Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:22, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие путей совершенствования финансовой политики в республике на основе анализа ее составляющих за истекший период.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть теоретические основы финансовой политики государства;
- дать оценку реализации финансовой политики в Республике Беларусь;
- показать механизм и пути совершенствования финансовой политики в стране.
Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы финансовой политики государства.................................5
1.1 Сущность и звенья финансовой политики государства.................................5
1.2 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики........7
1.3 Инструменты финансовой политики........................................................13
1.4 Роль государства в разработке финансовой политики.................................15
2 Реализация финансовой политики в Республике Беларусь................................19
2.1 Бюджетная политика........................................................................................19
2.2 Налоговая политика.........................................................................................28
2.3 Денежно-кредитная политика.........................................................................32
2.4 Инвестиционная политика...............................................................................34
3 Совершенствование финансовой политики в Республике Беларусь на
современном этапе развития.................................................................................37
Заключение.................................................................................................................41
Список использованных источников.......................................................................43
Государственный долг Республики Беларусь на 1 февраля 2012 года составил 116,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2012 года на 0,2 трлн. рублей, или на 0,2%. По сравнению с началом 2011 года государственный долг вырос на 85,9 трлн. рублей, или на 281,3%.
Рост государственного долга (в белорусских рублях) в первую очередь обусловлен переоценкой внешнего государственного долга вследствие девальвации национальной валюты в мае и октябре 2011 г.
Внутренний государственный долг с начала 2012 года не изменился, по состоянию на 1 февраля 2012 года составив 17,9 трлн. рублей при установленном лимите 18,7 трлн. рублей. По сравнению с началом 2011 года внутренний государственный долг вырос на 15,8 трлн. рублей, или на 765,2%.
Рост внутреннего государственного долга в 2011 г. обеспечен:
- выпуском государственных облигаций в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 65 «О некоторых вопросах финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Республике Беларусь»;
- размещением
государственных облигаций,
Внешний государственный долг по состоянию на 1 февраля 2012 года составил 11,8 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 24 млн. долларов США. За 2011 год внешний государственный долг вырос на 2,3 млрд. долларов США, или на 24,4%.
Рост внешнего государственного долга в 2011 г. обеспечен:
1) Привлечением несвязанных кредитных ресурсов для пополнения золотовалютных резервов:
- облигации на международном финансовом рынке (800,0 млн. долларов США);
- кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС (1240,0 млн. долларов США).
2) Финансированием за счет внешних государственных займов (Китай, МБРР) инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, социальной сфере.
Следует отметить, что показатели кредитоспособности нашего государства по отношению к внешнему государственному долгу находятся на приемлемом относительно требований Международного Банка реконструкции и развития. Так отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг в 2011 г. составило только 32,5 % при нормативе МБРР 220 %, отношение внешнего госдолга по отношению к ВВП составило 17,8 % при нормативе 50 %, отношение платежей по внешнему госдолгу по отношению к экспорту товаров и услуг составило 2,6 % при нормативе 25 %.
Таким образом, значение внешнего государственного долга в стране не является критическим.
2.2 Налоговая политика
Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления:
- проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
- реализующим государственную политику в сфере игорного бизнеса, в том числе осуществляющим лицензирование деятельности в данной сфере, а также координирующим деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере игорного бизнеса.
Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
- Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения (например, «Закон о налоге на добавленную стоимость», Закон «Об акцизах» и другие);
- декреты, указы и распоряжения
Президента Республики
- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты
республиканских органов
Налоговая политика страны в 2009-2011 гг. период характеризуется данными таблицы 2 [13].
Таблица 2 – Показатели налоговой политики Республики
Беларусь за 2008-2011 гг.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
ВВП, млрд. р. |
129791 |
137442 |
164475 |
274282 |
Доходы бюджета, млрд. р., всего, в т.ч.: |
65663 |
62808 |
48754 |
85608 |
Налоги на доходы и прибыль, в т.ч.: |
11176,3 |
9630,7 |
11822,5 |
18563,6 |
- подоходный налог |
4182,9 |
4305,3 |
5380,8 |
9316,4 |
- налог на прибыль |
5993,3 |
4607,7 |
5580,4 |
8688,9 |
Налоги на собственность |
2004,8 |
1626,7 |
1850,1 |
2549,2 |
Налоги на товары, работы, услуги, в т.ч.: |
20489,3 |
19907,2 |
22980,8 |
34754,6 |
- НДС |
11399,2 |
12083,1 |
16226,4 |
26498,5 |
- акцизы |
3900,8 |
3637,4 |
4350,2 |
5599,5 |
- экологический налог |
479 |
624,2 |
438,9 |
349,6 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
10612,6 |
7969,5 |
5776,2 |
15146,9 |
Прочие налоговые доходы |
2525,4 |
2170,6 |
2445,3 |
2431,6 |
Прочие доходы бюджета |
18855 |
21503 |
3879 |
12162 |
Доходы бюджета к ВВП, % |
50,6 |
45,7 |
29,6 |
31,2 |
Налоговые доходы бюджета к ВВП, % |
36,1 |
30,1 |
27,3 |
26,8 |
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.
Основными доходными источниками в 2010 г. остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении [10].
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) в 2011 г. формировалась за счет налоговых поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%).
Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от нешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).
Отмечается снижение налоговой нагрузки на экономику страны, о чем свидетельствует постепенное снижение доли налогов к ВВП.
В республике проводится работа над трансформацией нормативной правовой базы в сторону снижения уровня ее административного регулирования и, таким образом, улучшения условий ведения бизнеса и соответственно создание на территории республики благоприятного инвестиционного климата. Пересмотрено в сторону либерализации законодательство: по распоряжению государственным имуществом; по ценообразованию и страховой деятельности. Проводится плановая приватизация государственной собственности. Совершенствуется система налогообложения.
Внимание, которое государство уделяет налоговой политике, обусловлено ее влиянием на обеспечение условий для экономического роста и повышение уровня жизни населения.
Сегодня плательщик уплачивает 6 платежей (налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в социальный фонд). Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на доходы от лотерейной деятельности) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы и т.п.).
Упрощены механизмы основных налогов, изменены периоды их уплаты.
Если на 1 января 2010 года налоговые органы осуществляли 47 административных процедур в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то на 1 января 2011 года их количество сократилось до 41, на 1 января 2012 года до 32.
Причиной сокращения числа административных процедур является отмена различного рода справок, переход с разрешительного принципа осуществления административных процедур на заявительный (например, переход на упрощенную или иные системы налогообложения).
Проводимые на постоянной основе мероприятия по развитию электронного взаимодействия с плательщиками, позволили существенно расширить спектр электронных услуг, тем самым уменьшить необходимость посещения налоговых инспекций.
С учетом уже реализованных в 2010-2011 гг. изменений налогового законодательства отдельные показатели налоговой нагрузки для Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составляют следующие величины, как показано в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика отдельных показателей налоговой нагрузки
в Республике Беларусь за 2010-2011 гг.
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
Изменение |
количество платежей налогов в год |
56 |
36 |
-20 |
время, часов в год |
700 |
600 |
-100 |
общая ставка налоговых изъятий |
62,7 |
60,8 |
-1,9 |
Определенная работа по стимулированию инвестиций с помощью налогового механизма проводится в стране.
2.3 Денежно-кредитная политика
Информация о работе Финансовая политика в Республике Беларусь