Финансовый контроль в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания данной курсовой работы является изучение финансового контроля в условиях рыночных отношений. Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и цели финансового контроля, функции и задачи финансового контроля;
осветить классификацию финансового контроля;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь;
провести анализ контрольной деятельности в Республике Беларусь на примере Комитета государственного контроля;
изучить финансовый контроль в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Сущность и цели финансового контроля. Функции и задачи финансового контроля 6
1.2. Классификация финансового контроля 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь 17
2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 28
2.1. Структура Комитета государственного контроля Республики Беларусь 28
2.2. Анализ контрольной деятельности 30
3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

ГР - финансовый контроль в условиях рыночных отношений (курсов - финансы - 21.10.11)(2).doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, финансовый контроль выступает как эффективный механизм обратной связи от постановки цели и задач финансовой политики до получения практических результатов развития экономики. Существует различное деление контроля на виды. Выделяется государственный финансовый контроль и негосударственный. В свою очередь негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Одними авторами выделяется государственный контроль, в который входит ведомственный, отдельно выделяется аудит. Другие авторы выделяют государственный (вневедомственный) контроль, ведомственный состоящий из внутриведомственного и внутрихозяйственного и платный финансовый контроль – аудит. В ряде случаев выделяется общественный контроль, над которым понимается финансовый контроль со стороны профсоюзов общественных организаций партий. Анализ нормативно-правовых актов показывает, что в Республике Беларусь создано достаточно обширное правовое обеспечение организации финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

2.1. Структура  Комитета государственного контроля  Республики Беларусь

 

 

Особое место в системе  органов финансового контроля принадлежит Комитету государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК), который выделяется своей ролью и правовым статусом среди других контролирующих органов.

Систему органов КГК  образуют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и г. Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы КГК могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

КГК возглавляет Председатель, который назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом Республики Беларусь. Председатель КГК несет персональную ответственность за выполнение возложенных на КГК и его территориальные органы задач. Первый заместитель и заместители Председателя КГК назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя КГК.

В соответствии со ст. 129 Конституции Республики Беларусь КГК Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности; исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Дальнейшая конкретизация  деятельности КГК отражена в Законе Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (далее - Закон), Указе Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2008 г. № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь».

КГК обладает широчайшей компетенцией в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления его деятельности.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится органам финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее - органы финансовых расследований), деятельность которых регламентируется Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее - Закон), Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля». В соответствии со ст. 1 Закона органы финансовых расследований являются государственными правоохранительными органами,  обеспечивающими  экономическую  безопасность Республики Беларусь[11, с. 173].

В систему органов  финансовых расследований входят:

  • Департамент финансовых расследований КГК (далее - Департамент) с правами юридического лица;
  • управления Департамента по областям, по Минской области и г. Минску с правами юридического лица;
  • межрайонные отделы управлений Департамента по областям, по Минской области и г. Минску.

Общее руководство органами финансовых расследований осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Председатель КГК.

Непосредственное руководство  органами финансовых расследований  осуществляется заместителем Председателя КГК - директором Департамента.

В целях совершенствования  системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга КГК Республики Беларусь» (далее - Указ) в структуре КГК образован Департамент финансового мониторинга (далее - Департамент), который является его структурным подразделением с правами юридического лица.

Таким образом, в соответствии с Главой 8 Конституции Республики Беларусь Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

2.2. Анализ контрольной деятельности

 

 

В 2010 году деятельность Комитета была направлена на упреждение и своевременное  выявление отрицательных тенденций в экономической и социальной сферах, проведение масштабных мероприятий по контролю за расходованием государственных средств, использованием государственной собственности, соблюдением земельного и имущественного законодательства, реализацией государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и инвестиционных проектов, эффективной работой отраслей и предприятий реального сектора экономики и другими вопросами, влияющими на значение показателей экономической безопасности государства.

В 2010 году органами Комитета проведено 6553 проверки (в 2009 году – 6662). Взыскано, восстановлено в бюджет денежных средств на сумму 460,5 млрд. руб., или почти в 2 раза больше чем в 2009 году, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на 562,07 млрд. руб. (+12,1%).

К административной ответственности  привлечено 820 правонарушителей. От занимаемых должностей освобождено 382 работника.

Департаментом финансовых расследований Комитета проведено 3730 проверочных мероприятий. Возбуждено 1285 уголовных дел. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 124,8 млрд. руб., из них возмещено 47,8 млрд. руб. или 38,3%. Наложен арест на имущество и денежные средства обвиняемых на сумму 81,8 млрд. руб. В связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (ст. 88-1 УК РБ) прекращено 57 уголовных дел, в бюджет поступило 6,6 млрд. руб.

Департаментом финансового  мониторинга в правоохранительные органы, министерства и комитеты республики, подразделения финансовой разведки иностранных государств направлено 4289 материалов, по которым возбуждено 599 уголовных дел [6].

Действенным инструментом упреждающего контроля стала практика заслушивания отчетов должностных  лиц о ходе реализации поручений Президента Республики Беларусь, а также принятие активного участия в заседаниях обл-, гор- и райисполкомов, на которых рассматривались актуальные вопросы социально-экономического развития регионов, результаты проверок и т.д.

По состоянию на 01.01.2011 на контроле и исполнении в Комитете государственного контроля находилось 2057 поручений Президента Республики Беларусь.

Проведено более 60 совещаний  и заслушиваний отчетов по вопросам развития личных подсобных хозяйств, туризма, положения дел в строительстве, на потребительском рынке, работы СЭЗ, реализации важнейших инвестпроектов, в т.ч. проектов под китайские кредитные ресурсы, о ситуации в кожевенной отрасли и др.

По результатам контрольных  мероприятий Главе государства  направлено 234 информационно-аналитических материала, из них 99 – инициативных, в Совет Министров – 219 писем. Выводы и предложения Комитета по изложенным в данных материалах проблемам в основном одобрены и поддержаны Главой государства и Правительством.

Комитетом подготовлено 1359 заключений по проектам нормативных правовых актов.

К числу наиболее значимых контрольно-аналитических мероприятий  следует отнести проверки:

эффективности оказанной  субъектам предпринимательской  деятельности государственной поддержки, использования государственного имущества, в том числе земельных ресурсов;

выполнения местными исполнительными и распорядительными  органами мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого  государственного имущества;

местных исполнительных и распорядительных органов Миноблисполкома, их структурных подразделений, отдельных организаций по вопросу соблюдения законодательства в сфере финансовых и налоговых отношений, а также законодательства, регулирующего порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности;

концернов «Беллесбумпром», «Белбиофарм», «Белгоспищепром» по вопросам создания новых и модернизации действующих  производств, обеспечения производства импортозамещающей продукции, эффективного использования средств государственной  поддержки;

целевого и эффективного использования средств инновационных  фондов республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь;

деятельности Государственной  службы медицинских судебных экспертиз и РПУП «Белсудмедобеспечение»;

эффективности мер, принимаемых  органами государственного управления, по упорядочению деятельности субъектов  предпринимательской деятельности, оказывающих населению  
услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и осуществляющих торговлю запасными частями к автомобилям;

целевого и эффективного использования государственных  средств, направленных на реализацию Программы  развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007–2010 годы;

организаций жилищно-коммунального  хозяйства по вопросам соблюдения законодательства при формировании себестоимости  услуг, оказываемых населению, использования  государственных средств и имущества;

деятельности и развития свободных экономических зон  в Республике Беларусь;

деятельности субъектов  хозяйствования, осуществляющих торговую посредническую деятельность (оптовую  торговлю), и их влияния на состояние  потребительского рынка;

выполнения мероприятий  Республиканской программы развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы, в том числе развития добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии.

Позитивный общественный резонанс в 2010 году получило проведение масштабных мероприятий по контролю за ходом проведения централизованного тестирования в учреждениях образования, выявление фактов выплаты заработной платы «в конвертах», мониторинг общественного мнения о ситуации с производством и реализацией детской обуви.

Серьезное внимание Комитет  уделял вопросам повышения эффективности работы с обращениями граждан, защите их прав и законных интересов.

Проведено 1027 «прямых  линий», принято 12,5 тыс. граждан, рассмотрено 15,5 тыс.  письменных обращений.

Важное место в работе Комитета отводилось сотрудничеству в  рамках международных организаций, а также с высшими органами финансового контроля зарубежных стран.

В январе 2011 г. проведена  коллегия Комитета, на которой подведены  итоги работы за 2010 год и выработаны направления деятельности на 2011 год  и ближайшую перспективу. Основная задача – обеспечить безусловное выполнение решений IV Всебелорусского народного собрания с учетом требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Количество проведенных  Комитетом проверок финансово-хозяйственной  деятельности в январе–июне 2011 г. составило 2138 и уменьшилось по сравнению с январем–июнем 2010 г. на 12,1% (рис. 2.1).

Рис.2.1 – Количество проверок Комитета государственного контроля

Источник: [6]

Наложено административных штрафов на сумму 98,2 млрд. руб. (69,9% к  соответствующему периоду 2010 года). В  бюджет взыскано 242,6 млрд. руб. (102,9%), сэкономлено, предотвращено выплат государственных средств в результате действий Комитета на сумму 151,7 млрд. руб. (рост в 2,3 раза), взыскано платежей иными контролирующими (судебными) органам по материалам Комитета на 8,5 млрд. руб. По результатам проверок к административной ответственности привлечено 4569 правонарушителей (95,6%) (рис. 2.2).

Рис. 2.2 – Результаты деятельности Комитета государственного контроля

Источник: [6]

 

Работниками Комитета госконтроля  проведено 504 «прямые линии» (88), принято 5448 граждан (87,1%), рассмотрено 6160 письменных обращений (82,6%).

Информация о работе Финансовый контроль в условиях рыночных отношений