Финансовый рынок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования является изучение и анализ современного состояния финансового рынка Казахстана, определение значимости его для экономики государства и выявление основных проблем и перспектив развития.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
рассмотрение структуры и функций финансового рынка;
выявление основных направлений совершенствования финансового сектора докризисный период;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА………………………………………………………………………5
1.1 Экономическая сущность финансового рынка…………………………….5
1.2 Структура финансового рынка…………………………………………......9
1.3 Множество функций финансовых рынков…………………………….....14
2.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РК……………………...17
2.1 Анализ развития финансового рынка РК………………………………….17
Финансовый рынок Казахстана и инструменты его регулирования……27
Обращающиеся на финансовом рынке инструменты……………………30
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РК………………………………………………………………………33
3.1Проблемы финансового рынка РК…………………………………………..33
3.2Пути и решения проблем финансового рынка РК…………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..46
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РК 2013испр.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Система финансовых институтов состоит из банковских учреждений, страховых компаний, накопительных  пенсионных фондов и других финансовых институтов, созданных государством. В условиях рынка хозяйствующие субъекты и население сами определяют с какими институтами взаимодействовать.

На наш взгляд, основой, стержнем финансовой системы  являются финансы хозяйствующих субъектов и населения. Во время экономического кризиса значительно сократились финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и населения.  Это повлияло на финансовое положение всех финансовых институтов, в том числе банков второго уровня. В этих условиях государство в основном на основе налоговых и бюджетных систем стали поддерживать финансовое положение хозяйствующих субъектов и населения, оказывать финансовую помощь финансовым институтам, в том числе банкам второго уровня. При этом государством использованы различные экономические механизмы регулирования экономики.

Финансовая  помощь хозяйствующим субъектам  в основном была оказана путем  выделения средств из бюджета  на пополнение, увеличение уставных капиталов  акционерных обществ с участием государства, управляющих холдингов по различным направлениям и целевым назначениям. Акционерные общества, холдинги направляли эти средства фирмам через банки второго уровня или через дочерние организации, которые имели лицензию на кредитование.

В отдельных  государствах бюджетные средства выделялись крупным государственным банкам, которые направляли эти средства банкам второго уровня для кредитования реального сектора.

На практике были использованы механизмы прямого  финансирования и предоставления бюджетных  кредитов хозяйствующим субъектам.

Использование вышеуказанных механизмов и инструментов государственного регулирования в  определенной степени положительно повлияло на мировую экономику.

В Республике Казахстан  были использованы различные налогово-бюджетные  и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики. Своевременное принятие антикризисных мер и использование различных методов регулирования экономики привели к избежанию рецессии и росту валового внутреннего продукта в 2009 году на 1,2%. Рост экономики наблюдается в первом квартале 2010 года.

Главой государства  Н. Назарбаевым определены основные направления социально-экономического развития Казахстана до 2020 года. Рассматривая эти вопросы в своем послании к народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев указывает, что «для подготовки экономики к глобальному восстановлению и повышению её устойчивости к внешним вызовам предстоит решить триединую задачу: во-первых, существенно улучшить бизнес климат; во-вторых, обеспечить стабильное функционирование финансовой системы; в третьих, продолжить формирование надежной правовой среды».

Как видим, в  решении социально-экономических  задач государства Президент  РК Назарбаев Н.А. важную роль отводит  финансовой системе.

В условиях рынка  государство постоянно не может поддерживать за счет средств бюджета хозяйствующие субъекты и банки второго уровня.

В настоящее  время значительные бюджетные средства, выделенные из республиканского бюджета  на субъекты квазигосударственного  сектора, находятся на их счетах или  на депозитных счетах банков второго уровня. В результате возникает проблема своевременного получения бюджетных средств конечным пользователем, в частности объектами малого и среднего бизнеса или другими хозяйствующими субъектами, производящих товар или оказывающих услуги государству или населению. Это не обеспечивает достижения прямых и конечных результатов, предусмотренных в паспорте бюджетных программ и не способствует получению мультипликационных эффектов от использования бюджетных средств в финансовом году.

В связи с переходом на формирование бюджета на трехлетний период, ориентированного на конечные результаты, механизм использования и освоения бюджетных средств должен быть полностью увязан с процедурами бюджетирования. Механизм бюджетирования – совокупность методов управления бюджетными процессами, направленных на:

обеспечение полной гармонизации стратегического, среднесрочного экономического и бюджетного планирования;

внедрение методов  управления бюджетными средствами (планирование, исполнение и контроль), ориентированных на достижение конечных результатов;

обеспечение деятельности государственных органов на достижение стратегических целей и задач, получение  конкретных результатов;

внедрение трехлетнего  бюджетного планирования.

На наш взгляд, правильно указывает глава правительства К. Масимов, что «конечной целью новой бюджетной системы должно стать повышение эффективности бюджетных расходов».

Результаты  исполнения бюджета показывают, что  расходы республиканского бюджета  растут, а эффективность их снижается. В республике объем неосвоенных бюджетных средств увеличивается, дебиторская задолженность растут, неэффективно и нерационально используются целевые трансферты, выделенные из республиканского бюджета местным бюджетам. Доля трансфертов в доходах местных бюджетов республики в 2009 году составила 61,4%, а в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях – более 80%. Все это свидетельствуют, что об усиливающейся тенденции финансовой зависимости регионов от исполнения республиканского бюджета. Система межбюджетных отношений в республике не увеличивает налоговую базу местных бюджетов, а также в основном обеспечивает финансирование инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета.

В свою очередь, финансовые институты, холдинги, которые  получали бюджетные средства из республиканского бюджета, слабо реализуют инвестиционные проекты в регионах.  

В республике в  составе управляющих холдингов  функционируют отдельные банки  второго уровня, а также дочерние организации холдингов занимаются предоставлением кредитов, тем самым, расширяется сеть кредитных учреждений в республике. Это с одной стороны хорошо, но с другой стороны, могут возникнуть проблемные кредиты, так как они не специализированные организации по кредитованию. 

Финансовые  институты, в первую очередь банки второго уровня не особо заинтересованы поддерживать хозяйствующие субъекты, население. В связи с этим, целесообразно комплексно проработать вопрос о том, что финансовые институты, в том числе банки второго уровня в республике стали равноправными партнерами хозяйствующих субъектов. В последние годы эти проблемы стали исследоваться под руководством академика Сейткасимова Г.С, в частности в докторской диссертации Мусиной А. эти вопросы рассмотрены.

В мировой экономической  практике разработаны различные  подходы к решению проблемы конструктивного воздействия реального и финансового секторов экономики.

В республике разработана  Концепция развития финансового  сектора Республики Казахстан в  посткризисный период, где рассмотрены  вопросы мобилизации финансовых ресурсов в посткризисный период, надзора и регулирования финансового сектора, использования сложных финансовых инструментов, а также проблемы корпоративного управления и прозрачности деятельности финансовых организаций. При этом более конкретно определены работы по мобилизации финансовых ресурсов внутри страны в качестве основного источника финансирования инвестиционных проектов.

Депозиты населения  и юридических лиц в банках второго уровня будет оставаться основным источником фондирования финансового  сектора.

В Концепции достаточно подробно рассмотрены инструменты государственного заимствования. В связи с этим предлагается разработать стратегию управления активами и обязательствами государственного сектора в тесной взаимосвязи с задачами и мероприятиями по развитию и совершенствованию отдельных сегментов финансового рынка, включая рынок ценных бумаг и накопительную пенсионную систему.

Следует заметить, что в Концепции приведены  альтернативные источники привлечения  сбережений, в частности через  частные институты, как фонды недвижимости, хеджевые фонды и т.д.

На наш взгляд, в Концепции не достаточно рассмотрены  вопросы функционирования всех компонентов  финансовой системы, в частности  налоговой и бюджетной системы  и их влияние на формирование и  использование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и населения в условиях глобализации.

В республике введены  новые налоговые и бюджетные  кодексы, где предусмотрены налогово-бюджетные  инструменты регулирования экономики, поддержки реального и финансового  секторов экономики. В налоговом кодексе предусмотрен новый механизм возврата дебетового сальдо по налогам на добавленную стоимость для хозяйствующих субъектов внутри страны. Такая поддержка значительно пополнило бы на формирование и пополнение оборотных средств хозяйствующих субъектов и не были бы потери бюджета, если товары и услуги их были востребованными в рынке.

На приобретение финансовых активов, выделяются значительные бюджетные средства, однако оценка эффективности этих затрат на должном  уровне не производится. В результате определить эффективность бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета и из резерва Правительства Республики Казахстан на формирование уставного капитала вновь созданных акционерных обществ или на пополнение и увеличение уставного капитала действующих хозяйствующих субъектов, становится не реальным.

В свою очередь, в республике не увеличиваются дивиденды  на государственные пакеты акции, которые  должны поступать в республиканский  бюджет. Без оценки влияния вышеуказанных  инструментов на социально-экономическое развитие страны, определить эффективность функционирования финансовой системы в целом становиться затруднительным.

В настоящее  время отечественные ученые стали  комплексно изучать вопросы взаимодействия реального и финансового секторов экономики в качестве системы, состоящей из взаимосвязанных элементов. В диссертационной работе Жакыповой Ф.Н. исследованы эти проблемы и обоснованы отдельные интересные рекомендации и предложения в теоретическом и практическом аспекте. В частности, автор утверждает, что существует определенная диалектика взаимодействия реального и финансового секторов экономики на различных периодах формирования экономических отношений. При этом уровень взаимодействия реального и финансового секторов определяется соответствующими структурно-экономическими институциональными особенностями. Далее автором вводится понятие «финансовая конвергенция» - которая представляет собой совокупность многосторонних отношений между субъектами реального и финансового секторов, связанных с распределением и использованием денежных средств и предоставлением финансово-кредитных услуг. В работе основан механизм финансовой конвергенции.

Практическое  изучение методов финансовой конвергенции, на наш взгляд, способствовало бы разработать  конкретные новые инструменты предоставления банковских услуг хозяйствующим субъектам и населению.

Таким образом, оценка эффективности использования  всех элементов финансовой системы, в частности налоговой и бюджетной  системы и их влияния на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и населения, а также комплексное изучение взаимодействия реального и финансового секторов экономики, позволяет выработать конкретные практические рекомендации и предложения о функционировании финансовой системы республики в новом десятилетии.

В республике, на наш взгляд, целесообразно разработать  концепцию развития финансовой системы  Республики Казахстан на 2010-2020 годы с привлечением научных и практических работников, занимающихся отдельной  проблемой финансов, кредита и  банковской системы в республике.

 

3.2 Пути и решения проблем финансового рынка РК

 

Для усиления эффекта  благоприятных тенденций глобализации на все сегменты казахстанского финансового  рынка целесообразно задействовать  комплексный механизм, обеспечивающий, во-первых, синхронизацию позитивных факторов глобализации, а во-вторых, глубокую адаптацию этих факторов к специфическим условиям Казахстана, включая конкретные особенности в региональном и сегментивном разрезах. Действие комплексного механизма важно конкретизировать и трансформировать для каждого сегмента финансового рынка. На макроэкономическом уровне акцент делается на механизмы государственного регулирования, обеспечивающие использование позитивных факторов глобализации для повышения устойчивости финансового рынка, создания  и эффективного функционирования общенациональных резервных фондов и институтов развития и решения других стратегических задач устойчивого социально-экономического развития.

Данный комплекс мер, предлагаемых для развития финансового  рынка Казахстана и расширения взаимодействия его сегментов, включает следующие основные направления.

Первое направление  – меры по дальнейшему развитию инструментов финансового рынка  через:

  • установление зависимости норм резервирования от сроков депозитов (по аналогии с системой гарантирования вкладов), что позволило бы обеспечить соответствие уровня платежеспособности банка с уровнем его резервирования;
  • повышение ответственности финансовых институтов за содержание размещаемой рекламы в СМИ путем введения административных норм регулирования;
  • стимулирование финансовых институтов, устанавливающих инфляционную индексацию ставок вознаграждения по депозитам, прямыми и косвенными методами (ввести налоговые льготы на выплачиваемую банками разницу, снизить нормы резервирования, повышать рейтинг и т.д.);
  • сокращение срока блокирования добровольных и добровольно-профессиональных пенсионных инструментов в НПФ до 5 лет, предоставив возможность вкладчикам, достигшим 50-летнего возраста свободно управлять и использовать накопленные по данным инструментам средства;
  • предоставление возможности перевода добровольных накоплений из НПФ в инвестиционный фонд, после истечения 5-летнего периода их обслуживания в НПФ;
  • передачу функций по доставке выписок вкладчикам ГЦВП, обладающему широкой филиальной сетью;
  • разработку и внедрение специальной рейтинговой системы для банков, ориентированной на специфику вложений, осуществляемых НПФ в депозиты этих банков;
  • сокращение норм комиссионного вознаграждения ННПФ и создание за счет сэкономленных средств фондов пенсионных бонусов;
  • введение норматива достаточности капитала для НПФ с позиции покрываемости доходности НПФ. Данный показатель должен увязать доходность пенсионных активов с объемом собственного капитала НПФ;
  • внедрение коэффициента индексации пенсионных накоплений на каждый финансовый год за счет средств Национального фонда;
  • переход на расчет страховых резервов только актуарными методами;
  • создание перестраховочных компаний, выступающих как узкоспециали-зированные инвестиционные институты, имеющие страховую специфику;
  • создание Единой статистической базы данных по страхованию и Страхового бюро (по типу Кредитного бюро);
  • внесение изменений в Бюджетный Кодекс РК и разрешение местным органам власти и управления выпускать муниципальные ценные бумаги;
  • проведение систематической эмиссии ГЭЦБ и доведение его объемов до 10-15% объема денежной массы в стране, использование механизма хеджирования путем создания производных инструментов на базе ГЭЦБ;
  • разработку специальных механизмов вовлечения средств паевых инвестиционных фондов в финансирование инвестиционных проектов реального сектора экономики;
  • организацию мониторинга качества акций и паев, выпускаемых инвестиционными фондами;
  • создание на базе крупных инвестиционно-брокерских и управляющих компаний инвестиционного банка;
  • создание безналичной розничной платежной системы с применением микропроцессорных технологий;
  • использование разработанной экономико-математической модели взаимодействия сегментов финансового рынка для целей среднесрочного планирования.

Информация о работе Финансовый рынок РК