Финансовая система Казахстана и мировая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
рассмотрение финансовый аппарат управления;
рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.

Содержание работы

Введение

1. Содержание и состав финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации
1.2 Структура финансовой системы

2. Общая характеристика финансовой системы РК
2.1 Особенности функционирования государственных финансов
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой системы
2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК

3. Финансовая система Казахстана и мировая практика
3.1 Мировой опыт разных стран в финансовой системе РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая система РК и мировая практика Финансы2.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, специфика  финансов населения состоит в  своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться и их владелец распоряжается ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер – при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий – оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступление в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны  возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов.

В учебниках советского периода  в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая  система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в Казахстане, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Следует иметь в виду, что первичные  доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов Казахстана. Финансовая система РК состоит из 3 звеньев.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.

 

 

Первое звено финансовой системы РК это общегосударственные  финансы. Экономическая сущность государственных  финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Государственные финансы включают в свой состав:

  1. государственный бюджет, который состоит из республиканского и местного бюджетов;

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2.

  1. внебюджетные фонды;
  2. государственного кредита.

Роль республиканского бюджета  состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования  экономических процессов, размещения производительных сил, развитию территориальной  инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты  играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов –  финансирование отдельных целевых  мероприятий за счет специальных  целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей.

Второе звено финансовой системы РК - это финансы хозяйствующих субъектов. Финансы хозяйствующих субъектов являются исходным звеном или материальной основой финансовой системы, так как они являются источником создания Валового Общественного Продукта и Национального Дохода.

Финансы хозяйствующих субъектов  представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказании услуг.

Основные черты финансов хозяйствующих  субъектов:

  1. многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения;
  2. обязательное наличие производственных фондов, возникающих в связи с этим отношений по поводу формирования этих фондов, их распределения, пополнения и использования;
  3. высокая активность, возможность воздействия на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта;
  4. они представляют исходную основу всей финансовой системы.

Третьим звеном финансовой системы  РК являются финансы домашних хозяйств. Выделение финансов домашних хозяйств в отдельное звено финансовой системы обусловлено рядом факторов.

Домашние хозяйства  выступают одним из важных субъектов  экономической деятельности, от результатов  которых зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны. Домашние хозяйства участвуют во всех макрорегулирующих процессах.

Домашние хозяйства  как экономические агенты принимают  решения, главным образом, о потреблении  благ, необходимых для поддержания  жизнедеятельности членов семьи. Главный  экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ.

В экономике происходит обмен между домашними хозяйствами  и фирмами. Домашние хозяйства владеют  ресурсами и предоставляют их фирмам посредством рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и поставляют их на рынке товаров и услуг. В результате взаимодействия между домашними хозяйствами и другими субъектами в экономике формируется общий объем производства.

Домашние хозяйства - это хозяйство, которое ведется  одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.

Финансы домашних хозяйств представляют собой экономические  денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, в целях обеспечения  материальных и социальных жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Глава 2. Общая характеристика  финансовой системы РК

 

2.1 Особенности  функционирования государственных  финансов

 

Финансовая система любого государства  исторически складывается во взаимосвязи  с конкретными условиями в  социально-экономической жизни общества и зависит от множества факторов.

Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

В развитых зарубежных странах  государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

  1. государственную бюджетную систему;
  2. государственный кредит;
  3. специальные внебюджетные фонды;
  4. финансы государственных корпораций;

Структура бюджетной системы зависит  от государственного устройства. В  унитарных государствах (таких как Казахстан) бюджетная система включает два звена:

  • государственный бюджет;
  • многочисленные местные бюджеты.

Ведущим звеном финансовой системы  выступает государственный бюджет, который представляет собой форму  образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий  год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти –парламентом.

При чрезвычайных обстоятельствах (в  период войны, экономических кризисов) правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.

Государственный бюджет – главный  инструмент перераспределения национальный доход. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, корпоративный подоходный налог, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные расходы на военные  цели, вмешательства в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и др.

Государственный бюджет оказывает  воздействие на другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты  местным органам власти, специальным  правительственным фондам, государственным предприятиям.

Государственный бюджет на 1 февраля 2010-2011 года

Таблица 1. Государственный бюджет на 1 февраля 2010 года

Единица измерения: млн. тенге

Наименование

Кассовое исполнение

I. ДОХОДЫ

194 769,9

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

184 615,5

Налоговые поступления

184 615,5

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

7 927,7

Неналоговые поступления

7 927,7

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ  ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

2 226,7

Поступления от продажи  основного капитала

2 226,7

II. ЗАТРАТЫ

187 220,5

Государственные услуги общего характера

7 748,0

Оборона

2 378,2

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

13 457,1

Образование

28 075,1

Здравоохранение

35 288,5

Социальная помощь и  социальное обеспечение

75 520,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

2 034,5

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

6 080,8

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

94,3

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн

1 914,3

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

181,4

Транспорт и коммуникации

10 146,1

Прочие

938,6

Обслуживание долга

3 363,0

III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ  КРЕДИТОВАНИЕ

-421,1

ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ  КРЕДИТОВ

421,1

Погашение бюджетных  кредитов

421,1

IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ  С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ

10 855,6

ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

10 867,8

Образование

7 282,0

Здравоохранение

1 800,0

Прочие

1 785,8

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА

12,2

Поступления от продажи  финансовых активов государства

12,2

V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА

-2 885,1

VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА

2 885,1

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

59 123,0

Поступления займов

59 123,0

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ

20 579,7

Погашение займов

20 579,7

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ  БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

-35 658,1


 

Источник:  Агентство  статистики РК  www.stat.kz

 

 

 

 

Таблица 2. Государственный бюджет на 1 февраля 2011 года

Единица измерения: млн. тенге

Наименование

Кассовое  исполнение

I. ДОХОДЫ

301 601,9

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

269 541,1

Налоговые поступления

269 541,1

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

29 630,7

Неналоговые поступления

29 630,7

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

2 430,0

Поступления от продажи основного капитала

2 430,0

II. ЗАТРАТЫ

252 010,4

Государственные услуги общего характера

8 922,9

Оборона

10 048,1

Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

16 809,6

Образование

38 213,0

Здравоохранение

49 352,6

Социальная помощь и социальное обеспечение

102 716,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

2 261,7

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

8 584,3

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

231,0

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн

1 436,7

Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность

513,7

Транспорт и  коммуникации

6 388,8

Прочие

1 116,1

Обслуживание  долга

5 415,6

III. ЧИСТОЕ  БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

5 349,5

БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ

6 148,2

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн

6 000,0

Прочие

148,2

ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ  КРЕДИТОВ

798,7

Погашение бюджетных  кредитов

798,7

IV. САЛЬДО  ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ  АКТИВАМИ

1 262,6

ПРИОБРЕТЕНИЕ  ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

1 298,6

Прочие

1 298,6

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА

36,0

Поступления от продажи финансовых активов государства

36,0

V. ДЕФИЦИТ  (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА

42 979,3

VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ  ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА)  БЮДЖЕТА

-42 979,3

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

19 072,0

Поступления займов

19 072,0

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ

12 969,7

Погашение займов

12 969,7

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

-49 081,6

Информация о работе Финансовая система Казахстана и мировая практика