Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
рассмотрение финансовый аппарат управления;
рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.
Введение
1. Содержание и состав финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации
1.2 Структура финансовой системы
2. Общая характеристика финансовой системы РК
2.1 Особенности функционирования государственных финансов
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа финансовой системы
2.3 Проблемы и пути улучшения финансовой системы РК
3. Финансовая система Казахстана и мировая практика
3.1 Мировой опыт разных стран в финансовой системе РК
Заключение
Список использованной литературы
Вместе с тем, специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться и их владелец распоряжается ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер – при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий – оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступление в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов.
В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в Казахстане, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов Казахстана. Финансовая система РК состоит из 3 звеньев.
Схема 1.
Первое звено финансовой системы РК это общегосударственные финансы. Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Государственные финансы включают в свой состав:
Схема 2.
Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств.
Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развитию территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.
Назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.
В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей.
Второе звено финансовой системы РК - это финансы хозяйствующих субъектов. Финансы хозяйствующих субъектов являются исходным звеном или материальной основой финансовой системы, так как они являются источником создания Валового Общественного Продукта и Национального Дохода.
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказании услуг.
Основные черты финансов хозяйствующих субъектов:
Третьим звеном финансовой системы РК являются финансы домашних хозяйств. Выделение финансов домашних хозяйств в отдельное звено финансовой системы обусловлено рядом факторов.
Домашние хозяйства
выступают одним из важных субъектов
экономической деятельности, от результатов
которых зависит не только благосостояние
отдельной хозяйственной
Домашние хозяйства как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ.
В экономике происходит
обмен между домашними
Домашние хозяйства - это хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.
Финансы домашних хозяйств представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, в целях обеспечения материальных и социальных жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества.
Глава 2. Общая характеристика финансовой системы РК
2.1 Особенности
функционирования
Финансовая система любого государства
исторически складывается во взаимосвязи
с конкретными условиями в
социально-экономической жизни
Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.
В развитых зарубежных странах государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:
Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных государствах (таких как Казахстан) бюджетная система включает два звена:
Ведущим звеном финансовой системы
выступает государственный
Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти –парламентом.
При чрезвычайных обстоятельствах (в период войны, экономических кризисов) правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.
Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национальный доход. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, корпоративный подоходный налог, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Из государственного бюджета производятся и основные расходы на военные цели, вмешательства в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и др.
Государственный бюджет оказывает воздействие на другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям.
Таблица 1. Государственный бюджет на 1 февраля 2010 года
Единица измерения: млн. тенге
Наименование |
Кассовое исполнение |
I. ДОХОДЫ |
194 769,9 |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
184 615,5 |
Налоговые поступления |
184 615,5 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
7 927,7 |
Неналоговые поступления |
7 927,7 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА |
2 226,7 |
Поступления от продажи основного капитала |
2 226,7 |
II. ЗАТРАТЫ |
187 220,5 |
Государственные услуги общего характера |
7 748,0 |
Оборона |
2 378,2 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
13 457,1 |
Образование |
28 075,1 |
Здравоохранение |
35 288,5 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
75 520,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2 034,5 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
6 080,8 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
94,3 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн |
1 914,3 |
Промышленность, архитектурная,
градостроительная и |
181,4 |
Транспорт и коммуникации |
10 146,1 |
Прочие |
938,6 |
Обслуживание долга |
3 363,0 |
III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ |
-421,1 |
ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ |
421,1 |
Погашение бюджетных кредитов |
421,1 |
IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ |
10 855,6 |
ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ |
10 867,8 |
Образование |
7 282,0 |
Здравоохранение |
1 800,0 |
Прочие |
1 785,8 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА |
12,2 |
Поступления от продажи финансовых активов государства |
12,2 |
V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА |
-2 885,1 |
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) |
2 885,1 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ |
59 123,0 |
Поступления займов |
59 123,0 |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ |
20 579,7 |
Погашение займов |
20 579,7 |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ |
-35 658,1 |
Источник: Агентство статистики РК www.stat.kz
Таблица 2. Государственный бюджет на 1 февраля 2011 года
Единица измерения: млн. тенге
Наименование |
Кассовое исполнение |
I. ДОХОДЫ |
301 601,9 |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
269 541,1 |
Налоговые поступления |
269 541,1 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
29 630,7 |
Неналоговые поступления |
29 630,7 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА |
2 430,0 |
Поступления от продажи основного капитала |
2 430,0 |
II. ЗАТРАТЫ |
252 010,4 |
Государственные услуги общего характера |
8 922,9 |
Оборона |
10 048,1 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
16 809,6 |
Образование |
38 213,0 |
Здравоохранение |
49 352,6 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
102 716,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2 261,7 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
8 584,3 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
231,0 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн |
1 436,7 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
513,7 |
Транспорт и коммуникации |
6 388,8 |
Прочие |
1 116,1 |
Обслуживание долга |
5 415,6 |
III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ |
5 349,5 |
БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ |
6 148,2 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн |
6 000,0 |
Прочие |
148,2 |
ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ |
798,7 |
Погашение бюджетных кредитов |
798,7 |
IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ |
1 262,6 |
ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ |
1 298,6 |
Прочие |
1 298,6 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА |
36,0 |
Поступления от продажи финансовых активов государства |
36,0 |
V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА |
42 979,3 |
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА |
-42 979,3 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ |
19 072,0 |
Поступления займов |
19 072,0 |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ |
12 969,7 |
Погашение займов |
12 969,7 |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ |
-49 081,6 |
Информация о работе Финансовая система Казахстана и мировая практика