Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение финансовой системы и ее звеньев.
Объект работы – финансовая система.
Предмет работы – совокупность источников, рассматривающих финансовую систему.
Введение…………………………………………………………………….…..3
1 Понятие финансовой системы, её сферы и звенья………………….……5
2 Краткая характеристика звеньев государственных и
муниципальных финансов…………………………………………………….11
3 Характеристика финансовых ресурсов государства……………………..25
4 Организация государственных финансов на региональном уровне……31
Заключение……………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………49
2 Краткая характеристика звеньев государственных и муниципальных финансов
Финансы – инструмент рыночной экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов Понятие государственного бюджета
Ведущим звеном финансовой системы
любой страны является государственный
бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет – это совокупность
финансовых отношений, возникающих между
государством и юридическими, физическими
лицами по поводу создания, распределения,
использования общегосударственного
фонда финансовых средств. Его определяют
также как ежегодную смету (роспись) доходов
и расходов государства. Государственный
бюджет является главным финансовым планом
страны, в котором отражается движение
централизованных финансовых ресурсов.
Именно бюджет отражает базовые функции
финансов в целом, и распределительную
функцию финансов, непосредственно.
Именно через
бюджет происходит регулирование экономики
путем перераспределения
Бюджет является центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления. С помощью местных бюджетов решаются задачи местного значения.
В материальном
аспекте государственный или
местный бюджет представляет собой
централизованный в масштабах определенного
государственного или муниципального
образования денежный фонд, который
находится в распоряжении соответствующих
органов государственной власти
или местного самоуправления. Материальное
содержание бюджета подвижно, постоянно
меняется объем концентрируемых
в нем денежных средств, виды поступлений
в него, направления расходов и
т.п. Однако сущность бюджета проявляется
в тех общественных отношениях, которые
связаны с концентрацией и
использованием его средств, то есть
в характеристике бюджета как
экономической категории. В этом
аспекте бюджет представляет собой
совокупность экономических (денежных)
отношений, которые возникают в
связи с образованием, распределением
и использованием централизованных
денежных фондов, предназначенных для
осуществления общих задач
Бюджетная система концентрирует наиболее крупную часть финансовых ресурсов государства.
Понятие бюджета
имеет и юридический аспект. В
таком смысле бюджет - это основной
финансовый план образования, распределения
и использования
В законодательстве содержится и юридическая характеристика понятия бюджета с позиции права собственности. Согласно ГК (ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта Федерации. Таким образом, средства государственного бюджета - часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к муниципальной казне (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств. Им является не тот или иной орган государственной ( местной ) власти, а РФ, её субъекты и муниципальные образования. Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Конституция РФ (ст.72) относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации её субъектов.
Важная роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и органов местного самоуправления, правоохранительных органов.
Государственный бюджет содержит перечень запланированных (ожидаемых) расходов. Перечень запланированных доходов и расходов принято называть бюджетным уставом .
В основе построения бюджета лежит ряд принципов. Важнейшим из них является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип публичности означает, что все фазы кругооборота были «открытыми» и каждый заинтересованный гражданин мог с ними ознакомиться. Кругооборотом бюджета называется законодательно утвержденный « путь бюджета». В нем можно выделить три фазы:
1. составление бюджетного плана
2. исполнение
3. контроль и одобрение
В первой фазе движение бюджетного плана
начинается с того, что отдельные
министерства подают свои заявки (в
виде смет). Министр финансов проверяет
предоставленные сметы и
Бюджет выполняет следующие функции:
· Распределительную - через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода;
· Контрольную - движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать;
· Регулирующую - изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т. е. стабилизировать экономику.
Структура бюджета
определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство (Великобритания, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центрального и местного включает также бюджеты промежуточного уровня.
В РФ бюджет состоит из 3-х уровней: федеральный, региональный и местный.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством. В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т. д. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов: содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий.
С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящим звеньям бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строгого целевого назначения.
Субвенции - это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение. Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.
Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет (федеральный, республиканский), в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах с рыночной экономикой все большее значение приобретают местные бюджеты, через которые перераспределяются от 30 до 60 % всех финансовых ресурсов государства.
Для аналитических и статистических
целей рассматриваются
Организацию работы по формированию и исполнению государственного бюджета страны осуществляет, как правило, Министерство финансов. Рассмотрение, утверждение бюджетов входит в функции законодательных органов власти. Бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с1 октября. Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, которые в каждой стране имеют свои особенности. Существуют бюджетный и кредитный методы формирования и использования бюджетных средств. Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов, обязательных платежей и предоставляются средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счет поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд, кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе использования первого метода.
Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация-это научно обоснованная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.
В системе государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).
Внебюджетные фонды - это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее собой обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.
Финансовые ресурсы фондов находятся
в государственной
Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов - инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на:
Совокупность государственных внебюджетных фондов можно разделить на две группы (виды внебюджетных фондов):
Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов - социальная сфера.
К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся: