Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение финансовой системы и ее звеньев.
Объект работы – финансовая система.
Предмет работы – совокупность источников, рассматривающих финансовую систему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
1 Понятие финансовой системы, её сферы и звенья………………….……5
2 Краткая характеристика звеньев государственных и
муниципальных финансов…………………………………………………….11
3 Характеристика финансовых ресурсов государства……………………..25
4 Организация государственных финансов на региональном уровне……31
Заключение……………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

финансы курсовая ТЕМА 2.docx

— 74.62 Кб (Скачать файл)

Источниками финансовых ресурсов выступают все  три элемента стоимости общественного  продукта, но степень участия каждого  из них различна.

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство  в следующих направлениях:

- финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;

- финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

- финансовое стимулирование экономики.

Финансовые  источники делятся на:

1) источники,  которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники,  которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость  ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M —  основные источники финансовых  ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает  в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям:

1)            налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

2)            страховые платежи;

3)            прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП  (первая группа финансовых источников).

2. Доходы  от внешнеэкономической деятельности

3. Национальное  богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит  от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит  и от масштаба цен, а также от соотношения  отдельных частей общественного  продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

Основные  направления использования финансовых ресурсов:

1.             Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий). Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.

2.             Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.

3.             Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.

Финансовое  планирование - один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс.Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образования и использование  на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

В процессе финансового планирования определяются:

•              источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;

•              объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;

•              рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.

В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы  для роста финансовых ресурсов и  сокращения непроизводительных расходов.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая  предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так  и на расширенное воспроизводство  и потребление. Страховые резервы  – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым  случаям.       Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.

Финансовые  ресурсы, их рациональное использование  в воспроизводственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического  реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных  неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности  его малообеспеченных слоев, слоев. Иначе говоря, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного  реформирования народного хозяйства  суверенной страны на здоровых рыночных основах роль финансовой системы  государства тяжело преувеличить, переоценить.

 

 

 

4 Организация  государственных финансов на  региональном уровне

Основной  объем финансовых ресурсов органов  государственной власти субъектов  РФ концентрируется в региональных бюджетах.

Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и  расходования денежных средств, пред-назначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта Российской Федерации (ст. 15 БК РФ).

Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет налоговых доходов, неналоговых  доходов, безвозмездных перечислений и других доходов.

Налоговыми  доходами бюджетов субъектов РФ являются: федеральные налоги и сборы, зачисляемые  в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; региональные налоги и сборы, зачисляемые  в региональный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством1; местные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным  законодательством2; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам  налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов  РФ включаются: доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, или от деятельности организаций, находящихся в ведении  органов исполнительной власти субъектов  РФ; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в региональный бюджет; административные платежи и  сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ; прочие неналоговые доходы. В бюджеты субъектов РФ могут  зачисляться безвозмездные перечисления из территориальных государственных  внебюджетных фондов, от различных  организаций (резидентов и нерезидентов), из федерального бюджета в порядке финансовой помощи, прочие безвозмездные перечисления.

К другим доходам бюджетов субъектов РФ относятся: доходы от предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями регионального подчинения; иные доходы, предусмотренные законодательством  РФ. Помимо доходов в бюджеты субъектов  РФ зачисляются согласно ст. 95 Бюджетного кодекса РФ поступления из внутренних источников финансирования дефицита бюджета  субъекта РФ, к которым относятся: денежные средства, привлеченные в  форме займов, осуществляемых путем  размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, и кредитов кредитных  организаций в валюте РФ; поступления  от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ и территориальных  государственных внебюджетных фондов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств  бюджета субъекта РФ; поступления  из прочих внутренних источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

Средства, зачисленные в бюджеты субъектов  РФ, направляются на осуществление  расходов по реализации полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ по предметам ведения субъектов  Российской Федерации и предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 

За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются: финансирование деятельности органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти субъектов РФ; государственная  поддержка приоритетных для региона  отраслей экономики (преимущественно  сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность); государственная поддержка  пригородного (железнодорожного, автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права граждан на обязательное общее  образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в ведении органов государственной власти субъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований на территории данного субъекта РФ; финансирование выборов и референдумов субъектов РФ; обслуживание государственного долга субъектов РФ; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Помимо  бюджетов субъектов РФ финансовые ресурсы, формируемые в распоряжении органов  государственной власти субъектов  РФ, сосредоточены в территориальных  государственных внебюджетных фондах. Как уже отмечалось, к ним относятся  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

Территориальный государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный  для реализации отдельных конституционных  прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь) (ст. 13 БК РФ).

Доходы  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования формируются  за счет: отчислений от единого социального  налога, отчислений от налогов по специальным  режимам налогообложения, поступлений  из территориальных бюджетов в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего  населения, поступлений из государственных  внебюджетных фондов РФ, доходов от размещения временно свободных денежных средств фондов и др.

Основной  объем расходов указанных фондов направляется на реализацию территориальных  программ обязательного медицинского страхования субъектов РФ. Кроме  того, за счет средств территориальных  фондов обязательного медицинского страхования финансируются отдельные мероприятия в области здравоохранения (например, в рамках различных целевых программ), а также деятельность фондов.

Следует отметить, что между бюджетами  и внебюджетными фондами на федеральном  и региональном уровне существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно  выделить следующие:

• между  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов РФ. Например, из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ перечисляются средства в порядке  финансовой помощи (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов  РФ; дотации на частичное возмещение расходов по предоставлению населению  субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг; субсидии на реформирование и  оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных  расходов, поддержку экономических  реформ и др.); из бюджетов субъектов  РФ в федеральный бюджет перечисляются  средства в погашение ранее предоставленных  бюджетных ссуд на покрытие внутригодовых  кассовых разрывов;

• между  федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами РФ. Так, из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ перечисляются средства единого  социального налога на выплату базовой  части трудовой пенсии, в Фонд социального  страхования РФ направляются субвенции  на выплату компенсаций и пособий  гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской  катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и др. При  этом в федеральный бюджет могут  поступать безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ. Кроме того, временно свободные  денежные средства Фонда социального  страхования РФ, Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  могут инвестироваться в ликвидные  государственные ценные бумаги РФ, средства от размещения которых поступают в федеральный бюджет;

• между  бюджетами субъектов РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами. Из бюджетов субъектов РФ в территориальные  фонды обязательного медицинского страхования перечисляются средства в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего  населения. Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  могут вкладывать временно свободные  денежные средства в ликвидные государственные  ценные бумаги субъектов РФ, средства от размещения которых поступают  в бюджеты субъектов РФ;

• между  государственными внебюджетными фондами  РФ и территориальными государственными внебюджетными фонда 
ми. Например, из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляются средства на выравнивание финансовых условий их деятельности в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; из Пенсионного фонда РФ в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступают средства на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров. 

Информация о работе Финансовая система государства