Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
рассмотрение финансовый аппарат управления;
рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.
Введение
1. Содержание и состав финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации
1.2 Структура финансовой системы
2. Общая характеристика финансовой системы РК
2.1 Особенности функционирования государственных финансов
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой системы
2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК
3. Финансовая система Казахстана и мировая практика
3.1 Мировой опыт разных стран в финансовой системе РК
Заключение
Список использованной литературы
Источник: Агентство статистики РК www.stat.kz
Государственный кредит – это кредитные отношения между государствами, с одной стороны, и юридическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств.
В соответствии со статьей 194 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года № 548:
Государственный долг – сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов.
Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный
долг - составная часть
Внешний государственный долг - составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан.
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.
Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.
Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и другие.
Их появление, начиная с 1991 года, диктовалось потребностями социально-экономического развития. Эти средства централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. С выполнением государством немеченых мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. К ним относятся Единый фонд социальной поддержки населения, Фонд стабилизации экономики, дорожный фонд, фонд содействия конверсии военного производства, инновационные фонды разного назначения и другие.
В современных условиях наряду с бюджетом повышается значение внебюджетных фондов. Такие фонды нужны, во-первых, когда у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовую поддержку предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, будучи автономными, от бюджета, эти предназначались для решения новых задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход.
Внебюджетные фонды отличаются по следующим признакам:
По срокам действия внебюджетные фонды делятся на постоянные и временные. При создании фондов постоянного действия не оговаривается срок, в течение которого они будут действовать. Временные фонды создаются для решения определенной задачи, для финансирования конкретного проекта и т.д.
По принадлежности фонды делятся на общегосударственные, местные и международные.
Решение об участи в международных фондах и в их создании на уровне государства принимает Парламент страны, поскольку источником их финансирования выступает либо бюджет, либо налоги и сборы.
По правовому положению различаются следующие фонды:
Национальный фонд РК
Национальный фонд РК был создан в 2000 году с целью стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынке и аккумуляции дополнительных доходов от экспорта сырьевых ресурсов для развития экономики.
Национальный фонд РК представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства РК в Национальном банке РК, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.
Основные цели и задачи Национального фонда:
Основной целью Национального фонда является снижение зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен – стабилизационная функция. Национальный фонд также выполняет сберегательную функцию посредством формирования накоплений для будущих поколений.
Основными задачами национального фонда являются обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики и сдерживание давления на курс тенге и инфляцию, а также оптимальное планирование использования природных ресурсов.
Основные источники формирования Национального фонда являются:
Таблица 3. Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда Республики Казахстан за 2007 год1
№ п/п |
Наименование |
Сумма (тыс.тенге) |
1. |
Средства Национального фонда (далее – Фонд) на начало отчетного периода, всего: |
528233521* |
2. |
Поступления, всего: |
139 312 971 |
в том числе: |
||
корпоративный подоходный налог с юридических лиц |
104 360 247 | |
налог на добавленную стоимость |
- | |
налог на сверхприбыль |
- | |
Бонусы |
- | |
Роялти |
13 527 000 | |
доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам |
2 905 678 | |
официальные трансферты |
9 309 670 | |
средства от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность |
1 415 760 | |
инвестиционные доходы от управления Фондом* |
(13 526 459) | |
иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан |
21 321 075 | |
3. |
Использование, всего: |
524 247 |
в том числе: |
||
Продолжение таблицы 3. | ||
- покрытие расходов, связанных
с управлением Фондом и |
524 247 | |
4. |
Средства Фонда на конец отчетного периода, всего: |
667022245** |
* с учетом сумм начисленных
и отсроченных расходов в размере 315 682 тыс.тенге;
** с учетом сумм начисленных и отсроченных
расходов в размере 480 894 тыс.тенге
Таблица 4. Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда Республики Казахстан за 2008 год
№ п/п |
Наименование |
Сумма (тыс.тенге) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Средства Национального фонда (далее – Фонд) на начало отчетного периода, всего: |
667 022 245 |
2. |
Поступления, всего: |
413 713 744 |
в том числе: |
||
- официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые как превышение фактических поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора над их годовыми объемами: |
343 635 415 | |
в том числе: |
||
корпоративный подоходный налог |
262 772 565 | |
налог на добавленную стоимость |
- | |
налог на сверхприбыль |
- | |
Бонусы |
- | |
Роялти |
67 491 450 | |
доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам |
13 371 400 | |
-официальные трансферты из республиканского бюджета, рассчитываемые в размере десяти процентов от планируемых в республиканском бюджете сумм поступлений от организаций сырьевого сектора |
13 657 725 | |
- официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям |
9 793 000 | |
- официальные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения |
2 172 136 | |
- инвестиционные доходы от управления Фондом |
44 455 468 | |
- иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан |
- | |
3. |
Использование, всего: |
724 981 |
в том числе: |
||
- компенсация потерь республиканского бюджета |
- | |
- целевые трансферты |
- | |
- покрытие расходов, связанных с управлением Фондом и проведением ежегодного внешнего аудита |
724 981 | |
4. |
Средства Фонда на конец отчетного периода, всего: |
1 080 011 008 |
2.2. Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой системы.
Финансы хозяйствующих субъектов – составная часть единой финансовой системы.
Собирательное понятие – «хозяйствующие субъекты» применяется в последнее время в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических – индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства – без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект», кроме того, распространяется на все организационно-правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, с расширением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, в том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей (при определенных, оговоренных законом, положением или уставом условиях), размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов – в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, - уставном направлении, но и в коммерческом – направленном на извлечение дохода от смежной, дополнительной или побочной деятельности.
Поскольку значительная часть хозяйствующих субъектов занята в сфере материального производства, где создается материальный общественный продукт – источник жизнеобеспечения общества, то финансы этого звена представляют собой основную, исходную часть финансов.
Наличие финансов хозяйствующих субъектов, как в целом финансов государства, обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием экономических законов. Финансы хозяйствующих субъектов выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимо без прочих и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики. Представляя собой часть производственных отношений, они в совокупности с другими производственными отношениями непосредственно воздействуют на эффективность хозяйственной деятельности низовых звеньев управления национальным хозяйством.
Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую (посредническую), заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых, кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественно-полезной деятельности.
Информация о работе Финансовая система Казахстана и мировая практика