Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение финансовой системы и ее звеньев.
Объект работы – финансовая система.
Предмет работы – совокупность источников, рассматривающих финансовую систему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
1 Понятие финансовой системы, её сферы и звенья………………….……5
2 Краткая характеристика звеньев государственных и
муниципальных финансов…………………………………………………….11
3 Характеристика финансовых ресурсов государства……………………..25
4 Организация государственных финансов на региональном уровне……31
Заключение……………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

финансы курсовая ТЕМА 2.docx

— 74.62 Кб (Скачать файл)
  1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ);
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).

Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда  направлена на разрешение определенного  круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми  ресурсами пенсионного обеспечения. Деятельность Фонда социального  страхования РФ направлена на обеспечение  финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного  медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых  программ в рамках реализации Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Таким образом, все названные в  Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение  к системе обязательного социального  страхования - государственной системы  социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в  соответствии с законодательством  страхование работающих граждан  от возможного изменения материального  и (или) социального положения, в  том числе, по независящим от них  обстоятельствам.

Задачи государственных  внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды  должны:

  • служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
  • являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
  • функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

Цели функционирования государственных внебюджетных фондов:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого  фонда. 
Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды - фонды министерств и других органов управления федерального и регионального уровней, образованные на основании актов исполнительных органов государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности указанных министерств (ведомств).

Особенности указанных  фондов:

  • создание на основе решения министерств и ведомств по согласованию с входящими в их систему предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством РФ;
  • использование для их формирования добровольных отчислении, осуществляемых на договорной основе с учреждениями и организациями, находящимися в ведении министерств и ведомств (бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов - в этом и заключается отличие отраслевых фондов от фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, формируемых в составе бюджета);
  • использование финансовых ресурсов фондов в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий внутриотраслевого характера;
  • постоянный (долгосрочный), как правило, характер функционирования.

К основным отраслевым фондам могут  относиться Централизованный фонд социального  и материального развития Министерства иностранных дел, фонды федеральных  органов исполнительной власти для  финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут быть созданы межотраслевые (межведомственные) фонды.

Государственный кредит — система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства, а также населением, при которых государство выступает в роли заемщика и кредитора. Причиной мобилизации заемных средств выступает наличие дефицита государственного бюджета.  
 
Правительство России еще в начале XVII в. прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов, тогда и появились первые государственные займы. Правительство мобилизовало деньги как на добровольной, так и на принудительной основе под обеспечение государственным имуществом. В XVIII в. сложились следующие виды государственного кредита, типы банков и небанковских организаций:  
 
- государственные (внутренние и внешние) займы, казначейские обязательства;  
- позаимствование средств у казенных банков;  
- государственный заемный банк (1786), государственный коммерческий банк (1817), сохранные казны при петербургском и московском воспитательном домах (1772), приказы общественного признания (1775).  
 
Главные операции вышеназванных учреждений: прием вкладов, выдача ссуд под залог помещичьих имений.  
 
Государственный кредит характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.  
 
В соответствии с Конституцией России (ст. 71) денежно-кредитная политика находится в ведении федерального центра. Федеральная денежно-кредитная политика является системообразующей по отношению к регионам. Вместе с тем региональная денежно-кредитная политика имеет существенные особенности. Как часть экономической политики Правительства России и ЦБ РФ она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами.  
 
Субъектами денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной сфере региональный уровень власти реализует эту политику косвенно с использованием в основном кредитно-финансовых инструментов наряду с общефедеральными инструментами денежно-кредитной политики.  
 
Региональные органы власти (Санкт-Петербург, Республика Коми и другие субъекты РФ) используют следующие инструменты кредитной и финансовой политики:

- бюджет развития;  
- бюджетный кредит;  
- налоговый кредит;  
- инвестиционный налоговый кредит: дифференцированные ставки и налоговые льготы банкам региональные ценные бумаги;  
- государственные гарантии банковским кредитам;  
- различные формы взаимодействия органов власти и банков;  
- ипотечное кредитование.

Государственный кредит является одним  из основных инструментов, с помощью  которого достигается баланс доходов  и расходов бюджета. Традиционно  государственный кредит использовался  для финансирования расходов государства  при наличии дефицита бюджета. С  развитием рыночных отношений государственный  кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного  обращения в целях регулярного  финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки  зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается  в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части  национального продукта распределяется вторично.

В количественном отношении в кредите  преобладает деятельность государства  как заемщика средства. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда  государство предоставляет ссуды  юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной  частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита. Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите. И такими принципами являются срочность, возвратность и возмездность.

Возвратность и возмездность государственного кредита отличают его от такой  финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном  направлении — от плательщика  в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов  отличает и еще одна особенность  — добровольность отношений (хотя в  истории России были случаи отступления  от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

 

    1. Характеристика финансовых ресурсов государства.

Финансы – инструмент рыночной экономики. Они  являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путём формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением. 

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются  с теми процессами, которые на поверхности  общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов.

Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство.

Объектом  государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в  результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Финансовые  ресурсы выступают материальными  носителями финансовых отношений.

Они выступают  объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и  часть прибавочного - это фонд воспроизводства  рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов  основными денежными фондами  являются фонд накопления, фонд потребления  и фонд финансовых резервов.

Таким образом, финансовые ресурсы государства  – это совокупность всех видов  денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом  взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Государству необходимы финансовые ресурсы для  реализации функций возложенных  на него. Без наличия достаточных  финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать  в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

К основным видам государственных финансовых ресурсов относятся:

1.             Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.

2.             Налоги.

3.             Отчисления во внебюджетные фонды.

4.             Платежи населения в местный бюджет.

5.             Прочие.

Потенциально  финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создаётся новая  стоимость и осуществляется перенос  старой. Но реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость  реализована и в составе выручки  вычленяются конкретные  экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые  фонды - важная составная часть общей  системы денежных фондов, функционирующих  в народном хозяйстве. Фондовая форма  использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями  расширенного воспроизводства и  обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Финансовый  механизм - это совокупность форм и  методов управления финансовой деятельностью  государства. Она включает в себя систему денежных расчетов, систему  финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм, нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы и финансовый контроль.

Финансовые  ресурсы - доходы и поступления субъектов  хозяйствования и государства в  лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства  и на удовлетворение других потребностей.  Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Информация о работе Финансовая система государства