Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 07:39, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;
4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Принятие БК показало
необходимость четкого
За 1994-2007 гг. в бюджетной
сфере основным направлением было постоянное
совершенствование и развитие законодательства,
регулирующего бюджетное
15 августа 1996 г. принят
Федеральный закон от № 115-ФЗ
«О бюджетной классификации РФ»
Приняты такие важные федеральные законы, как Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и другие.
Динамизм общественных преобразований ставит перед законодателем важную задачу постоянного обновления бюджетного законодательства. Вследствие этого в последние годы Федеральное Собрание РФ ежегодно утверждало законы о порядке составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета.
Одним из направлений
бюджетной реформы в России является
совершенствование бюджетного процесса
на основе внедрения среднесрочного
планирования и использования
Правительством Российской Федерации была разработана и одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, где в качестве отдельного направления выделяется реформирование бюджетной классификации РФ, которое, в свою очередь, предполагает изменение не только ее состава, структуры, содержания и применяемой кодировки, но и изменение действующей практики нормативного правового регулирования вопросов бюджетной классификации.
В Концепции предлагается
подход, применяемый в большинстве
стран международного сообщества, при
котором федеральным законом
закрепляются лишь основные, обязательные
для всех уровней бюджетной системы,
коды экономической и функциональной
(раздел, подраздел) классификации. Дальнейшая
структура классификации
В целях обеспечения формирования проектов бюджетов Российской Федерации на 2005 год Минфином России принят приказ от 27.08.04 г. № 72н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год».
Отличительной особенностью новой бюджетной классификации РФ является измененная система кодировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Для классификации указанных операций используется унифицированный 20-значный код.
В соответствии со ст.
11 Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ
«О бюджетной классификации
В связи с введением в действие приказа № 152н с 1 января 2006 г. признаны утратившими силу: приказ Минфина России от 10.12.04 г. № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», а также последующие приказы Минфина России, на основании которых в течение 2005 г. были внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом № 114н (от 20.01.05 г. № 4н; от 23.03.05 г. № 47н; от 14.04.05 г. № 57н; от 14.09.05 г. № 115н; от 14.09.05 г. № 119н, от 5.12.05 г. № 145н).
Уточнения внесены
в классификацию доходов
Основные изменения, внесенные приказом № 152н в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, осуществлены в соответствии с Федеральным законом от 6.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В целях приведения
с 2006 г. классификации доходов бюджетов
Российской Федерации в соответствие
с Бюджетным кодексом Российской
Федерации (положения Федерального
закона от 20.08.04 г. № 120-ФЗ (ред. от 27.12.05 г.)
«О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации в части
регулирования межбюджетных отношений»,
вступившие в силу с 1 января 2006 г.) проведена
детализация по элементам доходов
статья «000 1 11 00000 00 0000 000 Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности»
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» внес существенные изменения в порядок регулирования межбюджетных отношений. Бюджетный Кодекс РФ в редакции данного закона начал действовать с 1 января 2005 г.
Согласно ст. 129 БК РФ (Основы межбюджетных отношений) межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
- распределения и
закрепления расходов бюджетов
по определенным уровням
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней
минимальной бюджетной
- равенства всех
бюджетов РФ во
Отдельные виды расходов
могут передаваться из федерального
бюджета в бюджеты субъектов
РФ путем включения
Отдельные виды расходов
бюджетов субъектов РФ, предусмотренные
пунктом 1 статьи 86 БК РФ, могут передаваться
из бюджета субъекта РФ местным бюджетам
только путем включения
Передача доходов
из бюджета одного уровня бюджетной
системы РФ бюджету другого уровня
может быть произведена в порядке,
установленном статьями 52 (Передача
собственных доходов
Финансовые средства,
необходимые для осуществления
отдельных государственных
Средства, переданные
федеральному бюджету, бюджету субъекта
РФ, местному бюджету в качестве
обеспечения отдельных
Соглашения между РФ и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ и другие положения, установленные БК РФ, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными и исполнению не подлежат.
Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в следующих формах:
- предоставления дотаций
на выравнивание уровня
- предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
- предоставления бюджетных кредитов;
- предоставления бюджетной
ссуды на покрытие временных
кассовых разрывов, возникающих
при исполнении бюджета
Финансовая помощь
из федерального бюджета на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Финансовая помощь
из федерального бюджета бюджету
субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Все бюджеты составляются
и исполняются на основе принципа
приоритетного финансирования расходов,
связанных с обеспечением минимальных
государственных социальных стандартов
при безусловном исполнении долговых
обязательств. Пока не обеспечено финансирование
минимальных государственных
2.2 Организационные и
Финансовый контроль
- это особый регулярный и непрерывный
процесс контроля, цели и основные
задачи которого имеют четко выраженный
финансовый характер, а их достижение
осуществляется при помощи многоаспектной,
межотраслевой системы
Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.