Финансовые ресурсы госудаства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Финансы, как и любая другая экономическая категория, могут целенаправленно использоваться субъектами хозяйствования и властью в интересах граждан, общества и государства.
Объективные предпосылки такого использования финансов заключены в функциях данной категории (распределительной и контрольной). Первая позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и в отдельных его структурных подразделениях.

Содержание работы

Введение............................................................................................................5
1. Понятие финансовых ресурсов......................................................................6
1.1 Сущность финансовых ресурсов.....................................................................6
1.2 Виды финансовых ресурсов..........................14
2. Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов....22
2.1 Формирование финансовых ресурсов...........................22
2.2 Структура финансовых ресурсов в Республике Беларусь..............24
3. Проблемы эффективного использования финансовых ресурсов.....................28
3.1 Мероприятия по организации и использованию финансовых Рисурсов……………28
3.2 Меры, необходимые для стимуляции эффективного использования финансовых ресурсов…………32
Заключение........................................................................................................38
Список использованных источников................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 1.96 Мб (Скачать файл)

В этих отраслях экономики производится продукция, выполняются работы, оказываются  услуги, формируется прибыль, которая является главным источником экономического и социального развития общества.

К финансам организаций (предприятий) непроизводственной сферы относятся финансы:

  • образования и науки;
  • здравоохранения;
  • культуры и искусства;
  • страховых и кредитных учреждений;
  • обороны и др.

Гражданский кодекс Республики Беларусь по организационно-правовому признаку разделяет организации на коммерческие и некоммерческие (финансовая деятельность этих организаций рассматривается в гл. 9.

Звенья сферы  централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Эта система отношений связана, в основном, с процессом перераспределения национального дохода. Общегосударственные финансы формируются за счет налогов, сборов, госпошлин, штрафов, внешних и местных займов, доходов, полученных от государственных предприятий и т.д.

В состав централизованных финансов входят государственный бюджет; внебюджетные и целевые бюджетные фонды; государственный кредит.

Государственный бюджет является основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). Централизация денежных средств в государственном бюджете позволяет не только аккумулировать и направлять финансовые ресурсы на решение важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики. Бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Расходы бюджета  определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь на очередной бюджетный год.

Финансовые  ресурсы, аккумулированные в бюджетах, имеют строго целевое направление  их расходования. Размер бюджета позволяет  судить об экономическом развитии страны и материальном положении населения.

Следующим звеном централизованных финансов являются внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Они представляют собой фонды денежных средств государственных и местных органов власти, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Фонды подразделяются на социальные фонды и специальные фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении социальных и экономических задач. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

В качестве самостоятельного звена в системе  общегосударственных финансов выделяют государственный кредит, который представляет собой отношения по поводу привлечения временно свободных средств населения и субъектов хозяйствования. Мобилизируемые средства используются государством для финансирования своих расходов, и в первую очередь на покрытие бюджетного дефицита.

В качестве заемщика государство в лице органов  власти привлекает денежные средства белорусских и иностранных физических лиц и субъектов хозяйствования, иностранных государств, международных  финансово-кредитных организаций. Привлечение средств возможно в виде получения кредитов либо путем выпуска и размещения долговых государственных ценных бумаг.

Государство осуществляет кредитование отраслей экономики. Предоставление денежных средств происходит на условиях срочности, платности и возвратности.

Финансовая  система и связи между ее составляющими  регулируется множеством способов и приемов, которые включаются в финансовую политику государства.

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы эффективного  использования финансовых ресурсов

 

 

3.1 Мероприятия по организации и использованию финансовых        рисурсов

 

 

 

Финансовая политика — совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между социальными группами населения отраслями деятельности и регионами страны, в финансовом законодательстве, в структуре расходов и доходов. Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом и является одной из основных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие государственного сектора в отраслях народного хозяйства.

Финансовая  политика охватывает центральное звено  системы экономических отношений и играет ведущую роль в реализации общегосударственных функций. Организация и регулирование этих отношений осуществляются в соответствии с действующим финансовым правом и состоянием общественно-экономического развития страны. Финансовая политика должна быть жесткой, но справедливой и активной и должна стимулировать экономический рост, защищать национальные интересы, быть привлекательной для субъектов иностранных государств. [18]

Построение  и формирование финансовой политики — это достаточно сложный процесс. Необходимо определить приоритетные направления развития национального хозяйства и в ходе его структурной перестройки создать условия для предпринимательской деятельности, защиты интересов собственных товаропроизводителей и привлечения иностранных инвестиций.

Не менее  сложной и важной проблемой остается разработка и реализация стратегических направлений, определения норм и методов их обеспечения с учетом специфических природно-климатических и геополитических условий ведения хозяйства и расположения Республики Беларусь.

Субъектами  финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют основные направления развития финансовых отношений с учетом интересов государства, субъектов хозяйствования и населения. Финансы должны активно регулировать процесс создания валового внутреннего продукта, а не только его распределение и перераспределение.

Практика  требует финансового влияния  на весь процесс круговорота капитала, способствовать его ускорению, эффективному и целевому использованию материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Финансы выступают  инструментом воздействия на процесс  функционирования экономических субъектов.

Финансовый  механизм существует в любой сфере  управления, в связи с чем его можно разделить на финансовый механизм: международный, государственный, хозяйствующих субъектов, граждан.

Каждый из этих механизмов включает отдельные  структурные элементы. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный механизм и механизм функционирования внебюджетных и бюджетных целевых фондов. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов (предприятий) делится на финансовый механизм коммерческих предприятий и финансовый механизм организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

Кроме того, можно выделить отраслевые финансовые механизмы. В зависимости от особенностей отдельных отраслей финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм: сельского хозяйства; сферы промышленного производства; сферы торговли и общественного питания; транспортной отрасли; отрасли строительства; страхования; банковской сферы; кредитной сферы; инвестиционной сферы; сферы связи; коммунального хозяйства и др.

Основными составляющими  ресурсной базы финансового механизма  являются финансовые ресурсы экономических  субъектов.

Без эффективно функционирующего финансового механизма не может успешно функционировать вся экономическая система.

Использование форм финансовых отношений, методов  управления, финансовых рычагов и  других элементов финансового механизма в их различных сочетаниях и взаимосвязях позволяет регулировать финансовые условия эффективной деятельности экономических субъектов.

При активном участии финансового механизма  в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, происходит совершенствование хозяйственной  деятельности государства.

Налоговая политика устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин), определяет отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Согласно  проводимой финансовой политике не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь и иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и местные бюджеты.

Под сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и местные  бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их с государственными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Бюджетно-финансовая политика связана с формированием фонда денежных средств государства и дальнейшим их распределением. В основном она ориентирована на достижения уравновешенного бюджета, сбалансированного по доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Под дефицитом  бюджета понимается превышение расходов бюджета над его доходами. Большой  размер бюджетного дефицита стимулирует рост государственного долга, ведет к инфляции.

Основные  причины бюджетного дефицита отдельных  стран можно объединить в три  группы.

1.Необходимость  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики.  В этом случае дефицит отражает  не кризисное течение общественных  процессов, а государственное  регулирование экономической конъюнктуры,  стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства. Еще Дж. М. Кейнс  обосновал возможность допущения  опережающего роста государственных  расходов над доходами на определенных  этапах развития общества в  целях взбадривания экономического  роста и обеспечения полной  занятости. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.

2. Результат  чрезвычайных обстоятельств (войны,  крупных стихийных бедствий и  т.п.), когда обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам дохода особого  рода.

3. Кризисные  явления в экономике, неэффективность  финансово-кредитных связей,  неспособность  правительства держать под контролем  экономические процессы. [10]

Низкая эффективность  общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических  связей.

Нерациональная  структура бюджетных расходов, усиленная  стремлением жить не по средствам, осуществляя  крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся  странам и т. п.

Неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий  государству использовать его в  качестве стимула развития экономики  и социальной сферы.

Под профицитом бюджета понимается превышение доходов бюджета над его расходами. Считается, что при бюджетном профиците отдельные статьи бюджета не получают полного финансирования.

Поэтому основной целью бюджетно-финансовой политики является регулирование отношений  между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь — составная часть единой государственной финансовой политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Информация о работе Финансовые ресурсы госудаства