Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 07:39, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
3. Теоретически обосновать подходы к управлению развитием банковской системы в РФ;
4. Проанализировать отдельные направления государственной политики в области регулирования финансовых рынков;
5. Обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный)
финансовый контроль - это контроль,
осуществляемый в процессе совершения
денежных операций (в ходе выполнения
финансовых обязательств перед государством,
получения и использования
Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
а) в силу требований законодательства;
б) по решению компетентных государственных органов.
Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.
Возможны и другие
основания классификации
а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) президента;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) общественный;
ж) аудиторский.
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.
Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Рис. 2.2.1. Структура финансового контроля
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти (рис. 2.2.1).
Большое значение для
развития государственного финансового
контроля имеет Указ Президента РФ
от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации», которым
установлено, что в РФ государственный
контроль включает в себя контроль
за исполнением федерального бюджета
и бюджета федеральных
Государственный контроль производят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Внутренний (внутрисистемный)
финансовый контроль. Данный вид финансового
контроля осуществляется в министерствах,
комитетах, в других органах исполнительной
власти, общественных и религиозных
организациях руководителями соответствующих
образований и специально созданными
в данных системах контрольно-ревизионными
подразделениями, которые подчиняются,
как правило, непосредственно руководителю
министерства, комитета, иного органа
исполнительной власти или соответствующему
органу общественной или религиозной
организации. Контрольно-ревизионная
служба системы органов внутренних
дел проводит ревизии финансово-
Основные задачи данного контроля:
- выявление случаев
хищения и недостач денежных
средств и материальных
- разработка предложений
по устранению условий и
- принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.
Главные распорядители,
распорядители бюджетных
Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
Внутрихозяйственный
контроль осуществляется главным образом
в форме ведения бухгалтерского
учета и составления финансовой
отчетности. Федеральным законом
от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете» предусмотрено обязательное
ведение бухгалтерского учета и
составление бухгалтерской
Ведомственный контроль
обеспечивается закреплением в положениях
о министерствах (агентствах, службах)
норм о проведении экономического анализа
деятельности подведомственных структур,
об утверждении экономических
Финансовый контроль должен осуществляться постоянно и целенаправленно всеми ветвями власти. При этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных органов. Нерационально тратить время и силы на дискуссии о преимуществах одного вида контроля над другим (например, внешнего над внутренним). Без использования возможностей внутреннего контроля трудно создать реальные преграды расходованию государственных средств не по назначению.
В последнее время все больше внимания уделяется решению проблемы снижения уровня «теневой» экономики. Поэтому средства по снижению ее масштабов должны носить комплексный характер. Одним из таких средств является государственный финансовый контроль. Первоочередными его объектами должны быть нецелевое использование бюджетных средств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократического аппарата.
Необходимо, чтобы совместные
усилия контрольных инстанций получали
поддержку правоохранительных и
судебных органов. Меры ограничения
финансовых возможностей «теневой»
экономики без строгого наказания
нарушителей будут
В последнее время
в этом направлении есть положительные
сдвиги, которые произошли благодаря
настойчивым усилиям
Установлена административная
и уголовная ответственность
за нецелевое использование
Реализовано и другое
предложение по улучшению организации
государственного финансового контроля.
Создан контрольный орган в системе
исполнительной власти - Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора,
которая получила значительные полномочия
по проведению ревизий и проверок
использования бюджетных
Служба в основном
сохранила территориальный
Новая служба, кроме обычных ревизий и проверок, будет проводить мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, осуществлять надзор за исполнением законодательства органами ведомственного финансового контроля, субъектов Федерации и местного самоуправления. На нее также возложено формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора.
Важно, что служба в пределах своей компетенции уполномочена представлять в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации. Все это, несомненно, окажет положительное влияние на повышение эффективности государственного финансового контроля.
Вместе с тем возможности
государственного финансового контроля
в деле укрепления экономической
безопасности страны используются все
еще недостаточно. В полной мере
это относится и к
В современных условиях необходимо усилить контроль государства в финансовой сфере так, чтобы он на деле превратился в важный механизм экономической и социальной политики государства.
В настоящее время
контроль характеризуется
Финансовый контроль только тогда может успешно решать стоящие перед ним задачи, когда государственные средства будут охвачены им в полном объеме. Например, финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и региональном уровне контролируется далеко не полностью даже в отношении использования средств федерального бюджета. Значительная часть государственных средств постоянно вообще остается вне контроля. Никто не может сказать, какая именно часть, поскольку учет контрольных мероприятий, проводимых разными органами, и их сводных результатов в масштабе страны не ведется.
Сохраняется закрытость для ревизий и проверок целых секторов экономики и финансовой деятельности. Периодичность ревизий и проверок отсутствует.
Задачи органов, на
которые возложено
Ведомственный контроль практически отсутствует или служит узковедомственным интересам. А без такого контроля отследить целевой характер использования выделенных ассигнований во многих случаях просто невозможно.
Общеизвестно, что ревизия как один из основных методов финансового контроля за выявлением финансовых нарушений находится на первом месте. Однако проведение ревизий сокращается, появляется желание вообще отказаться от них. Понятие ревизии исключено из Бюджетного кодекса Российской Федерации, что равносильно запрещению проводить ревизии в бюджетных учреждениях.
Устранение ревизии
из практики государственного финансового
контроля приведет к непоправимым последствиям.
Последующий контроль за использованием
государственных средств
Таким образом, те, кто любыми способами изгоняет ревизию из арсенала финансового контроля, добиваются именно ослабления контроля.
При создании Службы финансово-бюджетного надзора, наряду с положительными моментами, появились и отрицательные. До последнего времени КРУ Минфина России проводило ревизии и проверки по поручениям правоохранительных органов в организациях любых форм собственности. Новая служба такого права лишена. Нет его и у контрольно-счетных органов. Следовательно, проводить ревизии и проверки в интересах государства в структурах рыночного сектора, коммерческих организациях некому. Вряд ли это будет способствовать усилению борьбы с «теневиками».
Вызывает серьезную озабоченность вопрос кадров, осуществляющих контроль. В последние годы общий уровень квалификации финансовых ревизоров понизился, численность их на федеральном уровне сократилась, хотя потребность в них возросла. В то же время нарушения становятся масштабными, изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.
Если не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет все труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности.