механизма проводится в стране.

 

2.3 Денежно-кредитная  политика

 

Информация о работе Финансовая политика в Республике Беларусь