Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 13:54, реферат
Финансовый рынок: сущность, функции и его роль в перераспределении финансовых ресурсов.
1.1Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
Сделки с ценными бумагами, совершенные в нарушение действующего ва-
лютного законодательства, являются недействительными, и все полученное
по ним взыскивается в доход государства. Такое взыскание осуществляется
в претензионно-исковом порядке. В таком же порядке подлежит взысканию в
доход государства необоснованно приобретенное в результате незаконных
действий.
На протяжении 1996 года Центральным банком осуществлялась политика
поэтапного снятия ограничений на допуск нерезидентов на рынки ГКО-ОФЗ.
Целесообразно выделить следующие этапы:
1-й этап
До февраля 1996 года
действовали ограничения на
ными участниками полученных на рынке ГКО-ОФЗ доходов, а максимальная до-
ля облигаций, которые могли быть приобретены иностранными инвесторами, в
общем объеме эмиссии каждого выпуска ограничивалась, как правило, 10%. В
этих условиях нерезиденты прибегали к использованию так называемых "се-
рых схем" для осуществления операций с ГКО, которые предполагали, как
правило, использование посредников-резидентов. Такой способ участия не-
резидентов, в частности, не позволял эффективно контролировать долю их
реального участия на рынке и своевременно анализировать возможные пос-
ледствия операций нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ не только для самого
этого рынка, но также и для рынка валюты.
2-й этап
Приказом Центрального банка 2 февраля 1996 г. был введен режим допус-
ка иностранных инвесторов, в соответствии с которым они могли вкладывать
средства в ГКО и ОФЗ-ПК с одновременным проведением иностранными инвес-
торами хеджирования операций по конвертации рублевых доходов (валютных
свопов). Данный режим действовал до 15 сентября 1996 года. Им предусмат-
ривалось, что покупка облигаций производится иностранными инвесторами
через уполномоченных дилеров, заключивших с Банком России дополнительное
соглашение к договору "О выполнении функций дилера на рынке госу-
дарственных краткосрочных бескупонных облигаций". Представителями иност-
ранных инвесторов в отношениях последних с уполномоченными дилерами при
совершении операций с облигациями выступали уполномоченные банки-нерези-
денты, список которых устанавливался приказом Банка России. Расчеты по
сделкам нерезидентов осуществлялись через специальные рублевые счета в
валюте Российской Федерации, открытые на имя уполномоченных банков-нере-
зидентов и иностранных инвесторов в банке-резиденте, выполняющем функции
уполномоченного дилера.
Основными характеристиками
этого механизма участия
лись следующие:
* нерезидент не был допущен к операциям на вторичном рынке и
вследствие этого мог осуществлять лишь пассивную стратегию на рынке;
* список уполномоченных
банков-нерезидентов
* ЦБ устанавливал максимальные лимиты операций каждого банка- нерези-
дента;
* ЦБ ограничивал
доходность операций
размер открытой позиции каждого уполномоченного банка по валютным сво-
пам.
3-й этап
С 15 сентября 1996 г. приказом ЦБ был введен новый режим допуска не-
резидентов, в соответствии с которым нерезиденты стали осуществлять опе-
рации через специальные рублевые счета "С" в крупнейших российских бан-
ках (уполномоченных банках), с которыми Центральный банк заключал соот-
ветствующие соглашения. Нерезиденты получили возможность переводить
средства в рублях со счета "С" в расчетную систему ГКО-ОФЗ для проведе-
ния операций с этими ценными бумагами. Объемы репатриации средств нере-
зидентов за границу не ограничивались.
Основные характеристики нового механизма:
* сохранение минимального срока пребывания средств нерезидентов на
рынке (3 месяца), устанавливаемого Центральным банком в целях предотвра-
щения резкого оттока средств;
* ограничение доходности операций посредством контроля за заключением
нерезидентами форвардных контрактов с уполномоченными банками на конвер-
тацию рублевых доходов в валюту (прямых срочных сделок), а также пос-
редством установления минимального процентного соотношения между объемом
прямой срочной сделки и объемом обратной срочной сделки, заключаемой
Центральным банком с уполномоченным банком;
* сохранение ограничения Минфином доли нерезидентов в конкретных вы-
пусках;
* существование ограничений, установленных ЦБ, на превышение обяза-
тельств российских банков по продаже и покупке иностранной валюты (отк-
рытой валютной позиции) в целях регулирования кредитно-денежной полити-
ки.
Новые условия, облегчившие
доступ нерезидентов на
репатриацию средств нерезидентов за границу, имели своим результатом
увеличение доли нерезидентов на рынке: в мае 1996 года их участие оцени-
валось ЦБ в 3-6%, к концу года их доля сильно возросла.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
Основным источником антимонопольного законодательства РФ является Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 г. № 948-1 (редакция от 25.05.95 г.). Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур разработано также "Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденное Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 года № 145.
Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюдению участниками рынка ценных бумаг антимонопольного законодательства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческих организаций.
Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобретатель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20%, акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества. Здесь можно выделить следующие существенные моменты:
1. Обязанность получения
согласия антимонопольных
2. Приобретаемые акции
должны обладать правом голоса.
При этом нельзя забывать о
том, что и привилегированная
акция, которая по общему правилу
не является голосующей, при определенных
условиях "приобретает" право
голоса на общем собрании
3. Антимонопольное
4. Антимонопольное
Данное понятие конкретизирует отношение "контролируемое общество" "контролирующее общество". Антимонопольные органы при проведении государственного контроля за сделками рассматривают и стороны по сделке, и организации (физических лиц) как контролирующие приобретателя, так и им контролируемые.
При этом закон определяет, что контроль возникает у "группы лиц", в том числе у юридического или физического лица, при наличии у такого юридического (физического) лица возможности прямо либо косвенно распоряжаться более 50 процентами голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал другого юридического лица. Контроль также имеет место, если лицо (юридическое или физическое) имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) хозяйственного общества. Также о контроле речь может идти и при определенной степени участия одних и тех же физических лиц в исполнительных органах (советах директоров, наблюдательных советах) хозяйственных товариществ или обществ.
За сделки, совершенные с нарушением антимонопольного законодательства, руководители организаций несут административную ответственность, а сами сделки по иску антимонопольных органов по решению суда могут быть признаны недействительными.
Денежный рынок — часть рынка ссудных капиталов, где осуще ствляются в основном краткосрочные (от одного дня до одного года) депозитно-ссудные операции, обслуживающие главным образом дви жение оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц.
С развитием международно-кредитных валютных отношений сфор мировался международный денежный рынок (крупнейшим в мире рынком денег является нью-йоркский, важными — рынки Лондона, Токио, Парижа).
Инструментами денежного рынка являются векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты. Его основные институты — банки, учетные дома, брокерские и дилерские фирмы. В качестве источни ков ресурсов служат средства, привлеченные банковской системой. Основными заемщиками являются фирмы, кредитно-финансовые ин ституты, государство, население.
Главное условие участия в рыночных операциях — обладание лик видными средствами.
Посредством кредитного механизма денежного рынка совершают ся операции в максимально короткие сроки. При этом путем взаимно го предоставления краткосрочных кредитов регулируется ликвидность коммерческих банков. Могут совершаться и спекулятивные сделки.
Денежный рынок тесно связан с рынком долго- и среднесрочных капиталов. Государство использует его ресурсы для покрытия своих расходов и бюджетного дефицита. Денежный рынок — важнейший объект государственного регулирования.
Процентные ставки денежного рынка связаны со ставками других секторов финансового рынка, а учетный процент центрального банка, ставка по казначейским векселям, межбанковские ставки по одно дневным ссудам ("суточные деньги") являются базисными для всей системы процентных ставок.
Конъюнктура на денежном рынке зависит от следующих факторов:
• циклических изменений в экономике;
• темпов инфляции;
• особенностей национальной кредитно-денежной политики.
Денежный рынок отражает спрос на деньги и их предложение. Под предложением денег (MS) понимается общее количество денег, находящихся в обращении; оно складывается из агрегатов М1, М2, МЗ.
Спрос на деньги (MD) формируется из таких составляющих:
• спроса на деньги как средства обращения (делового, операцион ного или спроса на деньги для совершения сделок);
• спроса на деньги как средства сохранения стоимости (спроса на деньги как активы, спроса на запасную стоимость или спекулятив ного спроса).
Чем выше уровень дохода в обществе, тем больше совершается сделок; чем выше уровень цен, тем больше требуется денег для со вершения сделок в рамках национальной экономики.
По горизонтальной оси откладывается объем денежной массы, а по вертикальной — процент (цена денег). Спрос на денежную мас су уменьшается с увеличением процента. Чем больше процент, тем менее разумно хранить свои средства в виде наличных денег. Лучше иметь их в виде средств, приносящих доход. С понижением процент ной ставки спрос на денежную массу возрастает.
Основную роль в финансовом посредничестве играют различного рода кредитно-финансовые институты, которые с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам. В современном мире существует множество разнообразных кредитно - финансовых институтов, осуществляющих финансовое посредничество, причем в каждой стране организация финансового посредничества имеет выраженные национальные особенности.
В национальных законодательствах понятие «кредитная система», как правило, не определяется, чаще используется понятие «банковская система». Однако нельзя отождествлять понятия «банковская система» и «кредитная система». Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций. Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро совокупности кредитных организаций.
В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.
Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных групп таких институтов (финансовых союзов, ассоциаций, холдингов и др.), связанных определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.д.). В каждой стране имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитной системе.