Финансовые ресурсы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес занимает особое место в экономике стран, особенно промышленно развитых, что объясняется многими факторами. Во – первых, он не требует крупных стартовых инвестиций, но при этом обеспечивает быстрый оборот ресурсов и высокую динамику роста; во – вторых, помогает решить проблемы реструктуризации экономики; в – третьих. Способствует борьбе с безработицей, создавая новые рабочие места, а также формированию конкурентной среды, поскольку именно предприятия малого бизнеса являются её основой на местных рынках

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса 5
1.2 Финансовые ресурсы малого бизнеса 12
1.3 Финансовый механизм деятельности малого бизнеса 15
1.4 Финансово - кредитный механизм регулирования малого бизнеса 17
2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ….23
2.1 Оценка платежеспособности предприятия 23
2.2 Оценка финансовой устойчивости предприятия 26
2.3Оценка кредитоспособности предприятия 30
3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО
«ПОРХОВМЕЛИОРАЦИЯ» 33
3.1 Краткая характеристика ЗАО «Порховмелиорация» 33
3.2 Оценка платежеспособности ЗАО «Порховмелиорация» 39
3.3 Оценка кредитоспособности ЗАО «Порховмелиорация» 41
3.4 Оценка финансовой устойчивости ЗАО «Порховмелиорация» 43
3.5 Мероприятия по улучшения финансового состояния ЗАО
«Порховмелиорация» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

оценка финансовго состояния субъектов малого бизнеса.docx

— 152.06 Кб (Скачать файл)

 



                                               

ФГБОУ ВПО ВГСХА                      Кафедра «Финансов и бухгалтерского учета»  

СОДЕРЖАНИЕ

 

введение 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА 5

1.1 Сущность и критерии  определения  субъектов малого бизнеса 5

1.2 Финансовые ресурсы малого бизнеса 12

1.3 Финансовый механизм деятельности  малого бизнеса 15

1.4 Финансово -  кредитный механизм регулирования малого бизнеса 17

2 система показателей оценки финансового состояния предприятия и методы их определения….23

2.1 Оценка платежеспособности предприятия  23

2.2 Оценка финансовой устойчивости  предприятия 26

2.3Оценка  кредитоспособности предприятия 30

3 оценка финансового состояния  ЗАО 

«Порховмелиорация» 33

3.1 Краткая характеристика ЗАО «Порховмелиорация» 33

3.2 Оценка платежеспособности ЗАО «Порховмелиорация» 39

3.3 Оценка кредитоспособности ЗАО «Порховмелиорация» 41

3.4 Оценка финансовой устойчивости ЗАО «Порховмелиорация» 43

3.5 Мероприятия по улучшения финансового состояния ЗАО

  «Порховмелиорация» 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 52

ПРИЛОЖЕНИЯ 55

 

  

 

 

 

введение

 

Малый бизнес занимает особое место в экономике стран, особенно промышленно развитых, что объясняется многими факторами. Во – первых, он не требует  крупных стартовых инвестиций, но при этом обеспечивает быстрый оборот ресурсов и высокую динамику роста; во – вторых, помогает решить проблемы реструктуризации экономики; в – третьих. Способствует борьбе с безработицей, создавая новые рабочие места, а также формированию конкурентной среды, поскольку именно предприятия малого бизнеса являются её основой на местных рынках.

Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия, которые  основываются с учетом местных потребностей, способы более гибко реагировать  как на изменяющиеся экономические условия, так и колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность. Помимо этого малый бизнес может способствовать социальной и политической стабильности в стране, поскольку по экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса. А именно он является основой гарантии такой стабильности.

Чтобы малый бизнес успешно  мог играть свою роль в экономике  страны, им необходим доступ к финансированию, которое может поступать из различных источников. Определение этих источников, а также способов финансирования имеет большое значение при привлечении научных исследований и принятия соответствующих решений в области экономической политики, в частности в сфере поддержки малого бизнеса в РФ. Это особо важно в связи с тем, что малый бизнес как правило, осуществляют финансирование своих операций, иначе чем крупные компании.

Изучение области финансирования малого бизнеса необходимо для выявления и решения имеющихся в этой сфере проблем. В этом и состоит актуальность данной темы.

 

Целью данной курсовой работы является анализ системы организации финансов малого бизнеса и оценка финансового состояния предприятия на примере ЗАО «Порховмелиорация».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия  «малый бизнес»;

2. Изучить особенности организации финансов малого бизнеса

3. Провести анализ основных показателей финансового состояния ЗАО «Порховмелиорация» и дать их оценку;

4. Предложить мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

 Объектом исследования  является малый бизнес.

Предметом исследования является  ЗАО «Порховмелиорация».

При исследовании организации  финансов малого бизнеса  были использованный следующие методы: монографический, аналитический и метод научной абстракции, анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, сравнение изучаемых показателей, метод финансовых коэффициентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого  бизнеса

 

 Малый бизнес — ведущий сектор экономики, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта страны, способствующий решению многих социально-экономических проблем.

Наличие малых  предприятий в экономике значительно децентрализует всю систему управления и способствует более рациональному распределению функций в системе общественного разделения труда. В странах Западной Европы, США и Японии важнейшим фактором, ограничивающим развитие монопольных тенденций в экономике, является деятельность МП. Они пользуются финансовой поддержкой государства, им предоставляются налоговые льготы, что в значительной степени облегчает решение проблемы накопления первоначального капитала.

Социально-экономическая деятельность малого бизнеса носит в основном специализированный характер. Это позволяет малым предприятиям при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами. Поскольку налоговые льготы для малого бизнеса, как правило, относятся к его деятельности в сфере НИОКР, то это позволяет ему довольно успешно развивать венчурные исследования по одному из перспективных направлений, обеспечивающих технологический прорыв в перспективе.

В тех странах, где государство  уделяет поддержке малого бизнеса пристальное внимание, он играет значимую роль. Во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании малый бизнес способствовал созданию среднего класса; в Израиле и США - преодолению застойных явлений в экономике; в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии — созданию новых рынков; в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии — последовательному проведению реформ.

Вместе с тем статистические наблюдения говорят о том, что роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже, чем за рубежом. По числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии — в 7,7 раза, от Италии — в 4,7 раза. По доле вклада малых предприятий в ВВП наша страна отстает от Франции в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза. По количеству занятых в малом бизнесе мы отстаем от Японии в 8,1 раза, от Италии — в 7,6 раза, от США и Франции — в 5,6 раза1.

К сожалению, за последние  годы существенного изменения ситуации не произошло. На 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в России за год уменьшилось на 3,6% и составило 219,7 тысяч. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8.

По итогам 2010 года среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране сократилась  на 2,9% по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года и составила 5 562,9 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности  занятых за этот период уменьшился на 0,14 п.п. и составил 12,0%.2

Эти данные дают возможность утверждать, что в России государственная поддержка малого бизнеса осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна.

Эффективному развитию предпринимательской деятельности в России препятствует ряд проблем, сдерживающих стабильное функционирование малого  бизнеса.

Проблемы  малого бизнеса связаны, прежде всего, с недостаточной ресурсной базой, несовершенством законодательной базы и отсутствием системы показателей анализа деятельности предприятия.  Однако проблемы малого бизнеса можно решить, зная причины их возникновения.

 Причиной  возникновения недостаточности  ресурсной базы является создание предпринимательского сектора на пустом месте, путем решения данной проблемы может стать льготное  кредитование, а также налогообложение приоритетных сфер экономики.

Отсутствие  единой законодательной базы является причиной ее несовершенства, выход из сложившиеся ситуации - совершенствование законодательства и контроль за его выполнением.

Разработка  методик диагностирования деятельности предприятия поможет совершенствовать отчетность и анализировать деятельность предприятия.

Серьёзной проблемой  является слабая государственная поддержка  предпринимательства, выраженная во множестве бюджетных ограничений и бюрократической волоките. Решение – разработка муниципальных программ, содействующих развитию предпринимательства.

Итак, малый бизнес3 - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, устанавливаемых законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основными критериальными показателями, на основе которого предприятие (организация) различных организационно – правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятие (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников) размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

 В Европейском  сообществе с 2006 года к малым  предприятиям относятся предприятия  при не превышение ими уровней  следующих показателей: количество занятых работников 11- 50 чел.; годовой оборот  до 10 мил. евро; валюта баланса до 10 мил. евро; порог участия других хозяйствующих субъектов в секторе малого предпринимательства  – не более 25%; стоимость основного капитала компании не должна превышать 75 млн. евро4

В российской практике малое  предпринимательство было разрешено  в 1998 году по началу к числу малых  относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышает 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 чел., в науке и научном обслуживание – 100 чел., в других отраслях  производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы – 25, в розничной торговле 15 человек.

В соответствии с Федеральным законом от 14. 06.95 г. № 88 – ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участи Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 чел., в сельском хозяйстве и научно- технической сфере – 60 чел., в оптовой торговле – 50 чел., в розничной торговле м бытовом обслуживание населения – 30 чел.. в остальных отраслях и  при осуществление остальных видов деятельности – 50 чел.

  В настоящее время  критерии отнесения к субъектам  малого бизнеса изменились. Так в соответствии с Федеральным законом № 209 – ФЗ « О развитии малого и среднего  предпринимательства в РФ5» от 24. 07. 07 к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением муниципальных унитарных  предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр Индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям:

  • Суммарная доля собственности иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в её уставном капитале не более 25 %;
  • Доля участи юридических лиц в её уставном капитале не более 25%, если они не являются субъектами малого  бизнеса;
  • Выручка от реализации товаров, работ, услуг, без учёта НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий  календарный год не превышает 400  млн. рублей;
  • Среднесписочная численность сотрудников, с учетов всех работающих, в том числе и по гражданско- правовым договорам и по совместительству, с учётом отработанного времени не должна превышать 100 чел.

Пересмотр  критериев отнесения  к малым предприятиям происходит один раз в пять лет.

Малое предприятия осуществляющие несколько видов деятельности, так  называемые многопрофильные, принадлежат  к таковым по критериям того вида деятельности,  доля которого является наибольшей в годовом обороте или годовом объеме прибыли.

Субъекты малого предпринимательства  получают соответствующий статус с  момента государственной регистрации  в органах исполнительной власти.  Данное положение относиться и к  малым предприятиям - учредителями других малых предприятий, и вновь созданных малых предприятий.

Потеря статуса малого происходит, если в течение двух финансовых лет фиксируется превышение или понижение предельных размеров выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также предельной численности работников.

Предприятия малого бизнеса  могут учреждаться совместно  с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Как показала мировая практика, малое предпринимательство  играет большую роль  в экономике даже развитых странах, так как ему  свойственны определенные преимущества. Так анализируя зарубежный и хозяйственный  опыт развития малого бизнеса можно  указать на следующие его преимущества:

    • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
    • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
    • относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
    • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
    • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

В то же время  им свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить:

1) более высокий уровень риска;

2) высокую степень неустойчивости положения на рынке;

3) зависимость от крупных компаний;

4) слабую компетентность руководителей;

5) трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов6.

Таким образом, на основе всего выше сказанного можно сделать вывод  о том, что сущность малого бизнеса  заключается в следующем: малым  предпринимательством называется деятельность, осуществляемая  определенными субъектами рыночной экономики, имеющие  установленные законом признаки. Международный опыт показывает, что именно с помощью малых организаций возможны позитивные сдвиги в направлении действительной экономической стабилизации и развития экономики страны. Недостаточная конкурентоспособность российского малого предпринимательства связана с тем, что многие субъекты малого бизнеса вынуждены решать текущие финансовые проблемы в условиях выживания, а не активизации усиленно стратегическому развитию и расширению производства.

Информация о работе Финансовые ресурсы малого бизнеса