Финансовый контроль в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания данной курсовой работы является изучение финансового контроля в условиях рыночных отношений. Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и цели финансового контроля, функции и задачи финансового контроля;
осветить классификацию финансового контроля;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь;
провести анализ контрольной деятельности в Республике Беларусь на примере Комитета государственного контроля;
изучить финансовый контроль в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Сущность и цели финансового контроля. Функции и задачи финансового контроля 6
1.2. Классификация финансового контроля 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь 17
2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 28
2.1. Структура Комитета государственного контроля Республики Беларусь 28
2.2. Анализ контрольной деятельности 30
3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

ГР - финансовый контроль в условиях рыночных отношений (курсов - финансы - 21.10.11)(2).doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

 

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность органов государственной власти за проводимую в стране финансовую политику.

Актуальность написания  данной темы курсовой работы вызвана  тем, что финансам, как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, которая на практике реализуется в виде финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов  управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с  другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредствам финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. В свою очередь результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, оперативном управлении.

Результатом финансового  контроля являются разные факты экономической  жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели. По результатам  финансового контроля могут осуществляться изменения форм и методов реализации финансовых отношений, в оперативном порядке при текущем планировании, оперативном управлении. В необходимых случаях, при крупномасштабных недостатках, осуществляется корректировка финансовой политики.

Поэтому целью написания данной курсовой работы является изучение финансового контроля в условиях рыночных отношений.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть сущность и цели финансового контроля, функции и задачи финансового контроля;
  • осветить классификацию финансового контроля;
  • рассмотреть нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь;
  • провести анализ контрольной деятельности в Республике Беларусь на примере Комитета государственного контроля;
  • изучить финансовый контроль в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения.

Объектом  исследования является государственный контроль в Республике Беларусь.

Предметом исследования является методология и действующая практика организации финансового контроля в Республике Беларусь.

В ходе написания курсовой работе использовались общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.).

Для написания курсовой работы использовались учебные пособия  по теории финансов, материалы периодической  печати, в частности, журнал «Финансы. Учет. Аудит», а также нормативно-правовые акты по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ  И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1. Сущность  и цели финансового контроля. Функции и задачи финансового  контроля

 

 

В настоящее время  в специальной финансово-экономической и правовой литературе представлен достаточно широкий спектр определений финансового контроля и его форм, что свидетельствует не только о наличии разных точек зрения на концептуальные основы этого комплексного явления, но и об актуальности дальнейших исследований в данной области, что предопределено также отсутствием законодательного закрепления понятия финансового контроля.

С.О. Шохин с подробно-расширительных позиций определяет финансовый контроль как систему институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одну из форм государственного контроля, способствующих обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающую вскрыть нарушения финансовой дисциплины [21, с. 70]. В расширительном аспекте, как многозвеньевую систему, трактуют финансовый контроль И.А. Цинделиани и М.Е. Каратонов: «Финансовый контроль - многозвеньевая система контроля финансовой деятельности государственных, муниципальных и негосударственных коммерческих организаций, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных организаций независимо от их организационно-правовой формы, осуществляемая государственными, муниципальными и общественными органами, а также уполномоченными независимыми частными организациями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности финансово-хозяйственных операций и поддержания правопорядка в сфере финансов» [20, с. 91].

Е.Ю. Грачева отождествляет  финансовый контроль с деятельностью контролирующих органов: «Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования» [5, с. 35].

Н.И. Химичева дает достаточно общее понятие финансового контроля в русле понимания финансовой деятельности государства как одной из основополагающих категорий финансового права: «Финансовый контроль - это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов» [18, с. 139].

В.В. Бурцев сущность финансового контроля (многие авторы, исследуя сущностные характеристики финансового контроля, отождествляют его с государственным финансовым контролем, что при первичном экономико-правовом анализе данного финансово-правового института допустимо) формулирует через ее структурированную триаду, которая, в большей степени, раскрывает содержание финансового контроля: «Сущность государственного финансового контроля выражает следующая триада: 1) выявление ошибок и злоупотреблений; 2) обеспечение их устранения (т.е. принятия корректирующих мер по результатам контроля); 3) анализ факторов их возникновения и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.п.)» [1, с. 33].

Ю.М. Воронин, характеризуя двойственную природу финансового контроля, уделяет повышенное внимание экономико-управленческим аспектам данного института: «Государственный финансовый контроль, с одной стороны, выполняет одну из функций государственного управления, является инструментом государственного регулирования экономики; с другой стороны, он отражает в процессе распределения, перераспределения и использования части стоимости валового внутреннего продукта движение финансовых ресурсов, которое реализуется через контрольно-ревизионную и экспертно-аналитическую деятельность органов и агентов государственного финансового контроля». Данная точка зрения обусловлена тем, что большинство исследователей изначально рассматривают финансовый контроль как одну из функций управления, представляющего систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки обоснованности и эффективности принятых финансово-управленческих решений, выявления возможных отклонений с целью принятия корректирующих мер.

Многообразие точек зрения по поводу сущности и содержания финансового контроля привело к тому, что последний, как правило, рассматривается в двух аспектах (правовом и финансово-экономическом):

- строго регламентированная  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов (правовой аспект);

- неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций (финансово-экономический аспект).

Оба данных аспекта финансового  контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором - акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля.

Вышеуказанные экономико-правовые аспекты финансового контроля в интерпретации некоторых авторов сводятся к пониманию финансового контроля в узком и широком смысле. Так, по мнению Ю.А. Крохиной, в широком аспекте государственный и муниципальный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность страны и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности. В узком аспекте государственный и муниципальный контроль - это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны [11, с. 135].

В мировой практике сложились  две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д.

Как показывает зарубежный опыт, финансовый контроль в условиях рыночных отношений и экономической свободы хозяйствующих субъектов отличают многоплановость целей и многогранность задач.

В Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в октябре 1977 года на IX конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), указано, что государственный финансовый контроль следует рассматривать не как самоцель контрольного мероприятия, а как неотъемлемую часть системы регулирования общественных финансовых ресурсов. Будучи обязательным элементом этого процесса, он призван вскрывать отклонения от принятых стандартов, выявлять нарушения установленных принципов, законности, обеспечивать эффективное расходование государственных средств на как можно более ранней стадии с тем, чтобы получить возможность своевременного принятия корректирующих мер.

В Лимской декларации также особо подчеркивается, что  достижение контрольных целей необходимо для стабильности и дальнейшего развития государств с учетом постулатов, лежащих в основе идеологии Организации Объединенных Наций.

Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с  постановки цели. Главной целью финансового контроля в исследованиях различного уровня как в правовой, так и в экономической литературе признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях финансовой системы. В то же время первичной целью финансового контроля должна стать активизация экономико-правового процесса совершенствования деятельности субъектов хозяйствования, а не тотальный контроль за исполнением ими финансовых обязательств перед государством, так как преобладание фискальной и карательной составляющей в деятельности контролирующих органов может привести не только к количественно-качественным аспектам изменения деятельности субъектов хозяйствования, но и вообще к ликвидации объектов контроля, что, в свою очередь, приведет к лишению государства значительных финансовых ресурсов, а также к возникновению многочисленных социально-экономических проблем в обществе (падение доходов граждан, безработица и др.). Таким образом, финансовый контроль, в первую очередь, должен стимулировать финансово-хозяйственную деятельность различных хозяйствующих субъектов. Как справедливо отмечает А.С. Емельянов, финансовый контроль - это не только средство обеспечения законности и правопорядка при осуществлении финансовой деятельности государства. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев публичного сектора финансовой системы[11, с. 140].

Основными задачами финансового контроля являются:

обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений;

содействие эффективному и целевому использованию средств  централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному  расходованию материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и  достоверности отчетности;

выявление резервов роста  финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий и организаций всех форм собственности;

Информация о работе Финансовый контроль в условиях рыночных отношений