Финансовый контроль в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания данной курсовой работы является изучение финансового контроля в условиях рыночных отношений. Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и цели финансового контроля, функции и задачи финансового контроля;
осветить классификацию финансового контроля;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь;
провести анализ контрольной деятельности в Республике Беларусь на примере Комитета государственного контроля;
изучить финансовый контроль в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Сущность и цели финансового контроля. Функции и задачи финансового контроля 6
1.2. Классификация финансового контроля 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь 17
2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 28
2.1. Структура Комитета государственного контроля Республики Беларусь 28
2.2. Анализ контрольной деятельности 30
3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

ГР - финансовый контроль в условиях рыночных отношений (курсов - финансы - 21.10.11)(2).doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

Задачи финансового  контроля постоянно уточняются и  видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства, обусловленным современным этапом социально-экономического развития страны.

Таким образом, финансовый контроль является достаточно сложным и многогранным организационным и экономико-правовым феноменом, призванным оптимальным образом обеспечить взаимодействие контролирующих органов и субъектов хозяйствования.

1.2. Классификация финансового контроля

 

 

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля.

1.  Государственный вневедомственный финансовый контроль, который проводится государственными органами специальной компетенции (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.

Следует отметить, что  в зарубежных странах важнейшим звеном государственного финансового контроля принято считать орган законодательной власти. При этом существуют различные специальные институты парламентского контроля, осуществляющие контроль за расходованием государственных средств: в США - Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса; в Великобритании - Национальное контрольно-ревизионное управление; в Австрии, Германии, Венгрии - Счетные палаты при бундестаге и парламенте. Кроме институтов парламентского контроля, в большинстве зарубежных стран действует система контроля по линии исполнительной власти (правительственный контроль), а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль) [4, с. 47].

2. Ведомственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Ведомственный финансовый контроль на территории Республики Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» (далее - Указ), Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения  ведомственный контроль - составная часть государственного контроля, осуществляемого республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

При Министерстве финансов Республики Беларусь создан Методологический совет по ведомственному контролю (далее - Методологический совет), который осуществляет свою деятельность на основании Положения о Методологическом совете по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь (утв. приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 186). Методологический совет является совещательно-консультативным органом по методологическим вопросам организации и осуществления ведомственного контроля в Республике Беларусь республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

3. Внутрихозяйственный финансовый контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерия, финансовый отдел и т.д.) и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и безхозяйственность. Внутрихозяйственный контроль способствует своевременному выявлению и устранению факторов, причин и условий, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. В настоящее время внутрихозяйственный контроль, как правило, осуществляется бухгалтерией как органом, обладающим оперативной информацией о состоянии и направлениях развития предприятия.

Правовой базой данного  вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. (в ред. Закона от 25 июня 2001 г.) «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон).

4. Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В странах с рыночной экономикой важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятий, организаций, учреждений, которая необходима собственникам, руководящему персоналу для определения стратегии развития и способов повышения эффективности их деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательства в различных сферах. В достоверной информации заинтересованы практически все субъекты хозяйствования в рамках их деловых взаимоотношений со своими контрагентами. В развитых государствах осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за предоставляемой государственными органами и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом.

Правовой основой независимого финансового контроля в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в ред. Закона от 18 декабря 2002 г.) (далее - Закон) «Об аудиторской деятельности». В соответствии со ст. 1 Закона аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договоров о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству[11, с. 151].

В зависимости от субъекта, осуществляющего проверку, аудит  может быть внешним и внутренним. Внешний аудит - проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами. Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта хозяйствования система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, а также финансовых документов на предмет их соответствия законодательству. Внутренний аудит осуществляется контрольно-ревизионными службами предприятия или специалистами соответствующих функциональных отделов и управлений, непосредственно подчиненных руководству субъекта хозяйствования.

В зависимости от порядка  назначения аудит может быть инициативным и обязательным.

Инициативный  аудит - это аудит, который проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников). Обязательный аудит - это внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

Вышеуказанные виды аудита в той или иной степени находят  свое отражение в законодательстве. Однако наука (в первую очередь - финансово-экономическая) более расширительно подходит к видовым характеристикам аудиторской деятельности.

В.А. Хмельницкий все  виды аудита рассматривает как первоначальные и согласованные. Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности. Это значительно увеличивает риск, трудоемкость проверки, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности субъекта, системе его внутреннего контроля и т.д. Согласованный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности. Результаты длительного сотрудничества с клиентом дают возможность проверяющим ориентироваться в специфике деятельности контролируемого субъекта хозяйствования, его положительных и отрицательных сторонах в организации бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля[19, с. 146].

Г.М. Пупко выделяет управленческий и общественный аудит. Управленческий (или производственный) аудит используется для проверок качества управленческой деятельности, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив его развития. Общественный аудит (проверка) предназначен для сбора и публикации обширной информации для широкой общественности. Такие проверки могут осуществляться по заданиям различных общественных организаций и фондов (охране окружающей среды, определению минимальной потребительской корзины и т.д.) [12, с. 83].

А.Д. Шеремет, В.П. Суйц по характеру проверки выделяют подтверждающий (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности); системно-ориентированный (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля); аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском).

В зависимости от волеизъявления субъектов финансовых правоотношений и требований законодательства выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный  контроль проводится в силу требований законодательства в установленные сроки. К нему относится, в частности, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций.

Инициативный  контроль самостоятельно определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

В зависимости от сферы  финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на бюджетный, налоговый, валютный, страховой и др.

1.3. Нормативно-правовое регулирование финансового контроля в Республике Беларусь

 

 

В соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510, в Министерстве финансов подготовлен приказ от 28.12.2009 г. № 334 «Об утверждении Порядка составления сводных планов проверок», где определены единые подходы при составлении таких планов в Минфине.

Сводные планы утверждает министр финансов. В них включаются проверки, которые проводят структурные подразделения Министерства финансов, его территориальные и местные финансовые органы, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». Работу по подготовке предложений в такие планы координирует Главное контрольно-ревизионное управление Минфина и Главные управления по областям и г. Минску.

При подготовке проекта  сводного плана проверок выбор объектов контролирующие (надзорные) (далее - контролирующие) органы Минфина осуществляют в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденными Указом № 510.

В компетенцию органов  Министерства финансов в сфере контроля за финансово-хозяйственной и лицензионной деятельностью входит проверка субъектов, отнесенных к высокой и средней степени риска.

Высокую группу риска в финансово-хозяйственном плане составляют субъекты, использующие бюджетные средства, в том числе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов или государственную поддержку, а также осуществляющие страховую, лотерейную деятельность, профессиональную на рынке ценных бумаг и не выполняющие в календарном году государственный заказ. Сюда же отнесены организация и проведение электронных интерактивных игр. В среднюю группу риска входит деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также аудиторская [3, с. 10].

В сфере лицензируемой деятельности к высокой группе риска относятся субъекты, замеченные в течение календарного года в нарушении требований и условий, влекущих аннулирование лицензии, к средней - в нарушениях, влекущих приостановление лицензии.

Информация о работе Финансовый контроль в условиях рыночных отношений