Финансовая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;

2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;

4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;

5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 390.58 Кб (Скачать файл)

Разграничение полномочий между уровнями публичной власти в основном завершено. Теперь следует  обеспечить неукоснительное соблюдение принципа разграничения ответственности  за принимаемые решения и безусловного исполнения закрепленных за соответствующими бюджетами расходных обязательств.

Необходимо ввести ограничения по срокам принятия федеральных  законов, изменяющих бюджетное и  налоговое законодательство и влияющих на поступление налогов и сборов, зачисляемых в региональные и  местные бюджеты.

Такие законы должны приниматься  не позднее чем за месяц до внесения в Государственную Думу проекта  федерального бюджета на очередной  финансовый год.

Налоговая отчетность должна формироваться по каждому  муниципальному образованию включая  поселения.

Следует усовершенствовать  методику распределения дотаций  из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации  с тем, чтобы снизить иждивенческие  настроения и повысить мотивацию  регионов к развитию собственной  налоговой базы. Это может быть достигнуто, в том числе, путем  изменения порядка расчета указанных  дотаций, имея в виду не предусматривать  их сокращение в случае достижения субъектом Российской Федерации  более высоких относительно среднероссийского  уровня показателей социально-экономического развития.

Также при подготовке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо проводить  корректировку общего объема средств  Фонда в случае, если по итогам отчетного  года фактический уровень инфляции превысил прогнозный.

Следует также разработать  формализованную методику оценки состояния  бюджетной дисциплины и регламент  действий по отношению к ее нарушителям, включая уменьшение объемов перечисления им отдельных видов межбюджетных трансфертов.

Целесообразно пересмотреть порядок предоставления регионам финансовой помощи на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, отказавшись от включения  в федеральную адресную инвестиционную программу большей части объектов регионального и местного значения и передав соответствующие средства регионам в виде субсидий.

Распыленные в настоящее  время по различным каналам средства инвестиционного характера, а также  иные трансферты субъектам Российской Федерации, предоставляемые на условиях софинансирования, следует объединить в Федеральном фонде софинансирования расходов, установив единые и прозрачные принципы его распределения, в первую очередь учитывающие бюджетную  обеспеченность регионов.

Актуальной задачей  остается создание долгосрочных стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, распространения на региональный и местный уровень реформы  бюджетного процесса и реструктуризации бюджетного сектора.

Базовой предпосылкой для ее решения является реализация органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в полном объеме положений Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и завершение формирования соответствующей его требованиям  системы межбюджетных отношений  в субъектах Российской Федерации.

Необходимо также  реализовать на практике принципы прозрачности региональных и муниципальных финансов. Минимальный перечень информации об их состоянии, публикуемой в открытом доступе, должен быть единым для всей страны.

Правительство Российской Федерации могло бы более активно  применять систему поощрения  субъектов Российской Федерации  и муниципалитетов, добившихся существенного улучшения качества управления общественными финансами, в том числе за счет применения бюджетных грантов.

Муниципалитетам должна быть также оказана методологическая помощь и содействие в подготовке кадров финансовых органов.

Следует предусмотреть  субвенции из федерального бюджета, обеспечивающие исполнение субъектами Российской Федерации переданных им дополнительных полномочий, начиная  с 2007 года. При этом, в частности, должны быть сформированы механизмы, мотивирующие региональные органы власти к реализации мер по снижению безработицы и  созданию активных программ занятости, а также по воспроизводству и  вовлечению лесных ресурсов в активный хозяйственный оборот.

Целесообразно в кратчайшие сроки утвердить методики оценки эффективности расходов региональных бюджетов в рамках исполнения как  собственных, так и делегированных органам государственной власти субъектов Российской Федерации  полномочий. Такая оценка должна проводиться  ежегодно, а ее результаты - публиковаться  уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

При формировании и  реализации бюджетной политики Правительству  Российской Федерации надлежит предпринять  действия по следующим направлениям.

1. Обеспечение  сбалансированности бюджетной системы  Российской Федерации в долгосрочном  периоде. Прежде всего, это  касается выполнения обязательств  государства в сфере пенсионного  и других видов государственного  социального страхования.

Необходимо также  завершить формирование реестра  расходных обязательств Российской Федерации и обеспечить его практическое применение при формировании федерального бюджета.

При этом стратегия  бюджетных расходов должна строиться  не на текущих оценках ценовой  конъюнктуры на рынках сырья, а исходя из долгосрочных тенденций. В 2007 году и  в среднесрочной перспективе  прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики.

2. Должна  быть продолжена политика аккумулирования  «конъюнктурных» доходов бюджета  в Стабилизационном фонде. Средства  Стабилизационного фонда сверх  базового объема должны направляться  исключительно на замещение источников  внешнего финансирования дефицита  бюджета и (или) досрочное погашение  государственного внешнего долга.

При этом необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном фонде с целью минимизации  отрицательных последствий падения  цен на нефть (резервная часть), и  ресурсами, формируемыми сверх этого  объема («фонд будущих поколений»). Объем резервной части целесообразно  установить в процентном отношении  к ВВП.

3. Повышение  результативности бюджетных расходов. Расходы бюджетов всех уровней  должны быть ориентированы на  конечный результат, который,  в свою очередь, должен быть  достигнут наиболее эффективным  способом.

При этом нельзя допускать  искусственного увеличения количества принимаемых обязательств, которое  будет препятствовать сопоставлению  и выбору наиболее эффективных направлений  использования бюджетных средств.

4. Повышение  роли среднесрочного финансового  планирования.

Установленные процедуры  и сроки разработки и утверждения  перспективного финансового плана  должны неукоснительно соблюдаться.

Уже в следующем  году необходимо утвердить законом  федеральный бюджет на среднесрочный  период (2008-2010 годы).

Отчеты о результатах  использования бюджетных ассигнований должны учитываться при составлении  и рассмотрении проектов бюджетов.

Эти положения необходимо закрепить в Бюджетном кодексе  Российской Федерации.

5. Дальнейшее  расширение самостоятельности и  ответственности главных распорядителей  бюджетных средств, прежде всего  путем разработки и внедрения  методов и процедур оценки  качества финансового менеджмента  на ведомственном уровне, развития  внутреннего аудита, укрепления  финансовой дисциплины.

6. Обеспечение  прозрачности и эффективности  закупок для государственных  и муниципальных нужд. Необходимо  в кратчайшие сроки завершить  формирование нормативной правовой  базы реализации положений Федерального  закона «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд». Следует  обратить особое внимание на  определение перечня товаров,  работ, услуг, закупки которых  должны проводиться на аукционах,  а также особенностей закупки  продукции для нужд обороны  и безопасности.

Уже в 2006 году необходимо нормативно определить механизмы заключения долгосрочных контрактов на поставки продукции для государственных  и муниципальных нужд.

Следует расширять  практику проведения совместных торгов государственными и муниципальными заказчиками, оказывая организационное  содействие принятию совместных решений  о проведении торгов по широкому спектру  федеральных нужд.

7. Совершенствование  управления государственной собственностью.

Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации государственного и муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям в соответствующих  секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта. В кратчайшие сроки следует законодательно урегулировать вопрос о снижении выкупной цены земельных участков под объектами, находящимися в частной собственности.

Назрела необходимость  упрощения процедуры приватизации унитарных предприятий.

8. Неукоснительное  соблюдение законодательно определенных  сроков установления регулируемых  тарифов на услуги организаций  жилищно-коммунального комплекса  и естественных монополий, а  именно - до внесения проектов  бюджетов в законодательные органы.

9. Эффективное  участие России в инициативах  мирового сообщества по облегчению  долгового бремени беднейших  стран.

10. Реорганизация  и увеличение капитализации специализированных  государственных инвестиционных  институтов в целях поддержки  экспорта товаров и импорта  технологий, долгосрочного финансирования  крупных инвестиционных проектов.

Использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных  фондов, промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных  особых экономических зон, концессионных  соглашений, технопарков в сфере  высоких технологий в целях расширения частных инвестиций.

 

Выводы

Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих  бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения  по формированию бюджетов, распределению  бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов.

В 1998 году принят Бюджетный  кодекс РФ, который стал основным актом  в системе бюджетного законодательства РФ. В нем регулируется комплекс бюджетных отношений, дается законодательное  определение терминов, устанавливается  порядок финансирования из бюджетов и другие основы бюджетного регулирования, общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности  за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов  по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Возможны и другие основания классификации финансового  контроля, в частности, в зависимости  от органов (субъектов), осуществляющих его. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной  власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Проводимая бюджетная  политика в целом соответствует  стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения  качества жизни и обеспечения  безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2007 году».

При формировании и  реализации бюджетной политики Правительству  Российской Федерации следует предпринять  действия по следующим направлениям.

1. Обеспечение сбалансированности  бюджетной системы Российской  Федерации в долгосрочном периоде.

2. Должна быть продолжена  политика аккумулирования «конъюнктурных»  доходов бюджета в Стабилизационном  фонде.

3. Повышение результативности  бюджетных расходов.

4. Повышение роли  среднесрочного финансового планирования.

5. Дальнейшее расширение  самостоятельности и ответственности  главных распорядителей бюджетных  средств, прежде всего путем  разработки и внедрения методов  и процедур оценки качества  финансового менеджмента на ведомственном  уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.

6. Обеспечение прозрачности  и эффективности закупок для  государственных и муниципальных  нужд.

7. Совершенствование  управления государственной собственностью.

8. Неукоснительное  соблюдение законодательно определенных  сроков установления регулируемых  тарифов на услуги организаций  жилищно-коммунального комплекса  и естественных монополий, а  именно - до внесения проектов  бюджетов в законодательные органы.

9. Эффективное участие  России в инициативах мирового  сообщества по облегчению долгового  бремени беднейших стран.

10. Реорганизация и  увеличение капитализации специализированных  государственных инвестиционных  институтов в целях поддержки  экспорта товаров и импорта  технологий, долгосрочного финансирования  крупных инвестиционных проектов.

 
3.  Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе

Информация о работе Финансовая система в РФ