Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа
Поэтому целью написания данной курсовой работы является изучение финансового контроля в условиях рыночных отношений. Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и цели финансового контроля, функции и задачи финансового контроля;
осветить классификацию финансового контроля;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь;
провести анализ контрольной деятельности в Республике Беларусь на примере Комитета государственного контроля;
изучить финансовый контроль в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Сущность и цели финансового контроля. Функции и задачи финансового контроля 6
1.2. Классификация финансового контроля 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь 17
2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 28
2.1. Структура Комитета государственного контроля Республики Беларусь 28
2.2. Анализ контрольной деятельности 30
3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
В иных сферах контроля проверяются субъекты средней группы риска, куда входят организации, представляющие государственную статистическую отчетность и осуществляющие деятельность, подлежащую государственному пробирному надзору.
Субъекты, отнесенные к низкой группе риска, в плановом порядке проверяются по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
Следует отметить, что плановые проверки в отношении субъектов средней группы риска могут не назначаться, а отнесенных к низкой - не назначаются в одном из следующих случаев. Первый: когда по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства. Второй: когда на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности или данных книги учета доходов и расходов (при упрощенной системе налогообложения), и о соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Тогда плановые проверки могут не назначаться за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Если в рамках сводного плана проверку субъекта запланировали различные контролирующие органы Минфина, месяц начала этой проверки должен быть одним для всех. Инициаторам проверки следует согласовать ее сроки между собой [3, с. 11].
В сводные планы допускается
включение в течение
Сводные планы проверок составляются на полугодие на основании предложений в электронном виде и на бумажных носителях по установленной форме. Предложения представляют структурные подразделения Министерства финансов (Департаменты, Государственная инспекция пробирного надзора. Главные управления, управления), БРУСП «Белгосстрах», Главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску и финансовые управления облисполкомов и Минского горисполкома.
Сводный план проверок формируется в следующем порядке. Финансовые отделы (управления) рай(гор)исполкомов представляют свои предложения финансовым управлениям облисполкомов до 10 октября (10 апреля). Финансовые управления облисполкомов и Минского горисполкома - Главным управлениям Министерства финансов по областям и г. Минску до 15 октября (15 апреля). Отделы (управления) по ценным бумагам Главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску -Департаменту по ценным бумагам до 15 октября (15 апреля). Отделы (секторы) страхового надзора Главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску и БРУСП «Белгосстрах» - главному управлению страхового надзора до 15 октября (15 апреля). Главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску, Департамент по ценным бумагам, главное управление страхового надзора, другие структурные подразделения Министерства финансов - главному контрольно-ревизионному управлению до 25 октября (25 апреля).
Предложения для включения в сводный план проверок вносят руководители структурных подразделений, территориальных и местных финансовых органов, БРУСП «Белгосстрах». Персональная ответственность за обоснованность включения проверок в сводный и координационные планы возлагается на руководителей контролирующих органов Минфина.
Приказом Комитета государственного контроля от 28.10.2009 г. № 94 (с дополнениями и изменениями от 26.04.2010 г. № 41) утвержден Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности. Этим документом определено, что координационные планы органы Комитета государственного контроля составляют на полугодие на основании сводных планов проверок, представляемых государственными органами. Проверки включаются в координационные планы, исходя из места постановки субъекта на учет в налоговых органах.
В сводные планы проверок областных и Минского городского исполнительных комитетов включаются проверка, проводимые в рамках ведомственного контроля областными (Минским городским) и районными исполнительными комитетами (администрациями районов в городах), а также подчиненными им (входящими в систему) контролирующими органами.
Проверки, за исключением ведомственных, проводимые структурными подразделениями областных и Минского городского исполнительных комитетов, подчиненными одновременно соответствующим республиканским органам государственного управления и входящими в перечень контролирующих в соответствии с Указом № 510, включаются в сводные планы проверок республиканских органов государственного управления.
В сформированные координационные планы допускается внесение изменений: исключение проверки либо контролирующего органа из состава соисполнителей (при проведении совместной проверки), передвижки срока проверки, подключение иного контролирующего органа в качестве соисполнителя. В случае необходимости внесения изменений в координационные планы контролирующие органы не позднее последнего дня месяца начала проверки должны направить органу Комитета государственного контроля, сформировавшему координационный план, соответствующее уведомление. При направлении уведомлений о подключении к плановым проверкам необходимо письменно извещать проверяемый субъект о назначении проверки не позднее чем за 10 рабочих дней до ее начала.
Уведомления контролирующих органов об изменении времени начала совместной проверки либо исключении ее из координационного плана должны быть согласованы со всеми соисполнителями, за исключением переноса (отказа в переносе) срока проведения плановой проверки. При отсутствии согласования изменения в координационный план не вносятся.
Об изменениях в координационных планах можно узнать из официального сайта Комитета государственного контроля. Данные обновляются еженедельно по четвергам [2, с. 11].
В соответствии с частью шестой пункта 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, Министерство финансов разработало постановление Совета Министров от 29.12.2009 г. № 1732 «Об утверждении Положения о порядке учета контролирующими (надзорными) органами выданных предписаний на проведение проверок». В соответствии с Положением учет предписаний, выданных на проведение проверок, осуществляется в книге учета, оформленной согласно форме, установленной постановлением № 1732.
В системе делопроизводства контролирующего органа необходимо вести единую книгу учета выданных предписаний на проведение проверок на бумажном носителе. Она должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и скреплена печатью. Такая книга параллельно может вестись и в электронном виде. По решению руководителя контролирующего органа, книги учета выданных предписаний ведутся и структурными подразделениями. Он же определяет должностных лиц, ответственных за ведение и сохранность таких книг. Предписание на проведение проверки регистрируется в этой книге после подписи его руководителем контролирующего органа или уполномоченным на это заместителем.
На основании пункта 22 Положения о порядке организации и проведения проверок и во исполнение постановления № 1732, в Министерстве финансов издан приказ от 21.12.2009 г. № 343 «О ведении учета предписаний на проведение проверок и уведомлений о проведении проверок и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 9 июня 2006 г. № 193».
Учет предписаний, выданных структурными подразделениями Министерства финансов, ведется в книге учета предписаний на проведение проверок, а учет уведомлений о проверках - в журнале учета уведомлений. Назначено ответственное лицо за ведение этой книги и сохранность журнала учета уведомлений.
Названный приказ обязывает завести книги учета в Департаменте государственных знаков и Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов, Главных управлениях Минфина по областям и г. Минску, финансовых управлениях (отделах) местных исполнительных и распорядительных органов. Обеспечивать ведение книги и журнала учета обязаны руководители контролирующих органов Минфина - департаментов, территориальных и местных финансовых органов.
Кроме того, в Министерстве финансов действует постановление от 31.12.2009 г. № 156 «Об утверждении методов и способов проведения проверок, осуществляемых Министерством финансов, его структурными подразделениями, местными финансовыми органами».
Методом документальной проверки в соответствии с этим постановлением осуществляются:
определение соответствия отраженных в документах хозяйственных и финансовых операций (далее - операции) установленным законодательством требованиям, в том числе локальных нормативных правовых актов, а также уставных документов;
оценка обеспеченности совершенной операции источниками финансирования, плановыми расчетами, изучение итогов операции или ее влияния на конечный финансовый результат;
сопоставление хозяйственной операции, отраженной в документах, с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями, определение объективной возможности ее совершения;
анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;
сопоставление сведений о том или ином объекте контроля, содержащихся в различных документах (отчетах);
исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным операциям по форме, содержанию и исполнению;
восстановление натурально-
изучение и анализ финансового состояния проверяемого субъекта;
изучение и анализ действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности проверяемого субъекта[3, с. 12].
Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.
Часть документов анализируется методом выборочной проверки. При этом рассматриваются взаимоувязанные экономические показатели, которые характеризуют различные стороны хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Цель - выявление несоответствий и отклонений, причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи учета сверяют с взаимосвязанными первичными учетными документами, выявляют неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняют причины ошибок и искажений, проверяют соблюдение правил учета операций.
Способы проведения проверок соблюдения законодательства в пределах компетенции контролирующего органа следующие. Проведение встречных проверок; инвентаризация имущества проверяемого субъекта; контрольный обмер объемов выполненных работ и затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства); истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проверки; осмотр территорий, помещений и иных объектов, используемых для хозяйственной деятельности; письменный запрос; иные определенные законодательными актами способы.
При проведении фактической проверки применяются необходимые способы с учетом вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого субъекта.
Приказом от 31.12.2009 г. № 345 «О некоторых вопросах проведения проверок Министерством финансов Республики Беларусь, его структурными подразделениями и территориальными органами, местными финансовыми органами» выдавать предписания на проведение проверок Минфином, назначение в определенных случаях внеплановых проверок уполномочен заместитель министра финансов Василенко В.А. Директора департаментов выдают предписания на проверки, осуществляемые соответствующими департаментами.
Заместители министра финансов по курируемым направлениям, руководители (их заместители) структурных подразделений Министерства финансов, работниками которых проводились проверки, уполномочены рассматривать материалы проверок, выносить решения по актам проверок и (или) требования об устранении нарушений, установленных в ходе проверок. При проведении проверок работникам соответствующих структурных подразделений Минфина дано право подписывать уведомления о проведении проверок; утверждать постановления об изъятии оригиналов документов; подписывать договоры на привлечение экспертов для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов, требующих специальных знаний; выносить решения о назначении экспертизы (дополнительной экспертизы); подписывать договоры на оказание содействия специалистами; принимать решения о необходимости охраны имущества в опечатанном помещении.
Руководители Главных управлений Минфина по областям и г. Минску, финансовых управлений облисполкомов и Минского горисполкома вправе направлять обращения (в том числе и подведомственных им структур) в Министерство финансов для подготовки поручений на проведение внеплановых проверок с изложением обоснований и мотивировок в рамках подпункта 9.1 пункта 9 Указа № 510. Анализ информации о необходимости проведения таких проверок на соответствующей территории, представляемой местными финансовыми органами, обеспечивают руководители финансовых управлений облисполкомов и Минского горисполкома и не чаще одного раза в месяц представляют в Министерство финансов предложения о проведении внеплановых проверок. В исключительных случаях, когда требуется проведение таких проверок в кратчайшие сроки, предложения об этом направляются в Минфин до истечения установленного периода.
Руководители Главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску, местных финансовых органов издали соответствующие приказы. В них установлены полномочия на выдачу предписаний и подписание уведомлений о проведении проверок, а также порядок их учета; на назначение внеплановых проверок на основании пункта 9.2. Указа № 510; рассмотрение материалов проверок; вынесение решений по актам проверок и (или) требований об устранении нарушений, установленных в ходе проверок.
Информация о работе Финансовый контроль в условиях рыночных отношений