Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа
Цель данного исследования является изучение и анализ современного состояния финансового рынка Казахстана, определение значимости его для экономики государства и выявление основных проблем и перспектив развития.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:
рассмотрение структуры и функций финансового рынка;
выявление основных направлений совершенствования финансового сектора докризисный период;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА………………………………………………………………………5
1.1 Экономическая сущность финансового рынка…………………………….5
1.2 Структура финансового рынка…………………………………………......9
1.3 Множество функций финансовых рынков…………………………….....14
2.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РК……………………...17
2.1 Анализ развития финансового рынка РК………………………………….17
Финансовый рынок Казахстана и инструменты его регулирования……27
Обращающиеся на финансовом рынке инструменты……………………30
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РК………………………………………………………………………33
3.1Проблемы финансового рынка РК…………………………………………..33
3.2Пути и решения проблем финансового рынка РК…………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Второе направление – меры по совершенствованию надзора финансового рынка и финансовых организаций через:
смещение фокуса с формальной оценки количественных параметров финансового рынка Казахстана на глубокую профессиональную, качественную и своевременную диагностику;
перестройку процедур взаимодействия АФН РК и финансовых институтов и организаций, устранение формализма и ориентирование в регулировании на финансовые продукты и услуги и на выращивание клиентов;
реинжиниринг надзорных процедур – их рационализация и оптимизация (оптимизация надзора над многофилиальными банками);
расширение объема статистической информации, предоставляемой как Агентством по статистике (информация по объему выпущенных и изъятых денег из обращения), так и Агентством по финансовому надзору и Национальным банком РК (сведения по объему лизинговых, факторинговых и прочих прокредитных услуг);
осуществление денежно-кредитного регулирования через ориентирование на параллельное таргетирование курса национальной валюты и инфляции как таковой, через позиционирование инфляции путем управления объемами денежных агрегатов, валютного курса при сочетании с динамичной эмиссионной политикой ГЭЦБ;
усиление контроля за состоянием маркет-мейкерских услуг путем установления ограничений на изменение ценовой маржи по котируемым ценным бумагам;
установление регулятивных рычагов вовлечения профессиональных участников в развитие фондового образования;
повышение профессионализма и служебной ответственности сотрудников надзорных органов страны.
Третье направление - повышение качества финансовых инструментов через:
обеспечение стабильности (финансовой устойчивости финансовых организаций, оптимального уровня рисков финансовых инструментов);
проведение грамотного бизнес- и финансового планирования;
разработку
надежных и эффективных
поддержание уровня высокого доверия кредиторов и вкладчиков через взаимодействие как основных участников рынка, так и созданных на их основе СРО и АФН РК;
обеспечение «чистоты» обращающихся финансовых инструментов – противодействие незаконным доходам;
создание достаточного спектра предлагаемых финансовых продуктов и услуг и обеспечение их высокого качества на уровне мировых стандартов;
содействие развитию финансовой инфраструктуры: сети филиалов и представительств, применение современных технологий, использование развитых и совершенных расчетных систем;
транспарентность и высокое качество отчетности на основе применения МСФО и обеспечение высокого уровня её адаптивности для более мобильного интегрирования с мировым финансовым рынком;
формирование достаточных финансовых возможностей через обеспечение высокого качества капитала финансовых организаций;
обеспечение гибкости и оперативности реагирования на меняющуюся экономическую обстановку, инновационность финансовых инструментов (как единение финансовых продуктов и технологий и их продаж).
Четвертое направление - устранение барьеров и повышение доступности финансовых услуг через:
снижение «вменённых» затрат банков при осуществлении их деятельности или при проведении отдельных банковских операций и т.п. (высокая стоимость ипотечного кредитования);
упрощение, оптимизация,
ускорение и удешевление
обеспечение информационной прозрачности клиентской среды, в том числе через содействие развитию Кредитного бюро и создание бюро регистраций залогов;
поддержка возникновения
весомых негосударственных
Пятое направление – меры по противодействию наступлению финансового кризиса через:
внедрение предлагаемой модели индикаторов оценки волатильности финансового рынка к финансовым кризисам.
Учитывая сложившиеся тенденции развития финансового рынка Казахстана и полученные выводы, считаем, что в данных условиях приток иностранных инвесторов на казахстанский рынок в лице UniCredito Italiano S.p.A и Kookmin Bank следует рассматривать только положительно, поскольку их деятельность будет способствовать выходу из кризиса всего сектора. В этой связи весьма существенно, чтобы оперативные действия регулирующего органа были направлены на использование позитивных сторон прихода на казахстанский рынок иностранных инвесторов с учетом соблюдения интересов и отечественных банков. Важно, чтобы привлечение иностранных инвесторов не стало центральным инструментом выхода из кризиса, который при отсутствии должного контроля может привести к главной потере – экономической безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый рынок Казахстана аккумулировал подавляющую часть быстро растущих внутренних сбережений, достигших мирового уровня (62 - 65% ВВП). Для финансового рынка характерна специфичность форм взаимодействия (рыночное, по предписанию и кооперированное), которые в дополнение к этому обладают свойством высокой мобильности (одновременно присутствовать в определенном конкретном случае взаимодействия). Это обусловило возможность обозначения взаимодействия сегментов финансового рынка как «корпорированное взаимодействие», которое отличается динамичностью и алокальностью. Стремление снизить расходы на взаимодействие стало причиной образования международных финансовых центров. Именно поэтому создание РФЦА в Казахстане призвано изменить ситуацию с развитием взаимодействия сегментов финансового рынка.
Отмечена необходимость дальнейшего развития финансовой теории в отношении изучения проблем развития финансового рынка с признаками глобальной структуры. Исходя из анализа существующих теорий и трактовок «финансового рынка» дано его авторское суждение. В работе изложена концепция взаимодействия сегментов финансового рынка и классификация его структуры по инструментальному признаку на основе выдвижения идеи единства понятия «финансовый инструмент» для любого сегмента финансового рынка. Влияние глобализационных процессов и формирование мирового финансового рынка обусловили формирование особых десмо-инструментов. Понимание их сущности необходимо для эффективного управления рисками, контроля ценообразования, создания действенного (немультиплицирующего) регулирования и оценки уровня взаимодействия на финансовом рынке. Наличие сегментивной роли каждого из рынков, входящих в общую структуру финансового рынка, определило необходимость его классификации по ресурсному, ролевому и рыночному признаку. При этом классификация по ресурсному признаку - на ресурсообразующие, ресурсоразмещающие, ресурсообслуживающие выбрана в качестве основной для исследования. Логика проводимого исследования определила необходимость применения поэтапного комплексного подхода к изучению взаимодействия сегментов финансового рынка, предложено объединение показателей, получаемых в результате расчета их к величине ВВП, в группу показателей устойчивости развития.
Уточнена роль глобализации в развитии мирового сообщества и дано авторское определение её содержания. Установлено, что влияние глобализации ослабевает тогда, когда процесс перемещения и перелива постепенно снижает скорость своего движения в результате освоения новых территорий и отношений. Этот процесс снова возобновляется, получая новые формы реализации, когда эффективность освоенных и отработанных ресурсов начинает снижаться и процесс перемещения получает новый импульс к расширению взаимодействий, к поиску более благоприятных условий.
Раскрыта ресурсообразующая роль депозитного рынка в структуре финансового рынка Казахстана. Уровень развития его инструментов определяет степень финансовой грамотности населения. Установлена тесная зависимость между уровнем развития рынка ценных бумаг и депозитным рынком. Основными характеристиками, определяющими его ресурсообразующую роль, обозначены: способность характеризовать связь финансового рынка и населения, значение инструментов государственного регулирования в стимулировании обращения депозитных инструментов; высокая чувствительность к конъюнктуре рынка. При отсутствии четкого определения в научной и учебной литературе понятия депозитный рынок в работе дано авторское изложение его сущности и обозначены регулятивная и информационная функции. В процессе обозначения принципов функционирования депозитного рынка было установлено, что гарантированность не является общерыночным принципом для инструментов данного рынка. Впервые была дана отличительная характеристика активных депозитных и пассивных кредитных инструментов.
Обозначены принципы функционирования пенсионного рынка: сохранность пенсионных накоплений, эффективность обращаемых на рынке инструментов, инвестирование экономики страны, гласность и упорядоченность. Дано авторское определение понятия «пенсионный рынок». Руководствуясь положениями МСФО и казахстанского законодательства, впервые дано определение инструментам пенсионного рынка, сформулирована их особенность. Впервые представлена инструментальная и изложена авторская модель институциональной структуры пенсионного рынка по инвестиционному признаку.
Установлено, что обращение
инструментов страхового рынка способствует
приобщению сугубо нефинансовых отношений к финансовым, а через функционирование
Казахстанского Фонда гарантирования
(страхования) вкладов физических лиц
и Казахстанского фонда гарантирования
ипотечных кредитов осуществляется содействие
развитию депозитного и ипотечного рынков.
Выявлены специфические особенности:
нехарактерный возвратный механизм обращения
страховых инструментов; инструменты
перестрахования подобно фондовым представляют
собой и способ аккумуляции и размещения
денежных средств. Механизм ценообразования
на страховые инструменты отличается
зависимостью спроса и предложения от
внешних факторов - страховой культуры
и степени доверия к страховым институтам,
и слабым стимулированием спроса со стороны
предложения. Изложены инвестиционно-
Ресурсоразмещающая роль кредитного рынка обозначила аспекты взаимодействия кредитного с денежным и депозитным рынком, в связи с этим проведено четкое разграничение по принадлежности тех или иных финансовых инструментов к плоскости определенного рынка. В частности, аргументировано отношение векселя к денежному рынку, возможность учета показателей государственного кредита при расчете емкости кредитного рынка. На основе анализа сущности, характерных черт, функций и принципов кредитного рынка впервые изложено разграничение понятий «кредитная система» и «кредитный рынок», дано авторское изложение его сущности. Построение институциональной и инвестиционной структуры кредитного рынка дало возможность сформировать четкую основу для расчета его емкости. Позиционирование принадлежности инструментов к кредитному рынку позволило изложить авторское видение его инструментальной структуры. Проведена классификация участников рынка по степени рыночности продаж кредитных инструментов и установлено, что тендерные условия по государственным кредитам выступают своеобразным рычагом ценообразования на данный вид кредитных инструментов.
Для Казахстана
с момента обретения
В целях дальнейшего развития финансового рынка особое внимание должно уделяться построению институциональной структуры, внедрению различных финансовых инструментов, получивших развитие за рубежом и отвечающим потребностям инвесторов, методологии анализа финансового рынка, выделению тенденций развития и направлений государственной поддержки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РК "О валютном регулировании" от 24.12.1996 г., Алматы: Саяхат, 2001.
2. Закон РК "О
вексельном обращении в
3. Закон РК "О пенсионном обеспечении в РК" от 20.06.1997г., Алматы: Саяхат, 2001.
4. Закон РК "О страховой деятельности в РК" от 18.01.2000г., Алматы: Саяхат, 2001.
5. Закон РК "О рынке ценных бумаг", Алматы: Санат, 2003.
6. Послание Президента
страны народу Казахстана "Казахстан
– 2030: Процветание, безопасность
и улучшение благосостояния
7. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" от 28 февраля 2007 года, - // Казахстанская правда, 2007, 1 марта, -С. 13-14.
8. Послание Президента
Республики Казахстан народу
Казахстана "Стратегия вхождения
Казахстана в число 50-ти
9. Постановление
Национального Банка "О