Финансовый рынок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования является изучение и анализ современного состояния финансового рынка Казахстана, определение значимости его для экономики государства и выявление основных проблем и перспектив развития.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
рассмотрение структуры и функций финансового рынка;
выявление основных направлений совершенствования финансового сектора докризисный период;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА………………………………………………………………………5
1.1 Экономическая сущность финансового рынка…………………………….5
1.2 Структура финансового рынка…………………………………………......9
1.3 Множество функций финансовых рынков…………………………….....14
2.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РК……………………...17
2.1 Анализ развития финансового рынка РК………………………………….17
Финансовый рынок Казахстана и инструменты его регулирования……27
Обращающиеся на финансовом рынке инструменты……………………30
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РК………………………………………………………………………33
3.1Проблемы финансового рынка РК…………………………………………..33
3.2Пути и решения проблем финансового рынка РК…………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..46
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РК 2013испр.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Второе направление  – меры  по совершенствованию  надзора финансового рынка и  финансовых организаций через:

смещение фокуса с формальной оценки количественных параметров финансового рынка Казахстана на глубокую профессиональную, качественную и своевременную диагностику;

перестройку процедур взаимодействия АФН РК и финансовых институтов и организаций, устранение формализма и ориентирование в регулировании  на финансовые продукты и услуги и  на выращивание клиентов;

реинжиниринг  надзорных процедур – их рационализация и оптимизация (оптимизация надзора над многофилиальными банками);

расширение  объема статистической информации, предоставляемой  как Агентством по статистике (информация по объему выпущенных и изъятых денег  из обращения), так и Агентством по финансовому надзору и Национальным банком РК (сведения по объему лизинговых, факторинговых и прочих прокредитных услуг);

осуществление денежно-кредитного регулирования  через ориентирование на параллельное таргетирование курса национальной валюты и инфляции как таковой, через позиционирование инфляции путем управления объемами денежных агрегатов, валютного курса при сочетании с динамичной эмиссионной политикой ГЭЦБ;

усиление контроля за состоянием маркет-мейкерских услуг  путем установления ограничений на изменение ценовой маржи по котируемым ценным бумагам;

установление  регулятивных рычагов вовлечения профессиональных участников в развитие фондового  образования;

повышение профессионализма и служебной ответственности  сотрудников надзорных органов страны.

Третье направление - повышение качества финансовых инструментов через:

обеспечение стабильности (финансовой устойчивости финансовых организаций, оптимального уровня рисков финансовых инструментов);

 проведение  грамотного бизнес- и финансового планирования;

 разработку  надежных и эффективных внутренних  процедур в соответствии с  принципами корпоративного управления, законодательством, правилами ведения  финансового бизнеса и обеспечение  профессионального риск-менеджмента;

поддержание уровня высокого доверия кредиторов и вкладчиков через взаимодействие как основных участников рынка, так и созданных на их основе СРО и АФН РК;

обеспечение «чистоты»  обращающихся финансовых инструментов – противодействие незаконным доходам;

создание достаточного спектра предлагаемых финансовых продуктов и услуг и обеспечение их высокого качества на уровне мировых стандартов;

содействие  развитию финансовой инфраструктуры: сети филиалов и представительств, применение современных технологий, использование развитых и совершенных расчетных систем;

транспарентность  и высокое качество отчетности на основе применения МСФО и обеспечение  высокого уровня её адаптивности для  более мобильного интегрирования с  мировым финансовым рынком;

формирование  достаточных финансовых возможностей через обеспечение высокого качества капитала финансовых организаций;

обеспечение гибкости и оперативности реагирования на меняющуюся экономическую обстановку, инновационность финансовых инструментов (как единение финансовых продуктов  и технологий и их продаж).

Четвертое направление - устранение барьеров и повышение доступности финансовых услуг через:

снижение «вменённых»  затрат банков при осуществлении  их деятельности или при проведении отдельных банковских операций и  т.п. (высокая стоимость ипотечного кредитования);

упрощение, оптимизация, ускорение и удешевление процедур банковских слияний и присоединений;

обеспечение информационной прозрачности клиентской среды, в том  числе через содействие развитию Кредитного бюро и создание бюро регистраций  залогов;

поддержка возникновения  весомых негосударственных рейтинговых  программ  как для оценки банков, так и для остальных участников финансового рынка.

Пятое направление  – меры по противодействию наступлению  финансового кризиса через:

внедрение предлагаемой модели индикаторов оценки волатильности финансового рынка к финансовым кризисам.

Учитывая сложившиеся  тенденции развития финансового  рынка Казахстана и полученные выводы, считаем, что в данных условиях приток иностранных инвесторов на казахстанский  рынок в лице UniCredito Italiano S.p.A и Kookmin Bank следует рассматривать только положительно, поскольку их деятельность будет способствовать выходу из кризиса всего сектора. В этой связи весьма существенно, чтобы оперативные действия регулирующего органа были направлены на использование позитивных сторон прихода на казахстанский рынок иностранных инвесторов с учетом соблюдения интересов и отечественных банков. Важно, чтобы привлечение иностранных инвесторов не стало центральным инструментом выхода из кризиса, который при отсутствии должного контроля может привести к главной потере – экономической безопасности.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовый  рынок Казахстана аккумулировал  подавляющую часть быстро растущих внутренних сбережений, достигших мирового уровня (62 - 65% ВВП). Для финансового рынка характерна специфичность форм взаимодействия (рыночное, по предписанию и кооперированное), которые в дополнение к этому обладают свойством высокой мобильности (одновременно присутствовать в определенном конкретном случае взаимодействия). Это обусловило возможность обозначения взаимодействия сегментов финансового рынка как «корпорированное взаимодействие», которое отличается динамичностью и алокальностью. Стремление снизить расходы на взаимодействие стало причиной образования международных финансовых центров. Именно поэтому создание РФЦА в Казахстане призвано изменить ситуацию с развитием взаимодействия сегментов финансового рынка.

Отмечена необходимость  дальнейшего развития финансовой теории в отношении изучения проблем  развития финансового рынка с признаками глобальной структуры. Исходя из анализа существующих теорий и трактовок «финансового рынка» дано его авторское суждение. В работе изложена концепция взаимодействия сегментов финансового рынка и классификация его структуры по инструментальному признаку на основе выдвижения идеи единства понятия «финансовый инструмент» для любого сегмента финансового рынка. Влияние глобализационных процессов и формирование мирового финансового рынка обусловили формирование особых десмо-инструментов. Понимание их сущности необходимо для эффективного управления рисками, контроля ценообразования, создания действенного (немультиплицирующего) регулирования и оценки уровня взаимодействия на финансовом рынке. Наличие сегментивной роли каждого из рынков, входящих в общую структуру финансового рынка, определило необходимость его классификации по ресурсному, ролевому и рыночному признаку. При этом классификация по ресурсному признаку - на ресурсообразующие, ресурсоразмещающие, ресурсообслуживающие выбрана в качестве основной для исследования. Логика проводимого исследования определила необходимость применения поэтапного комплексного подхода к изучению взаимодействия сегментов финансового рынка, предложено объединение показателей, получаемых в результате расчета их к величине ВВП, в группу показателей устойчивости развития.

Уточнена роль глобализации в развитии мирового сообщества и дано авторское определение  её содержания. Установлено, что влияние  глобализации ослабевает тогда, когда  процесс перемещения и перелива постепенно снижает скорость своего движения в результате освоения новых территорий и отношений. Этот процесс снова возобновляется, получая новые формы реализации, когда эффективность освоенных и отработанных ресурсов начинает снижаться и процесс перемещения получает новый импульс к расширению взаимодействий, к поиску более благоприятных условий.

Раскрыта ресурсообразующая  роль депозитного рынка в  структуре  финансового рынка Казахстана. Уровень  развития его инструментов определяет степень финансовой грамотности населения. Установлена тесная зависимость между уровнем развития рынка ценных бумаг и депозитным рынком. Основными характеристиками, определяющими его ресурсообразующую роль, обозначены: способность характеризовать связь финансового рынка и населения, значение инструментов государственного регулирования в стимулировании обращения депозитных инструментов; высокая чувствительность к конъюнктуре рынка. При отсутствии четкого определения в научной и учебной литературе понятия депозитный рынок в работе дано авторское изложение его сущности и обозначены регулятивная и информационная функции. В процессе обозначения принципов функционирования депозитного рынка было установлено, что гарантированность не является общерыночным принципом для инструментов данного рынка. Впервые была дана отличительная характеристика активных депозитных и пассивных кредитных инструментов.

Обозначены  принципы функционирования пенсионного  рынка: сохранность пенсионных накоплений, эффективность обращаемых на рынке  инструментов, инвестирование экономики страны, гласность и упорядоченность. Дано авторское определение понятия «пенсионный рынок». Руководствуясь положениями МСФО и казахстанского законодательства, впервые дано определение инструментам пенсионного рынка, сформулирована их особенность. Впервые представлена инструментальная и изложена авторская модель институциональной структуры пенсионного рынка по инвестиционному признаку.

Установлено, что обращение  инструментов страхового рынка способствует приобщению сугубо нефинансовых отношений к финансовым, а через функционирование Казахстанского Фонда гарантирования (страхования) вкладов физических лиц и Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов осуществляется содействие развитию депозитного и ипотечного рынков. Выявлены специфические особенности: нехарактерный возвратный механизм обращения страховых инструментов; инструменты перестрахования подобно фондовым представляют собой и способ аккумуляции и размещения денежных средств. Механизм ценообразования на страховые инструменты отличается зависимостью спроса и предложения от внешних факторов - страховой культуры и степени доверия к страховым институтам, и слабым стимулированием спроса со стороны предложения. Изложены инвестиционно-институциональная и инструментальная структуры рынка, авторское определение понятия «страховой рынок».

Ресурсоразмещающая  роль кредитного рынка обозначила аспекты  взаимодействия кредитного с денежным и депозитным рынком, в связи с  этим проведено четкое разграничение  по принадлежности тех или иных финансовых инструментов к плоскости определенного рынка. В частности, аргументировано отношение векселя к денежному рынку, возможность учета показателей государственного кредита при расчете емкости кредитного рынка. На основе анализа сущности, характерных черт, функций и принципов кредитного рынка впервые изложено разграничение понятий «кредитная система» и «кредитный рынок», дано авторское изложение его сущности. Построение институциональной и инвестиционной структуры кредитного рынка дало возможность сформировать четкую основу для расчета его емкости. Позиционирование принадлежности инструментов к кредитному рынку позволило изложить авторское видение его инструментальной структуры. Проведена классификация участников рынка по степени рыночности продаж кредитных инструментов и установлено, что тендерные условия по государственным кредитам выступают своеобразным рычагом ценообразования на данный вид кредитных инструментов.

Для Казахстана с момента обретения независимости  одним из важных направлений в  развитии стало формирование стабильной финансовой системы в условиях рыночной экономики и постепенной интеграции в мировую экономику. В условиях рыночной экономики наиболее актуальным становится развитие финансового рынка и деятельности финансовых организаций. Финансовые рынки и его профессиональные участники выполняют функции перелива временно свободных денежных средств и капитала, привлеченных средств внутренних и внешних инвесторов в приоритетные и высокодоходные отрасли экономики, способствуют интеграции государства в международные сообщества. Кроме того, такие важнейшие показатели, как законодательное регулирование, информационная открытость, дивидендная политика и другие также должны соответствовать общепринятым стандартам развития финансового рынка.

В целях дальнейшего развития финансового рынка особое внимание должно уделяться построению институциональной структуры, внедрению различных финансовых инструментов, получивших развитие за рубежом и отвечающим потребностям инвесторов, методологии анализа финансового рынка, выделению тенденций развития и направлений государственной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Закон РК "О  валютном регулировании" от 24.12.1996 г., Алматы: Саяхат, 2001.

2. Закон РК "О  вексельном обращении в Республике  Казахстан" от 28.04.1997г., Алматы: Саяхат, 2001.

3. Закон РК "О  пенсионном обеспечении в РК" от 20.06.1997г., Алматы: Саяхат, 2001.

4. Закон РК "О  страховой деятельности в РК" от 18.01.2000г., Алматы: Саяхат, 2001.

5. Закон РК "О  рынке ценных бумаг", Алматы: Санат, 2003.

6. Послание Президента  страны народу Казахстана "Казахстан  – 2030: Процветание, безопасность  и улучшение благосостояния всех  казахстанцев" ., Алматы, 2001, - // Казахстанская  правда, 1997, 11 октября, - С.8-9.

7. Послание Президента  Республики Казахстан народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" от 28 февраля 2007 года, - // Казахстанская правда, 2007, 1 марта, -С. 13-14.

8. Послание Президента  Республики Казахстан народу  Казахстана "Стратегия вхождения  Казахстана в число 50-ти наиболее  конкурентоспособных стран мира" от 2 марта 2006 года, - // Казахстанская правда, 2006, - 3 марта, - C. 3.

9. Постановление  Национального Банка "О принятии  Концепции либерализации валютного  режима", - // Транзитная экономика, 2002, - сентябрь

Информация о работе Финансовый рынок РК