Финансовая система Казахстана и мировая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
рассмотрение финансовый аппарат управления;
рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.

Содержание работы

Введение

1. Содержание и состав финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации
1.2 Структура финансовой системы

2. Общая характеристика финансовой системы РК
2.1 Особенности функционирования государственных финансов
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой системы
2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК

3. Финансовая система Казахстана и мировая практика
3.1 Мировой опыт разных стран в финансовой системе РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая система РК и мировая практика Финансы2.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 Введение

    

1. Содержание и состав финансовой  системы 

  • 1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации 
  • 1.2 Структура финансовой системы 
  •    

     2. Общая характеристика финансовой системы РК

    2.1 Особенности функционирования государственных финансов

    2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой     системы

    2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК

        

    3. Финансовая система Казахстана и мировая практика

    3.1 Мировой опыт разных стран  в финансовой системе РК

         Заключение

         Список использованной литературы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от основ централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы. Самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

    В последние годы вопросами  создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

    Начиная, с 1991 года в Казахстане, произошли глубокие экономические  преобразования. С переходом к  рыночной модели хозяйствования и с  созданием соответствующей финансовой системы республики обозначился  новый этап развития Республики Казахстан.

    В Казахстане за последние  несколько лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия  населения к финансовым институтам. На данном этапе Казахстан входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы.

    Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

    Цель исследования определяет постановку следующих задач:

    • раскрытие основных звеньев финансовой системы;
    • рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
    • рассмотрение финансовый аппарат управления;
    • рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.

    При написании работы были использованы следующие источники информации:

    • учебники и учебные пособия;
    • журналы периодической печати;
    • Всемирная сеть Интернет.

     

     

     

    Глава 1. Содержание и состав финансовой системы.

     

    1.1 Понятие  финансовой системы и принципы  ее организации.

     

    Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений.

    Общественные отношения, выступающие  предметом финансового права  в целом, так и отдельных его  институтов, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).

    Финансовая система государства  представляет собой совокупность финансово-экономических  институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение  в экономическом смысле.

    Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения.

    В вышеприведенном определении  термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы  исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах.

    Финансовая система государства  представляет собой совокупность различных  финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономической литературе финансовая система исследуется  в трех аспектах:

    1. Совокупность финансовых отношений;
    2. Совокупность фондов денежных средств;
    3. Финансовый аппарат управления.

    Так как финансовая система предполагает финансовые отношения, необходимо рассмотреть  данные отношения. Финансовые отношения  представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.

    Например:

    • финансовые отношения между государством и предприятием – это взнос платежей в бюджет (налоги, таможенные пошлины), а также дотации и кредиты;
    • финансовые отношения между предприятиями – это долевое участие в создании совместных предприятий, взаимное кредитование, купля-продажа ценных бумаг;
    • финансовые отношения между предприятием и его работниками –это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии);
    • финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов;
    • финансовые отношения между государством и населением – это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.

    При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

    Финансовая система предполагает:

    1. финансовое устройство;
    2. правовые основы денежной системы;
    3. управление в области финансов;
    4. финансовое планирование;
    5. финансовый контроль.

    В основу построения финансовой системы  положены следующие принципы:

    1. Сочетание централизма  и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

    Данный принцип предопределил  систему двойного подчинения местных  финансовых органов: соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу.

    Демократическое начало в управлении отраслевыми финансами проявляется  в закреплении за хозяйственными органами капитала (основных и оборотных  фондов), предоставление им права создавать  денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.

    В предпринимательском секторе финансовая самостоятельность выражена более полно: его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами после выполнения обязательств перед государством.

    2. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, город и район имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

    3. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

    4. Принцип функционального  назначения отдельных составных  элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство экономики и бюджетного планирования.

    Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим  аппаратом или передаются в ведение  определенного министерства или правительства.

    Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется  тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно. В финансах можно  назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и другие.

     

    1.2 Структура финансовой системы

     

    Помимо функционального  критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

    Звенья, как соподчиненный  ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

    Структура финансовой системы –  это совокупность её элементов и  связей между ними.

    Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Каждому звену системы  финансов  присущи свои специфические  формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

    Финансовые системы  разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно-правовыми  формами.

    Место и роль составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов финансовой системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

    Финансы хозяйствующих  субъектов материального производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку  в материальном производстве создается  реальный продукт – основной источник финансовых ресурсов общества.

    Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население  вступает в отношения своими денежными  средствами с общегосударственной  финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Этим многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплат из накопительной пенсионной системы денежных средств, получение материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сферы.

    Информация о работе Финансовая система Казахстана и мировая практика