Финансовая система Казахстана и мировая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
рассмотрение финансовый аппарат управления;
рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.

Содержание работы

Введение

1. Содержание и состав финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации
1.2 Структура финансовой системы

2. Общая характеристика финансовой системы РК
2.1 Особенности функционирования государственных финансов
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой системы
2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК

3. Финансовая система Казахстана и мировая практика
3.1 Мировой опыт разных стран в финансовой системе РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая система РК и мировая практика Финансы2.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Мы предполагали, что  Концепция должна стать не просто очередным программным документом, а системным видением места финансового  сектора в экономике республики, целей и задач ее развития, текущих и потенциальных проблем, а также путей их решения со стороны регуляторов и самих участников рынка. Концепция должна давать представление о понятном и предсказуемом государственном регулировании финансового сектора на ближайшие 3 года на основе принципов прозрачности, целесообразности, эффективности и соответствия принятым международным стандартам.

Можно с удовлетворением  констатировать, что последний вариант  Концепции принципиально этим подходам соответствует и дает нужное понимание стратегического развития финансового сектора. Не в последнюю очередь это произошло благодаря открытости к диалогу со стороны Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора.

Основными значимыми  задачами, требующими нового государственного регулирования, на ближайшее время  являются:

1) предлагаемые государством меры по управлению внешним долгом банковского сектора. Мы считаем, что предложения по введению пороговых значений, или квот являются по сути возвратом к административно-плановой экономике со всеми ее издержками. Банк уверен, что государство, во-первых, должно в равной степени и примерно одинаковыми инструментами регулировать весь валовой внешний долг страны, включая собственно государственный и гарантированный государством долг, внешние долги национальных компаний, внешние долги банков второго уровня, а также межфирменную задолженность. Во-вторых, меры государственного регулирования должны сводиться к косвенным методам с усилением роли риск-менеджмента, повышением капитализации финансовых институтов и усилением роли государства в создании предпосылок для развития внутреннего долгового рынка;

2) регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на финансовом рынке. С принятием летом 2006 года нового Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» финансовые организации подпадают под общее антимонопольное регулирование со стороны Комитета по защите конкуренции МИИТ Республики Казахстан. В настоящее время через Ассоциацию финансистов мы активно работаем с Комитетом над проектами подзаконных нормативных актов, принимаемых во исполнение нового Закона, поскольку совершенно очевидно, что финансовый сектор имеет свою существенную специфику, заключающуюся в широком спектре оказываемых услуг, детальной сегментации клиентов, сложной системе ценообразования и пр. Вызывает озабоченность отсутствие наработанной правоприменительной практики антимонопольного регулирования финансовых организаций как у самого антимонопольного органа, так и у участников финансового рынка;

3)дальнейшее внедрение международных стандартов корпоративного управления. Это очень важный момент, так как акции банка не только входят в листинг А Казахстанской фондовой биржи, но и находятся в свободном обращении на Лондонской и Франкфуртской фондовых биржах в форме депозитарных расписок. По этой причине для банка первостепенной задачей является соответствие признанным стандартам корпоративного управления в части публичного раскрытия максимальной информации о банке, создание эффективных коммуникаций с инвесторами и акционерами, усиление роли совета директоров в процессе стратегического управления банком и пр.;

4) внедрение систем, препятствующих отмыванию денег и прохождению через банковскую систему теневых капиталов. Закон о борьбе с отмыванием денег находится на стадии согласования и доработки уже несколько лет, и мы надеемся, что он будет принят Парламентом в течение 2011 года, поскольку его принятие давно ожидается не только в Казахстане, но и со стороны иностранных контрагентов местных финансовых институтов, особенно - из США и стран Западной Европы, которые придают огромное значение данному вопросу. Важно, чтобы Закон и принимаемые в связи с ним подзаконные акты были максимально понятны, однозначны и не вызывали толкований, чтобы банки и иные субъекты, предоставляющие информацию, имели время для подготовки своего программного обеспечения, обучения персонала и пр.

5) развитие инновационных электронных финансовых услуг - считаем необходимым на законодательном уровне решить вопрос по установлению гражданско-правовых отношений между субъектами финансового рынка и их клиентами с использованием электронно-цифровой подписи в том порядке и объеме, в каком это будет приемлемо для сторон таких отношений по их договоренности без жесткого регулирования этого вопроса на уровне законодательства. Кроме того, в настоящее время наш банк активно сотрудничает с Налоговым комитетом Министерства финансов по вопросам оплаты налогов населения (налога на имущество, на транспорт, на землю) через банкоматы и киоски самообслуживания. Успешная реализация этого проекта позволит не только сделать максимально удобным процесс оплаты налогов, но и докажет, что банки второго уровня имеют опыт и технологии для участия в более масштабных проектах, например, могут взять на себя построение на базе своих карточных и процессинговых систем платежных шлюзов для оплаты физическими и юридическими лицами услуг электронного правительства. Мы предлагаем разработать в среднесрочной перспективе системы взаимодействия электронного правительства с банковскими системами для оплаты электронных услуг.

6) Хотелось бы сделать  еще одну ремарку в части введения налогов на вознаграждения физических лиц по депозитам и долговым ценным бумагам - мы считаем данное предложение преждевременным, т.к. перечень инструментов, через которые физические лица могут сберегать и преумножать свои накопления, до сих пор является крайнее ограниченным. Как правило, это недвижимость, депозиты и - с недавних пор - паи и акции инвестиционных фондов. Операции с недвижимостью, находящиеся в собственности более года, от налогообложения освобождены, а если недвижимость была в собственности менее года, то зачастую применяются «серые» схемы, скрывающие прирост стоимости; доходы по акциям и паям инвестиционных фондов от налогообложения также освобождены. Таким образом, если из всех основных видов финансовых инструментов, используемых физическими лицами, объектом налогообложения станут только банковские вклады - наиболее надежные инструменты, гарантируемые Фондом гарантирования вкладов, и имеющие доходность выше уровня инфляции, такое предложение представляется нам несколько нелогичным. Мы бы предложили перенести рассмотрение данного вопроса на более далекую перспективу, когда линейка финансовых инструментов будет более развитой, а уровень рисков и доходности по ним будет более сбалансированным (после 2011 года).

В принципе, эти задачи, являющиеся важными для нашего банка  в среднесрочной перспективе, во многом созвучны Концепции, что мы считаем несомненно позитивным, и будем продолжать активно сотрудничать с государственными органами по конкретному решению каждой поставленной в Концепции задачи.

 

3.1 Мировой  опыт разных стран в финансовой  системе РК

      Модель финансового сектора в РК имеет, по крайней мере, общие черты с германской и норвежской моделями. В то же время, конечно, она отражает экономические, социальные, этнокультурные и геополитические особенности страны.

    С германской моделью Республику Казахстан сближает преобладающее значение корпоративных инвесторов, ведущая роль банковского сектора среди прочих финансовых институтов. Это обстоятельство в нашей стране стало общепризнанным, Государственная денежно-кредитная и финансовая политика во многом ориентирована на использовании западноевропейского опыта, прежде всего, германского. Однако на наш взгляд недостаточно придается значение боле полному использованию норвежской практики построения финансовых отношений. Между тем, национальные экономики РК и Норвегии имеют ряд схожих моментов принципиального плана. Здесь имеются в виду высокий уровень развития нефтяной промышленности в обеих странах, занимающей ведущее место в структуре экономики и формировании государственных бюджетов, создание национальных нефтяных фондов. В системах налогообложения и там и здесь существуют рентные налоги на добычу нефти, в бюджетной сфере имеются значительные социальные гарантии государств населению, бюджеты имеют большую социальную направленность. При наличии ряда существенных совпадающих моментов денежно-финансовые системы РК и Норвегии в значительной мере являются аналогами, в перспективе их определенная схожесть, по-видимому, будет сохранять свое значение.

      Однако полной аналогии не существует и в принципе не может существовать. Поскольку рассматриваемая система у нас еще находится в стадии развития, она еще в полной мере не соответствует ни одной из известных моделей. От англо-американской модели она отличается относительной неразвитостью фондового рынка, а от немецко-японской - недостаточным уровнем развития банковской системы (по европейским меркам и стандартам).

      Казахстанская модель занимает промежуточное положение и характеризуется определенной незавершенностью формирования системы и отставанием от развитых стран, усилением роли государства в регулировании денежно-финансовых отношений. Республика Казахстан обладает своими качественными особенностями. В их числе такие факторы, как незавершенность денежно-финансовой системы, отставание страны по уровню экономического развития от западных государств, различия в материальном благосостоянии граждан, в показателях человеческого развития, состоянии экологии и охраны окружающей среды и др. Вследствие всего этого степень участия государства, его финансовых институтов в функционировании и развитии денежно-финансовой системы в РК гораздо выше должна быть, чем в Норвегии, Германии и других развитых странах.

      Иначе говоря, различны уровни либерализации финансовых отношений, управляемости и регулируемости систем. В западных моделях более реализованы принципы нелинейной экономики, чем в нашей стране. При этом нельзя не отметить, что в Казахстане быстро сокращается отставание в сфере реформирования финансовых отношений. Следует подчеркнуть: при наличии, как общего, так и особенного в экономиках РК и любой другой страны адекватные исходные состояния в последующем неизбежно изменятся по разным траекториям, которые, словно веер, будут расходиться из одной точки в разные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    В моей курсовой  работе были рассмотрены, понятие, принципы, структура финансовой системы РК.  Финансовая система РК состоит из трех звеньев: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансов домашних хозяйств или населения. Общегосударственные финансы подразделяются на следующие звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит. Финансов хозяйствующих субъектов делятся на следующие подсистемы: Финансы хозяйствующих субъектов материальной сферы производства  и нематериальной сферы производства.

В работе было рассмотрено роль внебюджетных фондов РК на примере Национального фонда. Данный фонд был создан в 2000г., который является сберегательным и стабилизационным фондом.  Основными источниками формирования Национального фонда являются:

1. прямые налоги от нефтяного сектора, к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.

2. поступления от приватизации  государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

3. поступления от продажи  земельных участков сельскохозяйственного  назначения; иные поступления и  доходы, не запрещенные законодательством  РК.

Также был использован отчет о формировании и использовании Национального Фонда в 2007-2008году. По состоянию на 1 января 2007-2008 года чистые активы Национального фонда Республики Казахстан составили 666 540 924 тыс.тенге, в том числе поступления за 2007 год - 139 312 971 тыс.тенге. Значительная доля поступлений в Национальный фонд в 2008 году была сформирована за счет сверхплановых поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан), сумма которых составила 120792 925тыс.тенге. Для обеспечения прозрачности деятельности Национального фонда была проведена ежегодная аудиторская проверка в соответствии с международными стандартами аудита.

Были рассмотрены перспективы  развития финансовой системы РК, среди которых можно выделить следующие, это снижение налоговой ставки, механизм налогообложения, распределения доходов, кредитный механизм и все другие методы формирования финансовых ресурсов должны действовать во взаимосвязи с финансовой политикой на основе правовых норм, нормативных требований и всех других составных систем.

Для дальнейшего развития финансовой системы РК необходимо развивать  страховой рынок, накопительные  пенсионные фонды, банковскую систему. Также необходимо реализовать следующие программы для дальнейшего развития финансовой системы РК: Программы развития Страхового рынка на 2004-2006гг., рынка ценных бумаг на 2005-2007 гг., накопительной пенсионной системы на 2005-2007гг.

Также для развития финансовой системы необходимо поддерживать низкие темпы инфляции в пределах 3-4% годовых; осуществление валютной политики, направленной на поддержание относительно высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей; совершенствование государственного регулирования участников финансового рынка; приближение платежной системы РК к стандартам Европейского союза и построению платежной системы стран СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30.09.1995г.
  2. Бюджетный кодекс РК
  3. Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстана – Астана 2005г.
  4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана, 1.03.2006г.
  5. Р.К. Берстембаева « Организация государственных финансов в отдельных развитых странах». Учебное пособие – Алматы, 2001г.
  6. Мельников В.Д.  Основы финансов, Алматы, LEM, 2005г.
  7. М.В. Романовский, Финансы, Москва, Юрайт, 2001г.
  8. Жуйриков К.К. Бюджет: составление, утверждение, исполнение. Учебное пособие – Алматы, 2003г.
  9. Экономика США, Учебник для вузов, под редакцией В.Б. Супяна, Санкт-Петербург, Питер, 2003г.
  10. Жамишев Б.Б. «По отдельным вопросам развития финансового сектора Республики Казахстан», Алматы, Банки Казахстана № 10, 2005г.
  11. А. Нусупова «Опыт становления современной денежно-кредитной и банковской системы Казахстана», Алматы, Экономист № 11, 2003г.
  12. З. Искакова «Прочность финансовой системы Казахстана и ее факторы», Алматы, Каржы-Каражат №5, 2004г.
  13. Данные Агентства РК по статистике 2011г.
  14. Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
  15. Бизнес & Власть (Алматы), № 17 (017), 29.12.2005.
  16. www.minfin.kz
  17. www.nationalbank.kz
  18. www.stat.kz  агенство статистики РК

Информация о работе Финансовая система Казахстана и мировая практика