Финансовые ресурсы госудаства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Финансы, как и любая другая экономическая категория, могут целенаправленно использоваться субъектами хозяйствования и властью в интересах граждан, общества и государства.
Объективные предпосылки такого использования финансов заключены в функциях данной категории (распределительной и контрольной). Первая позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и в отдельных его структурных подразделениях.

Содержание работы

Введение............................................................................................................5
1. Понятие финансовых ресурсов......................................................................6
1.1 Сущность финансовых ресурсов.....................................................................6
1.2 Виды финансовых ресурсов..........................14
2. Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов....22
2.1 Формирование финансовых ресурсов...........................22
2.2 Структура финансовых ресурсов в Республике Беларусь..............24
3. Проблемы эффективного использования финансовых ресурсов.....................28
3.1 Мероприятия по организации и использованию финансовых Рисурсов……………28
3.2 Меры, необходимые для стимуляции эффективного использования финансовых ресурсов…………32
Заключение........................................................................................................38
Список использованных источников................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 1.96 Мб (Скачать файл)

Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития этой сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Финансовая  политика делится на внутреннюю и международную. В последнее время все большее значение приобретает международная финансовая политика, в основе которой лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных с формированием и погашением государственного долга, с участием в деятельности международных кредитно-финансовых организаций, с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

 

 

3.2 Меры, необходимые для  стимуляции эффективного использования  финансовых ресурсов

 

 

Основными целями бюджетно-налоговой  политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для  устойчивого экономического роста  и повышения уровня жизни населения  с учетом решения экологических  проблем.

Для этого необходимо продолжить налоговую  реформу, одной из приоритетных задач  которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

Предполагается, что эти цели будут  достигаться сочетанием бюджетных  и налоговых реформ.

На первом этапе (до 2013 г.) должны быть полностью отменены налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, осуществлен переход к пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин с 32 по действующему законодательству до 19. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.

На втором этапе (2013–2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5–8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2012–2020 гг. – на 2–4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей:

  • повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификация налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
  • обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

В ходе проведения налоговых реформ повысится фискальное значение налогов, связанных с использованием природных  ресурсов и защитой экологической  среды, а также имущественных  налогов, которые станут основой  формирования местных бюджетов. В  общем объеме налоговых поступлений  при значительной доле НДС и акцизов  должно возрасти значение прямых налогов  на доходы и прибыль юридических  и физических лиц.

Одновременно с уменьшением  налоговой нагрузки на экономику  предусматривается осуществлять сокращение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов с 47,4% к ВВП в 2002 г. до 41–42% к ВВП в 2012 г. и 40% к 2020 г. Доходы консолидированного бюджета составят соответственно 33,8, 31 и 28% к ВВП.

Наиболее существенным сокращениям  будут подвергнуты необоснованные расходы бюджета на субсидирование нерентабельных отраслей и секторов экономики. До 2020 г. их объем должен быть сокращен с 9,4 до 3–5% к ВВП. Предполагается полностью ликвидировать бюджетные  субсидии, предоставляемые отдельным  промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, организациям жилищно-коммунального  хозяйства с переводом части  расходов в адресные субсидии малообеспеченным группам населения. Бюджетные средства будут использоваться исключительно  в соответствии с получаемыми  обществом результатами по приоритетным направлениям структурных преобразований в экономике.

Часть избыточных обязательств социального  характера будет переводиться в  целевую форму или компенсироваться повышением заработной платы. Социальная направленность бюджета, гарантирующая  защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения, сохранится.

Отказ государства от финансирования направлений, где его участие  необязательно и неэффективно, позволит увеличить расходы на социальную политику и бюджетную сферу. Предполагается, что до 2020 г. расходы бюджета на образование увеличатся с 7 до 8,5–10% к ВВП, на науку – с 0,4 до 1,5%, на здравоохранение и физическую культуру – с 5,3 до 7,5%. Расширение сети предоставляемых  платных услуг будет осуществляться одновременно с адекватным увеличением  доходов основной массы населения.

В политике управления государственным  долгом и активами ключевым моментом станет достижение бездефицитного бюджета. Уровни внутреннего и внешнего долга  составят соответственно 4,0% и 0,6% к ВВП (в 2002 г. – 5,6% и 5,6%).[10]

В области совершенствования межбюджетных отношений в прогнозируемом периоде  должна быть обеспечена реальная децентрализация  бюджетной системы с одновременной  передачей на республиканский уровень  всех финансовых обязательств общенационального  характера и соответствующих  им налоговых ресурсов. Должно быть проведено четкое разграничение  расходов между уровнями бюджетной  системы, повышена степень автономности налоговых полномочий, выработаны прозрачные процедуры распределения финансовой поддержки регионам.

Задачи сохранения окружающей среды  предполагают проведение комплекса  природоохранных мероприятий, научных  исследований и разработок в области  энерго- и ресурсосбережения, развития системы экологического мониторинга. Важным направлением расходов бюджета  станут капитальные вложения, направляемые на строительство объектов, связанных  с проведением на территориях  радиоактивного загрязнения защитных мер по их реабилитации. Предполагается расширение участия частного капитала в финансировании природоохранных  мероприятий и ресурсосбережении.

Важнейшими мерами бюджетно-налоговой  политики в области охраны природы  для обеспечения устойчивого  развития должны стать:

  • поиск новых методических подходов к построению экологических платежей с учетом мирового опыта, способных в существующих условиях обеспечить адекватную оценку природно-сырьевого потенциала республики и его эффективное использование;
  • пересмотр объектов и повышение ставок платежей за пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) вредных веществ и размещение отходов;
  • перераспределение поступлений, получаемых от ресурсных платежей, с частичным их зачислением в бюджетные фонды охраны окружающей среды;
  • ограничение прямого и косвенного субсидирования природоемких и опасных для окружающей среды видов хозяйственной деятельности.

Денежно-кредитная политика в прогнозируемый период должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого  социально-экономического развития посредством  обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности  и надежности банковской системы, обеспечения  эффективного и безопасного функционирования платежной системы.

Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

  • снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузки производственных мощностей и социальной защиты населения;
  • регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста;
  • меры по развитию банковского сектора, предусматривающие повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

Развитие банковской системы должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  • повышение институциональной самостоятельности и независимости Национального банка в вопросах разработки и реализации денежно-кредитной политики с одновременным повышением ответственности Национального банка за ее результаты;
  • повышение надежности и ликвидности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских финансовых организаций, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;
  • формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;
  • развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
  • расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
  • привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.

Результатом реализации комплекса  мероприятий денежно-кредитной политики должно стать обеспечение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне и достижение денежно-кредитной  системой страны пропорций и параметров, присущих системам экономически развитых государств.

Стратегической целью государственной  ценовой политики должны стать достижение и поддержание динамически сбалансированных внутренних и внешнеторговых цен. Необходимо ценовую политику ориентировать  на решение экологических проблем, используя относительные цены как  инструмент для регулирования структуры  потребления энергоресурсов и соответственно величины выбросов в окружающую среду, ограничения вредных производств.

На первом этапе (до 2013 г.) ценовая  политика будет направлена на достижение рациональных с точки зрения эффективной экономической структуры ценовых пропорций. Ценовой механизм следует настроить таким образом, чтобы он стимулировал реструктуризацию и модернизацию отраслей реального сектора экономики, переход на технологии с более высокой производительностью труда, переориентацию с трудоемких на капиталоемкие технологии.

В результате структурной перестройки  и модернизации произойдет изменение  ценовых пропорций факторов производства в пользу роста относительной  цены труда, средней заработной платы. Повышение цены труда позволит реально  рассматривать население страны в качестве платежеспособного потребителя  и, таким образом, обеспечит отечественному производителю базу для разработки и сбыта новой конкурентоспособной  продукции с более высокими потребительскими характеристиками.

Основной акцент во внешнеторговой ценовой политике предусматривается  сместить на повышение качества экспортируемой продукции, переориентацию производителя  на сложную наукоемкую продукцию, на конкуренцию не по цене, а по качеству и на этой основе обеспечить повышение  среднего уровня цен экспорта.

На втором этапе (2013–2020 гг.) проведение ценовой политики будет зависеть от того, насколько успешно были выполнены социально-экономические, общественно-политические и экологические задачи первого этапа. В случае достижения намеченных ориентиров, формирование и проведение ценовой политики в стране будет определяться степенью конвергенции отечественной экономики с мировой. Предполагается, что серьезные ценовые подвижки, изменения ценовой структуры могут произойти в связи со значительным удорожанием различных видов минерально-сырьевых ресурсов и/или отставания в освоении новейших технологий при переходе на новые и модернизации традиционных источников энергии.

 

Информация о работе Финансовые ресурсы госудаства