Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение финансовой системы и ее звеньев.
Объект работы – финансовая система.
Предмет работы – совокупность источников, рассматривающих финансовую систему.
Введение…………………………………………………………………….…..3
1 Понятие финансовой системы, её сферы и звенья………………….……5
2 Краткая характеристика звеньев государственных и
муниципальных финансов…………………………………………………….11
3 Характеристика финансовых ресурсов государства……………………..25
4 Организация государственных финансов на региональном уровне……31
Заключение……………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………49
Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.
Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:
- финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
- финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
- финансовое стимулирование экономики.
Финансовые источники делятся на:
1) источники,
которые действуют на
2) источники,
которые действуют на
Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).
V + M — основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.
Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям:
1) налоги (из зарплаты должны выплачиваться);
2) страховые платежи;
3) прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)
Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.
Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.
Источники финансовых ресурсов на макроуровне:
1. ВВП
(первая группа финансовых
2. Доходы
от внешнеэкономической
3. Национальное богатство.
4. Привлеченные (заемные) ресурсы.
Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.
Основные
направления использования
1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий). Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.
2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.
3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.
Финансовое
планирование - один из элементов управления
финансами, объектом которого является
распределительный процесс.Оно
В процессе финансового планирования определяются:
• источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;
• объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;
• рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.
Резервы
– часть финансовых ресурсов, которая
предназначена для
Финансовые
ресурсы, их рациональное использование
в воспроизводственной
4 Организация государственных финансов на региональном уровне
Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти субъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах.
Бюджет
субъекта Российской Федерации (региональный
бюджет) — форма образования и
расходования денежных средств, пред-назначенных
для обеспечения задач и
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов.
Налоговыми
доходами бюджетов субъектов РФ являются:
федеральные налоги и сборы, зачисляемые
в региональный бюджет в соответствии
с федеральным
В состав
неналоговых доходов бюджетов субъектов
РФ включаются: доходы от использования
имущества, находящегося в собственности
субъектов РФ, или от деятельности
организаций, находящихся в ведении
органов исполнительной власти субъектов
РФ; доходы от продажи нематериальных
активов, зачисляемые в региональный
бюджет; административные платежи и
сборы; штрафные санкции и средства,
полученные в возмещение ущерба, причиненного
субъекту РФ; прочие неналоговые доходы.
В бюджеты субъектов РФ могут
зачисляться безвозмездные
К другим
доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
доходы от предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности,
осуществляемой бюджетными учреждениями
регионального подчинения; иные доходы,
предусмотренные
Средства,
зачисленные в бюджеты
За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются: финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики (преимущественно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность); государственная поддержка пригородного (железнодорожного, автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в ведении органов государственной власти субъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований на территории данного субъекта РФ; финансирование выборов и референдумов субъектов РФ; обслуживание государственного долга субъектов РФ; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
Помимо
бюджетов субъектов РФ финансовые ресурсы,
формируемые в распоряжении органов
государственной власти субъектов
РФ, сосредоточены в
Территориальный государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации отдельных конституционных прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь) (ст. 13 БК РФ).
Доходы
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования формируются
за счет: отчислений от единого социального
налога, отчислений от налогов по специальным
режимам налогообложения, поступлений
из территориальных бюджетов в виде
страховых взносов на обязательное
медицинское страхование
Основной объем расходов указанных фондов направляется на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов РФ. Кроме того, за счет средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования финансируются отдельные мероприятия в области здравоохранения (например, в рамках различных целевых программ), а также деятельность фондов.
Следует отметить, что между бюджетами и внебюджетными фондами на федеральном и региональном уровне существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно выделить следующие:
• между
федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов РФ. Например, из федерального
бюджета в бюджеты субъектов
РФ перечисляются средства в порядке
финансовой помощи (дотации на выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности субъектов
РФ; дотации на частичное возмещение
расходов по предоставлению населению
субсидий по оплате жилья и коммунальных
услуг; субсидии на реформирование и
оздоровление региональных финансов,
развитие социальной инфраструктуры,
повышение эффективности
• между
федеральным бюджетом и государственными
внебюджетными фондами РФ. Так, из
федерального бюджета в Пенсионный
фонд РФ перечисляются средства единого
социального налога на выплату базовой
части трудовой пенсии, в Фонд социального
страхования РФ направляются субвенции
на выплату компенсаций и пособий
гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской
катастрофы, ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне и др. При
этом в федеральный бюджет могут
поступать безвозмездные
• между
бюджетами субъектов РФ и территориальными
государственными внебюджетными фондами.
Из бюджетов субъектов РФ в территориальные
фонды обязательного
• между
государственными внебюджетными фондами
РФ и территориальными государственными
внебюджетными фонда
ми. Например, из Федерального фонда обязательного
медицинского страхования в территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
перечисляются средства на выравнивание
финансовых условий их деятельности в
рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования; из Пенсионного
фонда РФ в территориальные фонды обязательного
медицинского страхования поступают средства
на обязательное медицинское страхование
неработающих пенсионеров.