Финансовые ресурсы госудаства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Финансы, как и любая другая экономическая категория, могут целенаправленно использоваться субъектами хозяйствования и властью в интересах граждан, общества и государства.
Объективные предпосылки такого использования финансов заключены в функциях данной категории (распределительной и контрольной). Первая позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и в отдельных его структурных подразделениях.

Содержание работы

Введение............................................................................................................5
1. Понятие финансовых ресурсов......................................................................6
1.1 Сущность финансовых ресурсов.....................................................................6
1.2 Виды финансовых ресурсов..........................14
2. Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов....22
2.1 Формирование финансовых ресурсов...........................22
2.2 Структура финансовых ресурсов в Республике Беларусь..............24
3. Проблемы эффективного использования финансовых ресурсов.....................28
3.1 Мероприятия по организации и использованию финансовых Рисурсов……………28
3.2 Меры, необходимые для стимуляции эффективного использования финансовых ресурсов…………32
Заключение........................................................................................................38
Список использованных источников................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 1.96 Мб (Скачать файл)

Рациональные  мотивы образования сбережений населения  можно подразделить на три группы: [15, с. 24]

1) стремление  обеспечить себя в будущем;

2) создание  дополнительных средств для улучшения  жизни детей, родственников и др.;

3) образование  резерва для непредвиденных потребностей. Сбережения населения первой  группы обычно имеют форму  вкладов в сбербанки, облигаций государственных займов, в меньшей мере — заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбербанки и облигаций государственного займа.

В условиях перехода к рыночным отношениям неуклонно  возрастает роль резервных и страховых  фондов в обеспечении бесперебойности  и сбалансированности производства. При этом все большее значение приобретают финансовые резервы, среди  которых важное место занимает страховой  фонд.

Страхование — система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни.

Классики  экономической теории рассматривали  создание фонда для страхования  от несчастных случаев и стихийных  бедствий как одно из первоочередных направлений распределения валового внутреннего продукта.

Характерные черты страхования:

  • целевое назначение создаваемого фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях;
  • вероятностный характер отношений (заранее неизвестно, когда наступит событие, какой будет его сила и кого из страхователей оно затронет);
  • возвратность средств.

Страхование осуществляется в основном в денежной форме. Различаются: имущественное страхование, в качестве объекта рассматривающее всевозможные материальные ценности; личное страхование, при котором основу экономических отношений составляют события в жизни физических лиц; страхование ответственности, предметом которого служат возможные обязательства страхователя по возмещению ущерба (вреда) третьим лицом.

Страхование может проводиться в добровольном порядке — на основе соглашения сторон и в обязательном порядке  — в соответствии с предписаниями  законодательства. Особыми формами страхования являются перестрахование и сострахование, позволяющие распределять и перераспределять крупные риски между многими страховыми организациями.

Возникновение страховых отношений связывают  с различными неблагоприятными явлениями природы, точнее, с желанием противостоять им. Со временем страхование распространилось также на события, обусловленные производственной деятельностью людей, развитием техники.

Мировая практика обогащается новыми формами страхования с обновленным экономическим содержанием. Сегодня страхование выступает как вид предпринимательской деятельности. Страховые компании в целях привлечения страхователей модернизируют традиционные виды страхования. Содержание этих отношений все больше определяется политическими рисками, растущей безработицей, внутренними экономическими кризисами, неустойчивостью международной конъюнктуры, инфляцией и колебаниями валютных курсов. Все это служит основой для развития страхования в самых широких масштабах.

В современных  условиях страхуются экспорт и импорт товаров, различные коммерческие риски (неплатежеспособность покупателя, несоблюдение контрактов). Возникло страхование атомных и космических рисков, загрязнения окружающей среды, компьютеров, буровых установок в море, профессиональной ответственности различных специалистов и др.

При методе самострахования в пределах одного хозяйства или предприятия образуются обособленные фонды в натуральной и денежной формах. При наступлении страхового события (стихийное бедствие, несчастный случай и т.д.) они расходуются таким образом, что возмещение ущерба по существу не происходит, вместо этого осуществляется перемещение зарезервированных материальных или денежных средств в пределах одного предприятия.

В случае применения метода страхования фонд образуется за счет денежных взносов страхователей (предприятия, учреждения, отдельные граждане) и расходуется на строго определенные цели: возмещение убытков от стихийных бедствий и выплату страховых сумм. Причем обязательства выполняются только перед страхователями. Данный порядок соответствует действующему законодательству.

 

2 Источники формирования  централизованных и  децентрализованных финансовых ресурсов

 

 

2.1 Формирование финансовых ресурсов

 

 

Финансовые  ресурсы создаются в процессе распределения валового внутреннего  продукта и национального дохода.

Основным  источником формирования централизованных финансовых ресурсов государства на общественном уровне является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизо-ианные фонды денежных средств. Часть национального дохода остается в распоряжении предприятий, где создаются децентрализованные ресурсы, которые используются на затраты производства и решение социальных проблем трудовых коллективов. [15, с. 27]

Еще одним  важным источником формирования финансовых ресурсов государства выступают  денежные доходы организаций {предприятий) производственной сферы. Прежде всего к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Источником  формирования финансовых ресурсов является и амортизационный фонд, образуемый за счет части стоимости основных средств и нематериальных активов.

Централизованные  финансовые ресурсы — результат  перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления, поэтому, кроме указанных источников, источником формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Централизованные  финансовые ресурсы формируются  и за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот путем продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности, а также средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т.д.).

Незначительная  часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения в виде налогов, сборов, доходов от займов и лотерей.

Централизованные  финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включать в финансовые ресурсы также  и кредитные ресурсы Национального банка Республики Беларусь как государственный денежный резерв, закрепленный за Национальным банком Республики Беларусь в виде уставного, резервного и других фондов.

Использование финансовых ресурсов непосредственно  связанно с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности. С помощью финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Использование финансовых ресурсов происходит в основном через денежные фонды специального назначения, не исключается и возможность нефондовой формы их употребления.

Финансовые  фонды — составная часть общей  системы денежных фондов, функционирующих  в экономике. Данная форма использования  финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами перед другими формами: позволяет  сосредоточить средства на основных направлениях развития экономики; дает возможность увязывать общественные и личные интересы, содействует активному воздействию на производство.

Фондовая  форма предопределена как потребностями  органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, так и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное производство.

Фондовая  форма образования и использования  финансовых ресурсов имеет и то преимущество по сравнению с не фондовой, что  обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов выполнения неотложных задач; позволяет эффективно управлять  ими и облегчает контроль за их формированием.

В условиях рынка в фондовой форме формируются  и используются, как правило, финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды.

Форма использования  финансовых ресурсов субъектов хозяйствования определяется учредительными документами  коммерческих организаций, их финансовой стратегией.

Таким образом, финансовые ресурсы государства — это фонды денежных средств и поступления, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

 

 

 

 

2.2 Структура финансовых  ресурсов в Республике Беларусь 

 

 

 

Стабилизация  в обществе и постепенный экономический  рост требуют проведения активной финансовой политики и обеспечения четкого функционирования финансовой системы.

Финансовая  система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

Согласно  Конституции Республики Беларусь финансово-кредитная  система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. В финансовую систему входят все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Так как финансы  являются носителями распределительных  отношений, и это распределение  происходит между различными субъектами хозяйствования, выделяют две сферы финансовой системы: [17, с. 47]

  • финансы организаций (децентрализованные финансы);
  • общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Дальнейшее  разграничение финансовой системы  на сферы обусловлено особенностями  функционирования каждой сферы, различиями в методах формирования, распределения  и использования фондов денежных средств.

Каждая из сфер финансовой системы складывается из нескольких звеньев.

Структура финансовой системы Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1.

Основу финансовой системы государства составляют децентрализованные финансы, поскольку в этой сфере формируется основная часть финансовых ресурсов государства. Выделяют следующие звенья:

  1. финансы домашних хозяйств;
  2. финансы организаций.

Финансы домашних хозяйств представляют собой финансовые отношения, субъектами управления которых выступают отдельные физические лица или семьи, ведущие совместное хозяйство, включая управление общими для них финансовыми ресурсами.

Характерными  особенностями финансов домашних хозяйств являются: ограниченность финансовых ресурсов по сравнению с аналогичными ресурсами субъектов хозяйствования и приоритетная ориентация на цели потребительского характера. От состояния этого звена финансовой системы зависит социально-экономическая и политическая стабильность в обществе, финансовое благополучие основной массы населения.

Финансовые  ресурсы граждан формируются  за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; социальных выплат (пенсий, стипендий, пособий на детей); страховых выплат; доходов по государственным ценным бумагам; доходов от недвижимости; доходов от реализации имущества; депозитов в банках; ссуд, кредитов, займов; выигрышей в лотерею; наследства и др.

Финансы домашних хозяйств участвуют в процессе формирования централизованных финансов посредством налоговых платежей и уплаты сборов и пошлин. От доходов населения зависит спрос на различные виды материальных и нематериальных благ, что в свою очередь влияет на экономическое и финансовое состояние страны в целом, особенно в условиях современного ведения хозяйства.

 

Рисунок 2.1 -  Финансовая система Республики Беларусь [15, с. 26]

 

Финансы организаций  представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов на нужды производства и потребления. Различают финансы организаций (предприятий) сферы материального производства и финансы организаций (предприятий) непроизводственной сферы.

К финансам организаций (предприятий) материального производства относятся финансы:

  • промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • транспорта;
  • строительства и др.

Информация о работе Финансовые ресурсы госудаства