Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение финансовой системы и ее звеньев.
Объект работы – финансовая система.
Предмет работы – совокупность источников, рассматривающих финансовую систему.
Введение…………………………………………………………………….…..3
1 Понятие финансовой системы, её сферы и звенья………………….……5
2 Краткая характеристика звеньев государственных и
муниципальных финансов…………………………………………………….11
3 Характеристика финансовых ресурсов государства……………………..25
4 Организация государственных финансов на региональном уровне……31
Заключение……………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………49
Ключевой
характеристикой системы
Значительная
часть доходов местных бюджетов
составляют субвенции, которые выделяются
на финансирование государственных
полномочий, переданных на муниципальный
уровень. Следовательно, для понимания
степени независимости в
В таблице
1 приведены значения перечисленных
показателей за период с 2005 по 2011 гг.
В среднем по регионам Российской
Федерации доля доходов местных
бюджетов в консолидированных
Таблица 1 Доля доходов консолидированного муниципального бюджета в доходах консолидированного регионального бюджета в среднем по субъектам Российской Федерации, 2005–2011 гг., в % [3]
Наименование показателя |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доля доходов КМБ в доходах КРБ в целом по Российской Федерации, всего, в том числе |
55,33 |
44,01 |
43,56 |
43,05 |
38,73 |
53,61 |
53,41 |
доля доходов КМБ (без учета субвенций) в доходах КРБ в целом по Российской Федерации. |
50,05 |
40,17 |
39,01 |
35,15 |
28,13 |
36,55 |
41,92 |
Описанная
динамика распределения поступлений
доходов между бюджетами
Дополнительную
информацию дает анализ распределения
регионов по группировки в зависимости
от значений рассматриваемых показателей.
Как видно из таблицы 2, самый распространенный
интервал значения показателя «доля
консолидированного местного бюджета
в консолидированном
Иная ситуация сложилась при анализе доли консолидированного местного бюджета без учета субвенций. У большинства регионов значение показателя варьируется в интервале от 25 до 55%. Минимально значение в 4 регионах (Тюменской области, Корякском АО, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках), где показатель ниже 25%. Максимальное значение в размере 76,1% зафиксировано в Ямало-Ненецком АО.
Таблица 2 Классификация субъектов РФ по доле доходов консолидированного местного бюджета в консолидированном региональном бюджете, 2011 г.[3]
Доля доходов |
Всего доходов |
Доходы без учета субвенций | ||
число регионов |
в процентах к итогу |
число регионов |
в процентах к итогу | |
до 25 |
0 |
0,00 |
4 |
4,94 |
25–45 |
11 |
13,58 |
45 |
55,55 |
45–55 |
41 |
50,62 |
28 |
34,57 |
55–65 |
20 |
24,69 |
3 |
3,70 |
свыше 65 |
9 |
11,11 |
1 |
1,23 |
При анализе
доли доходов консолидированного регионального
бюджета, поступающих в бюджеты
городских округов, муниципальных
районов и поселений статистика
показывает, что доходы городских
округов и муниципальных
Резюмируя
результаты проведенного анализа, видно,
что распределение доходов
Определена
следующая тенденция при
Проведенный анализ законодательства
показал, что существенной влияние
на структуру доходов местных
бюджетов оказывают решения органов
государственной власти субъектов
РФ в сфере регулирования системы
межбюджетных отношений. Данные таблицы
3 показывают, что доля налоговых
доходов в общем объеме доходов
консолидированных местных
Таблица
3 Структура доходов
Наименование показателя |
Доля в общем объеме доходов в среднем по бюджетам, в %[1] | ||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Налоговые |
55,00 |
50,02 |
48,33 |
45,50 |
34,17 |
28,44 |
27,67 |
Неналоговые |
3,83 |
4,21 |
4,76 |
5,46 |
7,85 |
10,20 |
10,43 |
Межбюджетные трансферты, в т.ч. |
40,40 |
36,33 |
45,45 |
44,55 |
43,79 |
57,65 |
61,36 |
дотации |
11,66 |
19,65 |
27,73 |
20,87 |
7,04 |
19,47 |
16,32 |
субвенции |
13,39 |
12,88 |
13,42 |
18,27 |
29,77 |
31,06 |
21,85 |
субсидии |
н.д. |
3,80 |
4,31 |
5,41 |
6,97 |
7,12 |
13,07 |
Отметим,
что структура межбюджетных трансфертов
постоянно меняется и зависит
от принятых решений нежели от экономических
тенденций развития региона. В 2005 г.
наибольший объем средств (15,33% от общего
объема доходов) был передан местным
бюджетам в виде «трансфертов», далее
важную роль играли субвенции, доля дотаций
составляла 11,66%. В период с 2006 по 2008
гг. структура изменилась: наибольший
объем средств был передан
на местный уровень в виде дотаций.
В 2009 г. резко возросла доля субвенций
в структуре доходов местных
бюджетов (с 18,3% в 2008 г. до 29,8% в 2009 г.). При
этом субвенции остаются наиболее значимым
видом межбюджетных трансфертов
в структуре доходов
У городских
округов зафиксирована
Безвозмездные и безвозвратные перечисления от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ составляют по городским округам 44,66%, по муниципальным районам – 75,990%, по поселениям – 66,09% [3]. Статистика показывает, что безвозмездные перечисления составляют значительную долю доходов муниципальных образований. В сложившийся ситуации достаточно информативным является анализ политики регионов по предоставлению трансфертов местным бюджетам, в частности, субвенций на финансирование переданных государственных полномочий, дотаций и субсидий на финансирование собственных полномочий органов местного самоуправления. Это еще раз подчеркивает сильную зависимость структуры доходов бюджета от решений руководства регионов.
Кроме того,
дополнительная информация о системе
межбюджетных отношений в регионах
и ее влиянии на доходы местных
бюджетов может быть получена из анализа
соотношения целевых и
Доля
субвенций в доходах местных
бюджетов в среднем по регионам РФ
составляет 21,8%. Наибольшую долю субвенции
составляют в бюджетах муниципальных
районов – 27,67%, в бюджетах городских
округов этот показатель равен 17,15%,
в бюджетах поселений – 14,05%. При
этом в отдельных регионах доля субвенций
в доходах поселений
Обычно
классификация регионов в зависимости
от значения показателя «доля субвенций
в доходах муниципальных