Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
рассмотрение финансовый аппарат управления;
рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.
Введение
1. Содержание и состав финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации
1.2 Структура финансовой системы
2. Общая характеристика финансовой системы РК
2.1 Особенности функционирования государственных финансов
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой системы
2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК
3. Финансовая система Казахстана и мировая практика
3.1 Мировой опыт разных стран в финансовой системе РК
Заключение
Список использованной литературы
Финансы хозяйствующих субъектов имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию – финансовую.
Многообразные отношения в сфере финансов хозяйствующих субъектов сводятся в укрупненные группы; эти отношения возникают в процессе расширенного воспроизводства между:
государством и хозяйствующими субъектами при взносе платежей в государственный бюджет, внебюджетные фонды, формировании валютных фондов и ресурсов, частично – при финансировании из государственного бюджета;
хозяйствующими субъектами и их вышестоящими организациями при перераспределении доходов, фондов, по арендным платежам;
разными хозяйствующими субъектами вступающими между собой в отношения по оплате сырья, материалов, топлива, готовой продукции, работ и услуг, в том числе по посредническим операциям;
хозяйствующими субъектами и страховыми органами по страхованию имущества, персонала;
между хозяйствующими субъектами при выпуске и реализации акций и других ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии при создании совместных предприятий;
между владельцами и наемными работниками – по оплате труда, материальному поощрению, санкциям, при выпуске акций и выплате дивидендам по ним;
внутри хозяйствующих субъектов в связи с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения – уставного, потребления, накопления, резервного, валютного, ремонтного или возможных их модификаций;
основной деятельностью
Основными чертами финансов хозяйствующих субъектов являются:
Таким образом, финансы
хозяйствующих субъектов
2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК
Финансовая система выполняет важную роль перераспределения ресурсов в экономике от агентов, имеющих избыток капитала, к тем, кто испытывает в нем дефицит. За счет такого перераспределения происходит финансирование капиталовложений в развитие новых производств и инноваций.
Таким образом, финансовая система выполняет ряд основных функций в экономике: мобилизация накоплений, направление финансовых ресурсов в продуктивные инвестиции, минимизация проблемы ассиметричной информации за счет способствования раскрытию информации заемщиками, трансформация риска за счет его хеджирования и диверсификации, способствование движению товаров и услуг.
Влияние финансовой системы на развитие реального сектора экономики и решение социально-экономических задач государства стало еще более очевидным в условиях мирового финансового кризиса.
Мировой кризис выявил диспропорции между секторами экономики, в частности между реальным и финансовым сектором. Нестабильность на финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпы развития мировой экономики. Вторая волна финансового кризиса, спровоцировала глобальный дефицит ликвидности. В результате произошло значительное замедление темпов роста мировой экономики и глобальное снижение спроса на товары и услуги.
Системное изучение причин возникновения мирового кризиса в теоретическом и практическом аспекте, а также анализ основных направлений принятых мер в различных государствах позволяют сделать отдельные выводы и предложения по построению новой архитектуры финансовой системы.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев поставил задачу о построении новой архитектуры финансовой системы и в программной статье «Пятый путь. Истоки кризиса и пути его лечения» показал концептуальные направления решения этой задачи.
В статье указано, что «ни одна из резервных валют сегодня не может реально оценивать, измерять, обменивать, переносить стоимость товаров и услуг».
Системное изучение причины мирового кризиса показывает, что в условиях глобализации деньги не стали выполнять свою основную функцию. В результате денежная единица одного государства, в частности доллар США, стала выполнять функцию мировых денег.
В период мирового кризиса многие ученые-экономисты стали доказывать необходимость введения новых резервных валют, в частности евро или другой валюты.
Таким образом, вопрос о мировой валютной системе требует серьезных экономических исследований теории денег и комплексного изучения содержания и назначения всех пяти функций денег в условиях глобализации.
Системное изучение содержания и назначения всех функций денег и их взаимосвязи, на наш взгляд, позволит разработать научные рекомендации о функционировании финансовой системы в условиях глобализации. При этом мы исходим из того, что деньги были и остаются основой финансов и финансовой системы любого государства. Такой научный подход будет способствовать в теоретическом аспекте всестороннему изучению содержания экономических понятий «финансовой системы», «кредитной системы», «банковской системы» и раскрытию их отличия в условиях рынка. Все это позволит выработать конкретные предложения о механизме функционирования финансовой системы в условиях глобализации и влиянии ее на развитие реального сектора экономики.
Влияние финансовой системы на развитие реального сектора экономики и решение социально-экономических задач государства исследуется и изучается в различных аспектах.
Отсутствие комплексной оценки влияния всех элементов финансовой системы на социально-экономическое развитие государства, в частности налоговой и бюджетной систем, а также финансов хозяйствующих субъектов и населения, не позволяет разработать более эффективные механизмы и инструменты регулирования экономики.
На наш взгляд, основой, стержнем финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов и населения. Во время экономического кризиса значительно сократились финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и населения. Это повлияло на финансовое положение всех финансовых институтов, в том числе банков второго уровня. В этих условиях государство на основе налоговых и бюджетных систем стало поддерживать финансовое положение хозяйствующих субъектов и населения, оказывать помощь финансовым институтам, в том числе банкам второго уровня. При этом государством использованы различные механизмы регулирования экономики.
Финансовая помощь хозяйствующим субъектам в основном была оказана путем выделения средств из бюджета на пополнение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства, управляющих холдингов по различным направлениям и целевым назначениям. Акционерные общества, холдинги направляли эти средства хозяйствующим субъектам через банки второго уровня или дочерние организации, которые имели лицензию на кредитование.
В отдельных государствах бюджетные средства выделялись крупным государственным банкам, которые направляли эти средства банкам второго уровня для кредитования реального сектора.
На практике были использованы механизмы прямого финансирования и предоставления бюджетных кредитов хозяйствующим субъектам.
Использование вышеуказанных механизмов и инструментов государственного регулирования в определенной степени положительно повлияло на мировую экономику.
В Республике Казахстан были использованы различные налогово-бюджетные и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики. Своевременное принятие антикризисных мер и использование различных методов регулирования экономики позволили избежать рецессии и привели к росту валового внутреннего продукта в 2009 году на 1,2 %, а в 2010 году на 7%.
Что касается бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета субъектам квазигосударственного сектора, то они находятся на их счетах или на депозитных счетах банков второго уровня. В результате возникает проблема своевременного получения бюджетных средств конечным пользователем, в частности объектами малого и среднего бизнеса или другими хозяйствующими субъектами, производящими товар или оказывающими услуги государству или населению. Это не обеспечивает достижения прямых и конечных результатов, предусмотренных в паспорте бюджетных программ, и не способствует получению мультипликативных эффектов от использования бюджетных средств в финансовом году.
В связи с переходом на формирование бюджета на трехлетний период, ориентированного на конечные результаты, механизм использования и освоения бюджетных средств должен быть полностью увязан с процедурами бюджетирования. Механизм бюджетирования – это совокупность методов управления бюджетными процессами, направленных на:
• обеспечение полной гармонизации стратегического, среднесрочного экономического и бюджетного планирования;
• внедрение методов управления бюджетными средствами (планирование, исполнение и контроль), ориентированных на достижение конечных результатов;
• обеспечение деятельности государственных органов на достижение стратегических целей и задач, получение конкретных результатов;
• внедрение трехлетнего бюджетного планирования.
На наш взгляд, правильно указывает глава правительства К. Масимов, что «конечной целью новой бюджетной системы должно стать повышение эффективности бюджетных расходов».
Результаты исполнения бюджета показывают, что расходы республиканского бюджета растут, а эффективность их снижается. В республике объем неосвоенных бюджетных средств увеличивается, дебиторская задолженность растет, неэффективно и нерационально используются целевые трансферты, выделенные из республиканского бюджета местным бюджетам. Доля трансфертов в доходах местных бюджетов в 2009 году составила 61,4 %, а в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях — более 80 %. Все это свидетельствует об усиливающейся тенденции финансовой зависимости регионов от исполнения республиканского бюджета.
Система межбюджетных отношений в республике не увеличивает налоговую базу местных бюджетов. Финансирование инвестиционных проектов осуществляется в основном за счет средств республиканского бюджета.
В свою очередь, финансовые институты, холдинги, которые получали бюджетные средства из республиканского бюджета, слабо реализуют инвестиционные проекты в регионах.
В республике в составе управляющих холдингов функционируют отдельные банки второго уровня, а также дочерние организации холдингов занимаются предоставлением кредитов, тем самым, расширяется сеть кредитных учреждений в республике. Это с одной стороны хорошо, но с другой стороны, могут возникнуть проблемные кредиты, так как они не являются специализированными организациями по кредитованию.
Финансовые институты, в первую очередь банки второго уровня, не особо заинтересованы поддерживать хозяйствующие субъекты, население. В связи с этим, целесообразно комплексно проработать вопрос о том, чтобы финансовые институты, в том числе банки второго уровня, в республике стали равноправными партнерами хозяйствующих субъектов.
В мировой экономической практике существуют различные подходы к решению проблемы конструктивного взаимодействия реального и финансового секторов экономики.
В Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период рассмотрены вопросы мобилизации финансовых ресурсов в посткризисный период, надзора и регулирования финансового сектора, использования сложных финансовых инструментов, а также проблемы корпоративного управления и прозрачности деятельности финансовых организаций. При этом более конкретно определены работы по мобилизации финансовых ресурсов внутри страны в качестве основного источника финансирования инвестиционных проектов.
Депозиты населения и юридических лиц в банках второго уровня будут оставаться основным источником фондирования финансового сектора.
В Концепции достаточно подробно рассмотрены инструменты государственного заимствования. В связи с этим предлагается разработать стратегию управления активами и обязательствами государственного сектора в тесной взаимосвязи с задачами и мероприятиями по развитию и совершенствованию отдельных сегментов финансового рынка, включая рынок ценных бумаг и накопительную пенсионную систему.
Следует заметить, что в Концепции приведены альтернативные источники привлечения сбережений, в частности через частные институты, как фонды недвижимости, хеджевые фонды и т. д.
Также в рамках данной концепции предусмотрен переход на принципы контрцикличности во всех аспектах регулирования и надзора финансовых рынков, о чем уже много раз писалось. Смысл данной политики как раз сводится к известной поговорке «готовь телегу зимой, а сани летом». То есть если в тучные годы регулятор будет требовать от финансовых институтов максимальной подготовки к вероятным будущим кризисам путем повышения различных регуляторных нормативов и других «подушек безопасности», то в периоды экономического спада финансовые институты будут «пожинать плоды», используя накопленный потенциал и резервы.
Информация о работе Финансовая система Казахстана и мировая практика