Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
рассмотрение финансовый аппарат управления;
рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.
Введение
1. Содержание и состав финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации
1.2 Структура финансовой системы
2. Общая характеристика финансовой системы РК
2.1 Особенности функционирования государственных финансов
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой системы
2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК
3. Финансовая система Казахстана и мировая практика
3.1 Мировой опыт разных стран в финансовой системе РК
Заключение
Список использованной литературы
Кроме того, согласно концепции основной чертой посткризисного развития финансовой системы должно стать развитие внутренних источников инвестиций. Основные усилия будут направлены на укрепление возможностей привлечения капитала внутри страны и развитие институциональных инвесторов, способных обеспечить долгосрочное финансирование экономики страны, привлечение сбережений населения и предприятий, в том числе путем развития альтернативных источников. К примеру, в настоящее время общая сумма пенсионных взносов уже превышает 2 трлн тенге. Кроме того, существенный потенциал развития имеют такие институциональные инвесторы, как страховые компании и инвестиционные фонды. Таким образом, на сегодня в Казахстане имеется ряд внутренних инвесторов, которые в перспективе могут выступать важным источником капиталовложений для дальнейшего развития экономики.
На мой взгляд, в Концепции не достаточно рассмотрены вопросы функционирования всех компонентов финансовой системы, в частности налоговой и бюджетной систем и их влияние на формирование и использование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и населения в условиях глобализации.
В республике были введены новые Налоговый и Бюджетный кодексы, где предусмотрены налогово-бюджетные инструменты регулирования экономики, поддержки реального и финансового секторов экономики. В Налоговом кодексе предусмотрен новый механизм возврата дебетового сальдо по налогам на добавленную стоимость для хозяйствующих субъектов внутри страны. Такая поддержка значительно пополнила бы оборотные средства хозяйствующих субъектов.
На пополнение, увеличение финансовых активов выделяются значительные бюджетные средства, однако оценка эффективности этих затрат на должном уровне не производится. В результате определить эффективность бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета и резерва Правительства на формирование уставного капитала вновь созданных акционерных обществ или пополнение и увеличение уставного капитала действующих хозяйствующих субъектов, становится нереальным. В свою очередь, не увеличиваются дивиденды на государственные пакеты акций, которые должны поступать в республиканский бюджет. Без оценки влияния вышеуказанных инструментов на социально-экономическое развитие страны определить эффективность функционирования финансовой системы в целом становится затруднительным.
В этой связи, на мой взгляд, целесообразно разработать концепцию развития финансовой системы Республики Казахстан на 2010-2020 годы с привлечением научных и практических работников, занимающихся проблемой финансов, кредита и банковской системы.
Кроме этого необходимость обеспечения стабильности и устойчивой работы финансовой системы как одного из условий дальнейшего развития страны также было отмечено президентом в послании народу «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана». Приоритетное внимание было уделено вопросу развития фондового рынка, который должен стать в среднесрочной перспективе одним из основных источников финансирования инвестиций в развитие экономики. При этом развитие фондового рынка должно быть нацелено на создание условий для вхождения Казахстана в десятку ведущих финансовых центров Азии и становлению Алматы в качестве регионального центра исламского банкинга в СНГ и Центральной Азии.
Особо была отмечена необходимость сокращения банковских внешних обязательств, привлечение которых должно быть нацелено на создание эффективных и конкурентоспособных производств. В то же время в целях исключения повторения недобросовестной практики в банковской деятельности будут приняты меры по повышению прозрачности деятельности банков и отсечению их от явно или скрыто аффилиированных структур. В посткризисный период банки должны способствовать восстановлению и дальнейшему развитию экономики страны.
Кроме того, в соответствии с поручением главы государства в настоящее время проводятся мероприятия по развитию в стране государственно-частного партнерства, в том числе путем совершенствования законодательной базы в данной сфере.
В частности, активно прорабатывается возможность внедрения так называемой новой финансовой инициативы, которая является наиболее эффективным решением в вопросе определения негосударственных источников финансирования для реализации коммерчески неокупаемых инфраструктурных и иных капиталоемких проектов. Этот инструмент уже давно находится в арсенале у многих развитых стран, предоставляющих населению высокоэффективные инфраструктурные услуги в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах.
В качестве пилотного проекта в рамках реализации механизма новой финансовой инициативы выбран проект, строительства Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги.
В условиях растущего бюджетного дефицита новая финансовая инициатива поможет обеспечить финансирование для программы новой индустриализации, стимулировать спрос и занятость путем привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и повысить качество и доступность социальных услуг без негативного влияния на государственные финансы и кредитные рейтинги.
В целом указанные меры позволят обеспечить сбалансированное развитие всех элементов финансовой системы и привлечение финансовых ресурсов для реализации задач по дальнейшему повышению диверсификации экономики, ведь финансовая система – это кровеносная система экономики страны.
Глава 3. Финансовая система Казахстана и мировая практика
В настоящее время в составе государственных финансов Великобритании выделяют государственный бюджет, специальные внебюджетные фонды, финансы местных органов власти, финансы государственных корпораций.
Ведущим звеном финансовой системы в стране является государственный бюджет, который в соответствии с ее государственным устройством включает бюджет центрального правительства и многочисленные местные бюджеты.
Государственный бюджет Великобритании делится на бюджет текущих доходов и расходов и капитальный бюджет. Свыше 90% доходов обычного бюджета обеспечивают налоги. Расходы текущего бюджета подразделяются на:
Национальный фонд займов представляет собой бюджет капитальных вложений. Доходы поступают в виде процентов по кредитам, прибыли эмиссионного аппарата Банка Англии, а также средств, поступающих из обычного бюджета при образовании положительного сальдо.
Последним звеном финансовой системы являются финансы государственных предприятий: государственных корпораций, смешанных и ведомственных предприятий. Государственные корпорации являются преобладающей формой государственных предприятий. Они находятся в ведении правительства и представляют собой предприятия национализированных отраслей промышленности. Финансовые отношения этого звена финансовой системы представлены, в основном, взаимосвязями с бюджетом по поводу уплаты налогов и получению трансфертов.
Современная финансовая система Франции, отличающаяся многозвенностью, включает: общий бюджет, специальные счета Казначейства, присоединенные бюджеты, специальные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. На долю государственного бюджета приходится 47%, местных бюджетов – 9%, фондов социального страхования – 40%, государственных предприятий около 4% всех средств государства. Правительство использует звенья финансовой системы для стимулирования общественного воспроизводства, равномерного размещения производительных сил в стране, специального маневрирования.
Государственный бюджет, в котором находит отражение экономическая и социальная политика государства, является основным звеном финансовой системы.
Государственный бюджет в целом не утверждается законодательной властью. Ежегодно он составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета Казначейства и присоединенные бюджеты.
Специфической чертой государственных финансов Франции является наличие присоединенных бюджетов. Они введены для организаций, которые не являются юридическими лицами, осуществляют торгово-промышленные операции и пользуются финансовой автономией. Присоединенные бюджеты отличаются некоторыми особенностями от общего бюджета: они включают доходы и расходы, связанные с текущей деятельностью, а также инвестиционные расходы и специальные ресурсы, выделенные на их покрытие. Сальдо присоединенных бюджетов фигурирует в общем бюджете, из которого предоставляются субсидии для уравновешивания, если собственные средства присоединенных бюджетов недостаточны.
Особенности финансовой системы Франции проявляются при рассмотрении структуры доходов и расходов государственного бюджета.
Доходы формируются за счет налогов, средств государственных предприятий, займов и других поступлений. Доходы и расходы бюджета делятся на две части: операции окончательного характера, то есть обычные текущие расходы, и операции временного характера.
Большие финансовые средства,
преимущественно в форме
Основой анализа этих взаимосвязей, совместимости различных хозяйственных решений, оценки их воздействий на экономику в целом под углом зрения общенациональных приоритетов, соответствия этим приоритетам государственных целей и средств их достижения во Франции является система национальных счетов. Они отображают процессы и результаты производства, потребления и, накопления, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. На базе данных такой системы построен комплекс экономико-математических моделей, который позволяет выявить закономерности поведения экономической системы при той или иной бюджетной политике государства.
Исходя из приведенных
примеров, различные страны имеют
разнообразные финансовые системы.
Это обусловлено историческим развитием
и национальными факторами, а
также психологическим
Финансовая система Казахстана заметно активизировалась за последние четыре года, что связано с оживлением экономики с середины 2000 г. Одним из ключевых направлений развития финансовой системы РК является формирование доходов местных бюджетов. Высокая ответственность органов самоуправления должна быть направлена на рост производства и устойчивую экономику.
Масштабы теневой экономики в РК на сегодня достаточно велико. В связи с этим необходимо снизить ставку НДС в 2011 г. на 1%, в 2012-2013гг. 1-2%; с 2012 года снизить социальный налог в среднем на 30%, что должно стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников; с 2011 года ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%. С целью сохранения уровня доходов низкооплачиваемой категории работников, предлагаю исключать из их облагаемого дохода минимальный размер заработной платы, вместо месячного расчетного показателя. С 1 января 2011 года ввести уменьшенную единую ставку налогообложения для субъектов малого бизнеса.
Не отрицая на современном этапе активность финансовой политики государства в сфере финансов, отмечается, что интенсивно используемый государством перераспределительный механизм решает в основном тактические задачи в изыскании финансовых ресурсов на любом уровне и конкретные результаты. В стратегическом плане обществу необходимо иметь реальные источники. Финансы отечественных предприятий, фирм и являются источниками формирования финансовых ресурсов общества. Следовательно, механизм налогообложения, распределения доходов, кредитный механизм и все другие методы формирования финансовых ресурсов должны действовать во взаимосвязи с финансовой политикой на основе правовых норм, нормативных требований и всех других составных систем.
Для дальнейшего развития финансовой системы РК необходимо развивать страховой рынок, накопительные пенсионные фонды, банковскую систему. Также необходимо реализовать следующие программы для дальнейшего развития финансовой системы РК: Программы развития Страхового рынка на 2004-2006гг., рынка ценных бумаг на 2005-2007 гг., накопительной пенсионной системы на 2005-2007гг.
Также для развития финансовой системы необходимо поддерживать низкие темпы инфляции в пределах 3-4% годовых; осуществление валютной политики, направленной на поддержание относительно высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей; совершенствование государственного регулирования участников финансового рынка; приближение платежной системы РК к стандартам Европейского союза и построению платежной системы стран СНГ.
Проект Концепции развития финансового сектора страны на 2011 – 2013 годы через Ассоциацию финансистов Казахстана.2
Информация о работе Финансовая система Казахстана и мировая практика