Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение финансовой системы и ее звеньев.
Объект работы – финансовая система.
Предмет работы – совокупность источников, рассматривающих финансовую систему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..3
1 Понятие финансовой системы, её сферы и звенья………………….……5
2 Краткая характеристика звеньев государственных и
муниципальных финансов…………………………………………………….11
3 Характеристика финансовых ресурсов государства……………………..25
4 Организация государственных финансов на региональном уровне……31
Заключение……………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

финансы курсовая ТЕМА 2.docx

— 74.62 Кб (Скачать файл)

ТЕМА  2 Финансовая  система  государства

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….…..3

1 Понятие  финансовой  системы, её  сферы и звенья………………….……5

2 Краткая   характеристика  звеньев  государственных  и 

муниципальных финансов…………………………………………………….11

3 Характеристика  финансовых ресурсов государства……………………..25

4 Организация  государственных финансов на  региональном уровне……31

Заключение……………………………………………………………………..48

Список литературы……………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием  и конкретизацией понятия «финансы». Как ранее отмечалось, финансы  выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений  они тем не менее различаются  между собой. В каждом государстве  имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые  проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального  производства финансовые ресурсы формируются  за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг  и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет налогов  с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления  финансовых ресурсов у предприятий  и государственного бюджета. С учетом сказанного, можно утверждать, что  каждая сфера финансовых отношений  является в определенной мере самостоятельным  звеном финансовой системы. Однако это  отличия внутри единого целого, все  звенья тесно взаимосвязаны между  собой и составляют единую финансовую систему.

Цель работы – рассмотрение финансовой системы и ее звеньев.

Объект работы – финансовая система.

Предмет работы – совокупность источников,  рассматривающих финансовую систему.

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное  хозяйство, дополняемое государственным  регулированием. Огромную роль как  в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования  со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений  и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более  эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало. 

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный  переход от в основном централизованно  планируемой и контролируемой экономики  к экономике, функционирующей в  соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое  важное - создать надежную финансовую систему. Все это раскрывает актуальность данной темы. 

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория. По своей природе они  тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций  необходимы денежные средства. В докапиталистических  формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно  натуральный характер. Большая часть  государственных потребностей удовлетворялась  за счет различного рода повинностей  и поступлений от натуральных  сборов. 

С разложением феодализма и постепенным  развитием капиталистического способа  производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных  сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением  сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций  государства. 

 

 

 

 

1 Понятие  финансовой  системы, её  сферы и звенья

         Финансовая система — это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

Необходимо  отличать понятия «финансовая система» и «финансовый аппарат». Если первое понятие включает в себя финансовые отношения (относящиеся к базису общества), то второе — часть общегосударственного управленческого аппарата, на который  возложено управление финансовой системой Республики Беларусь (надстройка общества)1. Финансовый аппарат в лице финансовых органов Министерства финансов республики, отраслевых министерств, ведомств, предприятий  и других структур может оказывать  серьезное влияние на организационные  формы построения объективно существующих финансовых отношений, т. е. на финансовую систему, и тем самым воздействовать на эффективность общественного  производства.

В экономической  литературе наряду с понятием финансовой системы существует еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы. В указанное понятие включаются не только сферы и звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансовая система вместе с кредитной  системой оказывают существенное воздействие  на деятельность предприятий и учреждений материального производства и непроизводственной сферы.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между  ресурсами государства и ресурсами  его главы: монархи распоряжались  средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны  от личной кассы и собственности  монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия  государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. 

В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. 

Финансовая  система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих  политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с  другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий. 

В эпоху  домонополистического капитализма  государственная финансовая система  имела два звена - государственный  бюджет и местные финансы. Они  давали возможность формировать  фонды денежных средств, с помощью  которых государство выполняло  свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений  в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение  и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

На современном  этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах  включает четыре звена: государственный  бюджет; местные финансы; специальные  внебюджетные фонды и финансы  государственных предприятий. Ведущим  звеном государственных финансов выступает  государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный  централизованный фонд денежных средств  государства.  
Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы. 

Основными доходами государственного бюджета  выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы  его доходов. За государственным  бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные  налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство  в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. 

Государственный бюджет в силу своего положения тесно  связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую  им помощь. Эта помощь в форме  бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них  задач. 

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение  роли и влияния местных органов  власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются  функции местных властей. Все  это усиливает значение местных  финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные  финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное  место в этом звене принадлежит  местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета  и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. 

В современных  условиях это звено финансовой системы  все больше используется в экономических  целях, для регулирования хозяйственных  процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры. 

Особое  финансовое звено образуют специальные  правительственные фонды, которые  имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета  и управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся  фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также  государственные и полугосударственные  финансово-кредитные учреждения. 

Первоначальной  задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства  прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для  повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных  бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны  парламентов, что облегчает их использование  и повышает заинтересованность правительств в их росте. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных  предприятий. Его возникновение  связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран  Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) - процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. 

Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете  и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным  бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной  степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. 

 




Второй  сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы  частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической  деятельности и обеспечивают процесс  производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного  капитала, различных денежных фондов предприятия. 

В связи  с тем, что деятельность предприятий  осуществляется на основе индивидуального  кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство  имеет непосредственные взаимоотношения  с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации  кредитных отношений, предоставления государственных субсидий. 

Частные предприятия составляют подавляющую  часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и  национального дохода. Поэтому государство  использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных  с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь, частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов. 

С учетом вышеизложенного можно расширить  определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в  целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются фонды  денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система  форм и методов образования, распределения  и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Информация о работе Финансовая система государства