Финансовый контроль в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания данной курсовой работы является изучение финансового контроля в условиях рыночных отношений. Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и цели финансового контроля, функции и задачи финансового контроля;
осветить классификацию финансового контроля;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь;
провести анализ контрольной деятельности в Республике Беларусь на примере Комитета государственного контроля;
изучить финансовый контроль в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Сущность и цели финансового контроля. Функции и задачи финансового контроля 6
1.2. Классификация финансового контроля 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь 17
2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 28
2.1. Структура Комитета государственного контроля Республики Беларусь 28
2.2. Анализ контрольной деятельности 30
3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

ГР - финансовый контроль в условиях рыночных отношений (курсов - финансы - 21.10.11)(2).doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

В средствах массовой информации размещено более 9,2 тыс. (8,6 тыс.) материалов о деятельности Комитета.

По результатам проведенной  работы Главе государства направлено 83 информационно-аналитических материала (в соответствующем периоде 2010 года – 138), в том числе 26 инициативных, в Совет Министров – 99 писем (93).

Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля в первом полугодии 2011 г. рассмотрено 1949 уголовно-правовых материалов, возбуждено 717 уголовных дел (816) [6].

В доход государства  поступило денежных средств и  товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств на сумму 82,98 млрд. руб. (84,2%), в том числе денежных средств – 65,1 млрд. руб. (110,4%).

Департаментом финансового  мониторинга направлено 1474 сообщения правоохранительным и контролирующим органам республики, подразделениям финансовой разведки иностранных государств о подозрительных финансовых операциях. По результатам отработки этой информации правоохранительными и контролирующими органами в бюджет республики взыскано, восстановлено, предотвращено выплат из бюджета, обращено в доход государства 16,4 млрд. руб.; возбуждено 218 уголовных дел.

Главными направлениями  в работе Комитета, как это и  предписано Конституцией Республики Беларусь, останутся контроль за выполнением  поручений Главы государства, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственной собственности, обеспечение экономической безопасности страны, профилактика и предупреждение правонарушений (рис. 2.3).

Рис. 2.3 - Число проверок контролирующих (надзорных) органов во втором полугодии 2011 года

Источник: [6]

 

Подходы к проведению контрольно-аналитических мероприятий, формы и методы контроля будут усовершенствованы. Это будет выражаться в проведении мероприятий, связанных с:

профилактикой правонарушений;

снижением контрольной  нагрузки на организации и предприятия;

уходом от мелкотемья к исследованию масштабных проблем  в экономике, нерешенность которых  приводит к значительному ущербу для государства в виде упущенной выгоды, имиджевых потерь, влияющих в целом на экономическую безопасность страны;

выявлением системных  нарушений законодательства и выработкой предложений по его совершенствованию;

совершенствованием методологии  финансового контроля, внедрением методов аудита эффективности на всех этапах разработки и реализацией в стране государственных, региональных и отраслевых программ, значимых инвестиционных и инновационных проектов.

Таким образом, Комитет государственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом. Систему органов Комитета государственного контроля образуют центральный аппарат Комитета государственного контроля, его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля. В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга и иные структурные подразделения. В 2010 году органами Комитета проведено 6553 проверки (в 2009 году – 6662). Взыскано, восстановлено в бюджет денежных средств на сумму 460,5 млрд. руб., или почти в 2 раза больше чем в 2009 году, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на 562,07 млрд. руб. (+12,1%). В первом полугодии 2011 г. наложено административных штрафов на сумму 98,2 млрд. руб. (69,9% к соответствующему периоду 2010 года). В бюджет взыскано 242,6 млрд. руб. (102,9%), сэкономлено, предотвращено выплат государственных средств в результате действий Комитета на сумму 151,7 млрд. руб. (рост в 2,3 раза), взыскано платежей иными контролирующими (судебными) органам по материалам Комитета на 8,5 млрд. руб. (рис. 2.2). По результатам проверок к административной ответственности привлечено 4569 правонарушителей (95,6%).

3. Финансовый контроль в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения

 

 

В настоящее время  в Беларуси единая методологическая база проведения финансового контроля не сформирована. Методическим обеспечением контрольно-ревизионной деятельности занимается практически каждый контролирующий орган, как правило, самостоятельно разрабатывая положения о проверках, методические указания и иные локальные нормативные правовые акты. Это отрицательно сказывается на эффективности контрольной деятельности, приводя порой к неоднозначным результатам проверок, проведенных на одном и том же объекте разными субъектами финансового контроля. На наш взгляд, в целях повышения качества, максимального уменьшения фактора субъективности при проведении контрольной работы необходимо привести ее составляющие в определенную, четкую систему.

Анализ нормативно-правовых актов показывает, что сегодня  отсутствует и унифицированный  подход к применению определенной технологии контроля. Более того, в пункте 36 Указа Президента от 16.10.2009 г. № 510 констатируется, что при проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет ее методы и способы [9]. Все это опять же может привести и зачастую приводит к ситуации, когда одна и та же проверка проводится по-разному и с противоположными результатами. Немаловажны также затраты времени и труда, которые уходят на организацию ревизий при отсутствии всесторонней объективности.

В таблице продемонстрированы этапы контрольной деятельности, которые пока законодательно не регулируются, и, соответственно, не документируются контролирующими органами.

В большинстве случаев  по результатам проверки составляется акт, свидетельствующий о выявленных нарушениях законодательства. В то же время в отечественной практике сегодня отсутствует документ, в котором бы фиксировались действия ревизора от момента вручения им проверяемому субъекту предписания на проверку до оформления ее итогов.

Основные этапы  контрольного процесса

Этап контрольного процесса

Регулирующий нормативный правовой акт

Документирование этапа

Планирование проверки

Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «0 совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (глава 4 -регламентирует порядок составления координационных планов проверок)

Координационный план контрольной (надзорной) деятельности в Беларуси

Подготовка

к проведению проверки

Решения районных исполнительных комитетов, а также локальные (внутренние) нормативные правовые акты контролирующих органов

Программа проверки

Проведение проверки

Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании  контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (глава 7 -определяет общие подходы к проведению проверки, при этом регламентация технологии проведения проверки не описана)

Документирование не предусмотрено

Оформление результатов проверки

Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной(надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (глава 8 -регулирует порядок составления акта (справки) проверки)

Акт (справка) проверки


Источник: [10, с. 38]

В результате случаются  ситуации, когда проверяющий в рамках законодательства использует вверенный ему инструментарий по собственному усмотрению. Что конкретно он применяет и каким способом - нигде не фиксируется. При этом в результате действий ревизора оформляется, как правило, акт проверки со значительным перечнем нарушений. Однако нормативные требования к механизму их установления отсутствуют. Резюмируя, смеем утверждать, что пока технологический процесс проверок остается вне диапазона белорусского законотворчества, что не способствует предупреждению вероятных финансовых нарушений.

На наш взгляд, во-первых, необходима комплексная и системная стандартизация финансового контроля. Во-вторых, — разработка и внедрение в деятельность проверяющих комплекса регламентов проверки — одного из ключевых составляющих элементов стандартизации. Регламенты проверки должны представлять собой специальные документы, устанавливающие совокупность и последовательность обязательных действий при проведении ревизии любым проверяющим.

Регламенты должны разрабатываться, исходя из конкретных целей проверки, и под каждый объект контроля (оплата труда, расчетные операции и т.д.).

Стандартизация на уровне отдельных органов — лишь частичное решение общего вопроса стандартизации. По нашему мнению, кроме внутренних документов, учитывающих специфику конкретных органов и их подразделений, необходима система общих стандартов для всех контрольных органов. При этом для каждого органа финансового контроля должна определяться степень совместимости общих стандартов с его полномочиями. Иными словами, каждый орган финансового контроля должен согласовать свою деятельность с общими стандартами [1].

На их основе предлагаем разработать ряд контрольных регламентов для органов финансового контроля в зависимости от их государственного уровня:

на макроуровне (республиканском) - регламенты проверок для служб вневедомственного (государственного) контроля. Регламенты вневедомственного контроля станут нормативными документами, в которых будут изложены единые требования к организации контрольной деятельности государственных органов контроля. Эти регламенты должны соответствовать правовому и организационному статусу того или иного контролирующего органа;

на мезоуровне (внутриведомственном) - регламенты проведения проверок с учетом требований республиканских регламентов. Регламенты внутриведомственного контроля соответственно будут использоваться в органах внутриведомственного контроля.

на микроуровне (в контрольно-ревизионных  отделах организаций) - регламенты проведения проверок конкретными субъектами хозяйствования. Регламенты внутреннего контроля будут регулировать работу подведомственных служб[10, с. 38].

Далее на основе регламентов проверок, регулирующих организационные аспекты контрольной деятельности органов финансового контроля, следует разработать пакет рабочих регламентов проверки. В них необходимо изложить технологическую сторону проведения ревизии каждого объекта контроля.

При разработке рабочих  регламентов проверки существенное значение имеет концепция их построения. Мы определяем регламент как пошаговый перечень контрольных процедур, обязательных для исполнения проверяющими по всем структурным пунктам документа, применительно к определенному объекту бухгалтерского учета, который подвергается проверке. Основные требования к регламентам проверок - целесообразность и эффективность, преемственность и согласованность, логическая последовательность, полнота и детализация, единство применяемой в них терминологии. Помимо текстового материала, регламент должен быть снабжен принципиальными схемами, алгоритмами, таблицами, рисунками и графиками. Цель графического материала -сокращение времени для методологического изучения регламента и повышение доступности его прикладного использования.

Предлагаем  следующую структуру рабочего регламента проверок.

Общие положения - с изложением необходимости регламента проверки, основных терминов и понятий, сферы пользования, а также описанием объекта регламентации;

цели  и задачи - с указанием взаимосвязи с другими регламентами;

основные  этапы проверки - общая схема проверки с выделением определенных элементов;

контрольные технологии - изложение принятых методик и технологических приемов при проведении проверки;

типичные  нарушения -перечисление наиболее распространенных нарушений, выявленных у двух и более субъектов одной или близкой сферы деятельности в процессе предыдущих проверок;

оформление  результатов - перечень документов, которые ревизор должен составить в соответствии с требованиями регламента проверки [10, с. 39].

Ранее упоминалось, что  отсутствие документа, регламентирующего технологический этап проверки, не способствует своевременному упреждению вероятных финансовых нарушений. По нашему мнению, разработка рабочих регламентов и придание им статуса нормативных документов призваны изменить ситуацию. При этом необходимо создать надлежащие условия для того, чтобы и проверяющие, и субъекты хозяйствования, а точнее бухгалтеры, которых проверяют, имели равные возможности для использования рабочих регламентов в своих интересах. При этом, конечно же, очень важно, чтобы все положения рабочих регламентов не допускали двоякого толкования, а были однозначны, просты и понятны. Разработка и внедрение таких правовых актов будут способствовать предупреждению и сокращению нарушений в хозяйственной деятельности. Об этом свидетельствует и международный опыт. Использование всеми субъектами финансового контроля в своей деятельности единых базовых принципов и основных процедур в развитых государствах повышает качество контрольных мероприятий. Они позволяют более полно охватывать финансовые операции, создают благоприятные условия для анализа результатов работы субъекта хозяйствования и оценки ее эффективности. А главное - становятся важным и действенным инструментом в борьбе с финансовыми нарушениями [14, с. 7].

В Беларуси, по примеру  наиболее развитых стран, также необходима системная стандартизация органов финансового контроля, ее внедрение в практическую деятельность специалистов контрольно-ревизионных служб и управлений министерств и ведомств, независимо от отраслевой принадлежности и географического положения. После принятия отечественных рабочих регламентов проведения проверок станут возможными:

  • унификация деятельности органов финансового контроля в целом и отдельных специалистов в частности;
  • повышение эффективности и результативности контроля, минимизация влияния субъективности при его проведении;
  • снижение трудоемкости контрольных процедур;
  • более действенное упреждение вероятных финансовых нарушений;
  • уменьшение зависимости результатов проверки от уровня компетенции, квалификации и профессиональных навыков отдельных специалистов;
  • более высокая степень согласованности в действиях различных контролирующих органов;
  • повышение правовой доказательности результатов проверок в ходе рассмотрения дел в хозяйственных судах.

Информация о работе Финансовый контроль в условиях рыночных отношений