Финансовые ресурсы госудаства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Финансы, как и любая другая экономическая категория, могут целенаправленно использоваться субъектами хозяйствования и властью в интересах граждан, общества и государства.
Объективные предпосылки такого использования финансов заключены в функциях данной категории (распределительной и контрольной). Первая позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и в отдельных его структурных подразделениях.

Содержание работы

Введение............................................................................................................5
1. Понятие финансовых ресурсов......................................................................6
1.1 Сущность финансовых ресурсов.....................................................................6
1.2 Виды финансовых ресурсов..........................14
2. Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов....22
2.1 Формирование финансовых ресурсов...........................22
2.2 Структура финансовых ресурсов в Республике Беларусь..............24
3. Проблемы эффективного использования финансовых ресурсов.....................28
3.1 Мероприятия по организации и использованию финансовых Рисурсов……………28
3.2 Меры, необходимые для стимуляции эффективного использования финансовых ресурсов…………32
Заключение........................................................................................................38
Список использованных источников................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 1.96 Мб (Скачать файл)

Как многофакторный показатель прибыли неоднородна  по поему составу. Она представляет собой результат производства, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Прибыль претерпевает глубокие изменения  на разных стадиях производства и  реализации продукции. Конечным результатом  производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является общая прибыль, включающая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), от операционных результатов, а также превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами.

Роль каждого  фактора в увеличении прибыли  на отдельных предприятиях далеко не одинакова. Более других влияют на размеры  прибыли ценовые факторы, рост производства, внедрение новой техники, изменение структуры и ассортимента продукции, относительное сокращение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений, отраслевые и природные факторы, снижение или рост прибыли от операционных результатов, убытки от внереализационной деятельности, увеличение (уменьшение) прибыли в остатках товарной продукции.

Различают прибыль  промышленных и сельскохозяйственных организаций, предприятий транспорта и связи, подрядных и строительных, торговли и потребительской кооперации, организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения.

С развитием  банков и страховых коммерческих структур все большую роль играет прибыль банков и страховых организаций  как результат их деятельности в  виде превышения доходов над расходами.

В структуре  общественного производства получила развитие предпринимательская деятельность физических лиц, которые также получают доходы и прибыль.

Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ресурсов и его использования на общегосударственные расходы. Характер перераспределительных финансовых отношений в дни в том случае обусловлен произошедшим первичным распределением общественного продукта и его реализацией через ценовую форму выражения финансовых отношений. В результате реализации продукта начинается расщепление чистого дохода как самостоятельной и обособленной части валового внутреннего продукта.

Началом перераспределения  чистого дохода служит момент его  отчисления в форме налогов и  других платежей в доход бюджета, а также в целевые бюджетные фонды в порядке, строго регламентированном государством.

Количественно доходы государственного бюджета представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес определяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными, оборонными и другими задачами, которые стоят перед государством.

Налоги —  это обязательные платежи, взимаемые  государством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный характер, т.е. обеспечивающие доход государству.

Установлены следующие виды общегосударственных  налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, земельный налог (плата за землю), государственная пошлина и сборы, подоходный налог с населения и др. Среди названных налогов особое значение имеют налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль.

Государственный бюджет обеспечивает соблюдение общегосударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на приоритетных объектах. Первостепенно влияние бюджета на поддержание темпов производства, поддержку тех отраслей, от которых в данный момент зависит развитие экономики. [23, с. 43]

Одна из главных  задач, решаемых при посредстве бюджета, — концентрация финансовых ресурсов ради осуществления целевых комплексных программ (как составных частей прогнозов и перспективных планов).

Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных  пропорций, т.е. наиболее рациональное территориальное размещение производительных сил.

Бюджет оказывает  решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической  инфраструктуры, которая в свою очередь влияет на развитие производства и содействует улучшению условий жизни людей. Затраты на здравоохранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности периода трудовой активности населения. В улучшении медицинского обслуживания граждан, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное — их социальный аспект.

Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда потребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработной платы для отдельных категорий населения.

Бюджет является регулятором структуры финансовых ресурсов предприятий, а также регулятором их использования. Через систему налогов и других платежей бюджет оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства.

Амортизационный фонд — это денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Он имеет двойственную экономическую природу, одновременно обслуживая процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двойственность амортизационного фонда, создаваемого путем периодических амортизационных отчислений по установленным нормам, обусловлена особенностями амортизации как экономической категории. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может выступать как дополнительный источник накопления и расширения других фондов.

Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в :>том ее особенность и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления должны по возможности отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства.

В большинстве  развитых стран используется линейный (равномерный) способ начисления амортизации в течение всего срока службы основных фондов. Вместе с тем в ряде стран применяется ускоренная амортизация, которая позволяет в первую половину нормативного срока службы списывать свыше 50 % стоимости основных фондов.

Амортизационная политика — важная часть финансовой политики государства, которая в  современных условиях является средством стимулирования инвестиций и развития технического прогресса. В Республике Беларусь принята новая амортизационная политика, направленная на обновление основных производственных фондов. Применяются прогрессивные методы начисления амортизационных отчислений, предприятия имеют право самостоятельно устанавливать нормы амортизации.

Важным источником финансового обеспечения потребностей воспроизводства является ссудный фонд. В отечественной практике учета ресурсы для кредитования традиционно включаемый в общий объем финансовых ресурсов. Между тем международная практика опирается в составлении бюджета и платежного баланса в равной мере на банковский и небанковский секторы.

Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, которые мобилизуются и используются на началах возвратности и являются одной из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особенностями управления и применения. Государство направляет запасы этого источника на удовлетворение временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фондах или потребности населения в денежных средствах.

В условиях перехода к рынку Беларусь, адаптируясь  к международным стандартам, начала осваивать преимущества ссудного капитала.

В чем отличие  ссудного фонда от ссудного капитала? Первый основывается, как правило, на общественной собственности, носит в значительной степени общегосударственный характер, подчиняется централизованному управлению и обусловлен государственной монополией банковского дела. Второй представляет собой созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг (подчеркнем, что эти товары непосредственно не удовлетворяют потребности человека).

Важнейшими  источниками ссудного капитала служат средства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе, а именно: [14, с. 26]

  • средства государственного бюджета;
  • средства социального, имущественного и личного страхования;
  • денежные суммы, предназначаемые для восстановления основных фондов (накапливаемые по мере перенесения стоимости основных фондов (по частям) на создаваемые товары в форме амортизации);
  • часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;
  • временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы;
  • предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса;
  • средства колхозно-кооперативных и общественных организаций, кредитных учреждений;
  • депозиты граждан в сберегательном банке;
  • средства касс взаимопомощи;
  • наличные деньги, находящиеся в обращении.

Главной чертой ссудного капитала как экономической  категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации специфического качества данного капитала — способности приносить прибыль в виде процента. Бездействие временно свободных денежных средств противоречит природе ссудного капитала. Благодаря кредиту временно свободные капиталы и сбережения превращаются в ссудный капитал и вновь вовлекаются в оборот.

Особенностью  ссудного капитала и его отличием от промышленного и торгового капитала является передача во временное пользование другому собственнику с целью получения процента (части дохода). С обращением ссудного капитала происходит его раздвоение: для банка это капитал-собственник, и потому он возвращается с процентом по истечении срока ссуды; для предприятий, организаций, предпринимателей, вкладывающих его в свое дело, это капитал-функция.

Ресурсами кредитования являются прямые ассигнования из госбюджета. Механизм таков: бюджетные средства, полученные банком, выдаются в кредит ссудозаемщику, чтобы в свое время возвратиться в банк и продолжать служить ресурсом кредитования. Таким путем бюджетные средства функционируют в обороте банка, увеличивая его инвестиционные ресурсы. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский контроль и его воздействие на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Взаимосвязь ссудного капитала и госбюджета заключается  также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства госбюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы и обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета.

Формирование  и использование финансовых ресурсов тесно связано с размерами  и динамикой доходов населения, а также с объемом и характером социальных задач, стоящих перед  обществом.

Государство оказывает влияние на уровень  доходов населения, во-первых, через выполнение специфических функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхования населения, во-вторых — посредством перераспределения аккумулируемых доходов. Финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздействия на доходы. Наиболее типичная из данных форм — бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются Конституцией Республики Беларусь (затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование). Источником в этом случае могут быть исключительно бюджетные средства. Ряд потребностей удовлетворяются за счет общегосударственных средств частично, а именно нормировано (потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, некоторые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др.). Есть потребности, которые удовлетворяются за счет специальных фондов, формируемых из средств предприятий, организаций или самих работников и населения.

Бюджетные средства используются в форме ассигнований либо дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие услуги населению бесплатно или в льготном порядке (образование, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).

Для того чтобы  смягчить потери населения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы населения. Она выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горюче-смазочные материалы и др.

В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса значительное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов.

Сбережения  населения — часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом конкретном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов.

Информация о работе Финансовые ресурсы госудаства