Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Поэтому руководство всегда ставит перед собой задачу провести анализ состояния предприятия и на его основе сделать выводы о направлениях его деятельности в ближайшей или долгосрочной перспективе. И для этого определяется прогнозное финансовое состояние предприятия. При этом используются различные методы финансового прогнозирования, о которых я и расскажу в своей работе.

Финансовое прогнозирование позволяет в значительной степени улучшить управление предприятием за счет обеспечения координации всех факторов производства и реализации, взаимосвязи деятельности всех подразделений, и распределения ответственности.

Исходя из этого, цель моей работы – это изучить, какие существуют методы финансового прогнозирования, раскрыть их сущность и особенности.

Файлы: 1 файл

Финансовое прогнозирование (курсовик).doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансовое прогнозирование»

на тему: «Методы финансового прогнозирования»

Вариант 10

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. 5-22-35(з)

Мокрушина А.А.

 

                                                                                               Проверила: Земцова Н.В.                                         

 

 

 

 

Ижевск, 2009

ВВЕДЕНИЕ

Финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Поэтому руководство всегда ставит перед собой задачу провести анализ состояния предприятия и на его основе сделать выводы о направлениях его деятельности в ближайшей или долгосрочной перспективе. И для этого определяется прогнозное финансовое состояние предприятия. При этом используются различные методы финансового прогнозирования, о которых я и расскажу в своей работе.

Финансовое прогнозирование позволяет в значительной степени улучшить управление предприятием за счет обеспечения координации всех факторов производства и реализации, взаимосвязи деятельности всех подразделений, и распределения ответственности.

Исходя из этого, цель моей работы – это изучить, какие существуют методы финансового прогнозирования, раскрыть их сущность и особенности.

Задачи, которые я должна решить в процессе написания курсовой работы:

1.      внешнее финансирование предприятия,  потребность во внешнем финансировании.

2.      потребность во внешнем финансировании и ее анализ.

3.      прогнозирование по методу бюджетирования.

4.      прогнозирование по методу пропорциональных зависимостей.

 

 

 

 

 

 

1. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Финансовое прогнозирование – важнейший элемент финансового планирования – составляет основу для расчета планового бюджета организации, включающего обычно целый комплект документов: план реализации, план производства, бюджет запасов, план (либо календарь) прямых материальных затрат, план по оплате труда, планы накладных производственных, реализационных и административных расходов, плановый отчет о доходах, план движения денежных средств (денежных потоков), платежный календарь и, наконец, плановый баланс.[1]

Интерференция кратко- и долгосрочных аспектов финансового менеджмента присутствует в финансовом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании.

Основные шаги прогнозирования потребностей финансирования:

      составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами;

      составление прогноза переменных затрат;

      составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы для достижения необходимого объема продаж;

      расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.

Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый – за финансистами. Какие же методы помогают сделать эти шаги?

Существует два основных метода финансового прогнозирования. Один из них - метод бюджетирования, основанный  на концепции денежных потоков и его аналогом служит расчет финансовой части бизнес-плана. Второй метод называется метод «процента от продаж» или метод пропорциональных зависимостей. Его преимущества - простота и лаконичность. Применяется для ориентировочных расчетов потребности во внешнем финансировании.

Более подробно мною будет рассмотрен именно второй метод – метод пропорциональных зависимостей.

Каждый автор по-своему раскрывает данную тему в своих книгах: кто-то более полно и объемно, кто-то же более кратко.

Раскрывая свою тему, я использовала несколько литературных источников и главными дискуссионными вопросами в этом исследовании я бы выделила следующие:

      на чем основан метод;

      последовательность процедур данного метода.

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, я раскрою свою тему при помощи сравнения мнений, взглядов нескольких авторов на этот счет.

Так, Басовский Л.Е. в своей книге «Финансовый менеджмент» пишет, что прогнозирование на основе пропорциональной зависимости показателей от объема реализации – простой, но часто применяемый на практике прием прогнозирования значений показателей финансовой отчетности.

Автор утверждает, что данный метод основан на двух предположениях:

1.      изменение всех статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации;

2.      сложившиеся к настоящему моменту значения большинства балансовых статей являются оптимальными для текущего объема реализации.[2]

На основе данного метода можно построить  прогноз финансовой отчетности, действуя дальше следующим образом:

1.  данные статей баланса и отчета о прибылях и убытках, которые изменяются в прямой пропорции к объему реализации, умножаются на индекс роста объема реализации. Величина таких статей, как «проценты к уплате», «дивиденды», обыкновенные акции», которые с объемом реализации прямо не связаны, при построении первого варианта прогноза просто переносится в прогнозы из отчетов. Некоторые из этих величин позднее, в ходе анализа, изменяют;

2.  оценку величины нераспределенной прибыли на прогнозируемый год получают прибавлением значения прогноза ее прироста к ее величине по отчетному балансу;

3.  суммированием значений статей актива баланса получают прогноз общей суммы активов, а суммированием статей пассива – прогноз суммы пассивов. В этот момент актив и пассив баланса еще не уравновешены. Если при этом сумма активов больше суммы пассивов, то имеет место потребность в привлечении средств из внешних финансовых источников. Разница отражает размер необходимых средств, которые будут привлечены за счет банковского кредита и эмиссии ценных бумаг.[3] 

Таким образом, потребность предприятия во внешнем финансировании определяется как разность между потребностью в приросте активов (возникающей при изменении выручки), соответствующим приростом пассивов и приростом нераспределенной прибыли.

Потребности во внешнем финансировании

и приемлемый темп прироста

К факторам потребности во внешнем финансировании Басовский Л.Е. относит следующее:

1.      планируемый темп роста объема реализации;

2.      исходный уровень использования основных средств или наличие избыточных мощностей;

3.      капиталоемкость;

4.      рентабельность продукции;

5.      дивидендная  политика.

Для анализа влияния ряда факторов и приблизительного расчета потребности во внешнем финансировании Басовский использует простую формулу, которая будет точной только в том случае, когда все показатели отчета о прибылях и убытках и баланса, а также зависимые от объема реализации статьи пассива меняются пропорционально изменению объема реализации:

Потребность во внешнем финансировании (EFN)  =

= потребность в приросте активов (A/S*∆S) – спонтанный прирост активов (L/S*∆S) – прирост не распределенной прибыли (M*S1*(1-d)), [4]

где A/S – потребность в увеличении суммы активов на одну денежную единицу прироста объема реализации;

∆S – прирост объема реализации;

L/S – прирост краткосрочной кредиторской задолженности, возникающий при росте объема реализации на одну денежную единицу;

М – рентабельность реализованной продукции, или удельная чистая прибыль;

S1 – планируемый объем реализации;

d – доля прибыли, направляемая на выплату дивидендов, или норма выплаты дивидендов.

  Темп прироста объема реализации в основном определяет потребность во внешнем финансировании. Чем быстрее растет объем реализации предприятия, тем больше его потребность во внешнем финансировании. Лишь при очень низких значениях темпа прироста объема реализации внешнее финансирование может не понадобиться, так как спонтанного прироста кредиторской задолженности и нераспределенной прибыли будет достаточно для обеспечения необходимого прироста активов.

Использование производственных мощностей. Если основные средства были загружены только на часть их мощности, то рост производства не требует дополнительного наращивания основных средств до тех пор, пока объем реализации не достигнет уровня, при котором все основные средства были бы полностью загружены.

Капиталоемкость продукции – это стоимость всех активов, приходящаяся на рубль объема реализации. Если капиталоемкость низка, то объем реализации может расти быстро, и при этом не возникает большой потребности во внешних источниках финансирования.

Рентабельность реализованной продукции также является важным фактором, определяющим размер потребности во внешнем финансировании: чем выше удельная прибыль, тем ниже потребность в средствах извне, если значения других факторов остаются постоянными.

Дивидендная  политика. Особенности дивидендной политики предприятия также влияют на уровень потребности во внешнем капитале. Сокращение дивидендов увеличивает нераспределенную прибыль и сокращает потребность в финансировании, и наоборот.

Таким образом формулу для нахождения потребности во внешнем финансировании можно записать в более простом виде:

Афакт – Пфакт,

 

где  Афакт. – изменяемые активы отчетного баланса;

Пфакт. – изменяемые пассивы отчетного баланса.

Формула свидетельствует, что потребность во внешнем финансировании тем больше, чем больше нынешние активы, темп роста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

Приемлемый темп прироста

Нередко предприятия стараются избежать выпуска новых акций. При этом перед финансовыми менеджерами встает вопрос: как быстро может расти и развиваться предприятие, не сталкиваясь с необходимостью выпуска акций, или каков приемлемый темп прироста? Если предприятие работает на полную мощность и структура его капитала совпадает с целевой, то приемлемый темп прироста (g*) можно найти, используя следующую формулу:

g* = М * b * (1 + D/E) / [ A/S – M * b * (1 + D/E)][5], где

М – прогнозируемая рентабельность, или чистая прибыль, деленная на объем реализации;

b – целевое значение коэффициента реинвестирования прибыли, равное единице минус целевое значение нормы выплаты дивидендов;

D/E – целевое значение соотношения заемных и собственных средств;

A/S – отношение суммы активов к объему реализации, т.е. величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов.

Для того чтобы можно было более подробно разобраться в данной  теме, я представлю мнение другого автора по этому же самому вопросу, а затем, проанализировав оба мнения, я сделаю конкретные выводы по поводу того, какой автор дает более полную, раскрытую информацию об интересующей меня теме.

Итак, следующий автор Ковалев В.В. в своей книге «Введение в финансовый менеджмент» дает более общее понятие о методе пропорциональных зависимостей показателей.

Автор говорит, что основу данного метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они «привязываются» к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей.[6]

В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции. Обоснованность этого выбора достаточно легко объясняется с позиции логики, и, кроме того, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.

Последовательность процедур данного метода такова:

  1. Идентифицируется базовый показатель В (например, выручка от реализации);
  2. Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для менеджера (в частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую объективное преставление об экономическом потенциале компании).
  3. Для каждого производного показателя Р устанавливается вид его зависимости от базового показателя: P = f (B). Чаще всего зависимость может устанавливаться одним из двух способов:

Информация о работе Финансовое планирование