Финансовый рынок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:16, дипломная работа

Описание работы

Финансовые рынки и его профессиональные участники выполняют функции перелива временно свободных денежных средств и капитала, привлеченных средств внутренних и внешних инвесторов в приоритетные и высокодоходные отрасли экономики, способствуют интеграции государства в международные сообщество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
2.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Финансовый рынок Казахстана.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Однако, для дальнейшего развития фондового рынка Казахстана имеются  определенные проблемы и сложности. Текущее состояние фондового рынка Казахстана характеризуется в целом низкой ликвидностью вторичного рынка. Контрольные пакеты акций находятся в руках стратегических инвесторов, которые в основном не заинтересованы в продаже акций миноритарным акционерам.

Таким образом, в целях активизации  развития фондового рынка страны необходимо принять комплекс эффективных  и действенных мер.

Активизация выхода эмитентов на фондовый рынок является одним из факторов повышения ликвидности отечественного рынка ценных бумаг, что возможно посредством проведения определенной информационно-разъяснительной работы с акционерными обществами, а также дальнейшего размещения пакетов ценных бумаг, принадлежащих государству, среди широкого круга инвесторов.

Кроме того, будет проводиться дальнейшая работа по полноценному развитию Регионального финансового центра города Алматы.

С учетом реализации мероприятий по модернизации экономики с использованием 30-ти корпоративных лидеров страны необходимо предусмотреть внедрение  требования по их обязательному функционированию в форме at. пионерных обществ, а размещению ценных бумаг корпоративных лидеров на организованном фондовой рынке Республики Казахстан с возможным создание специального индекса для указанных компаний на торговой площадке.

Немаловажной мерой) развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг будет осуществяляться создание единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав собственности по ним, в результате чего будет установлен порядок учета ценных бумаг в системе ведения ценных бумаг аналогичной порядку, установленному дм системы учета номинальной держания, что в свою очередь позволит решить проблему! "карманными" регистратор! ми и будет способствовав повышению уровня прозрачности структуры собственников ценных бумаг, защиту прав инвесторов.

Распространение электронного документооборота необходимость вовлечена населения  регионов в деятельность на фондовом рынке требует дальнейшего 1 пользования 1Т-технологм процессе деятельности профессиональных участник рынка, например, в части; работы с клиентами было бы целесообразным внедрена приема электронных заявок на покупку-продажу ценны* бумаг с использованием электронной подписи или электронного ключа.

Существенным дополнением инфраструктуры рынка ценных бумаг явится появление первого казахского рейтингового агентства.

Все перечисленные меры необходимо внедрять с учетом наилучшего международного опыта и уровня развития отечественного финансового рынка.

В Казахстане создана нормативная  правовая база для функционирования накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, включающая вопросы регулирования их деятельности, в т.ч. путем пруденциального регулирования.

Со времени создания пенсионное законодательство неоднократно совершенствовалось, в т.ч. по вопросам прав граждан на пенсионное обеспечение, создания и деятельности накопительных пенсионных фондов и их регулирования, управления пенсионными активами.

На 1 сентября 2007 года пенсионные накопления вкладчиков (получателей) составили 1 086,4 млрд. тенге или с приростом за август текущего года на 17,4 млрд.тенге или 1,63%. При этом общее поступление пенсионных взносов, увеличившись за август на 18,0 млрд. тенге (2,23%), составило на 1 сентября 2007 года 824,2 млрд. тенге.

В целях дальнейшего совершенствования  системы регулирования и надзора  пенсионного сектора Агентством уделено особое внимание совершенствованию  показателей доходности для НПФ  и определению границ их ответственности; расширению перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов; внедрению международных стандартов деятельности накопительных пенсионных фондов; созданию стимулов для улучшения корпоративного управления.

В настоящее время Агентством совместно  с Министерством труда и другими  заинтересованными государственными органами разрабатывается законопроект, предусматривающий уплату пенсионных взносов за счет бюджетных средств женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, внедрение обязательных профессиональных взносов на опасных производствах, возможность самостоятельного выбора вкладчиком стратегии инвестирования пенсионных активов.

Агентство, придавая большое значение вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, повышению их образовательного уровня и повышению прозрачности деятельности финансовых организаций, в апреле т.г. запустило новый вариант своего сайта. Теперь на сайте Агентства размещаются сведения о выполнении банками второго уровня принятых на себя обязательств по исполнению мер по повышению прозрачности своей деятельности в рамках заключенных с Агентством Меморандумов, сведения о выполнении пруденциальных нормативов, сведения по классификации активов и условных обязательств, о собственном капитале, обязательствах и активах и др. Созданы такие разделы: Основы финансовой грамотности; Финансовый словарь.

Кроме того, в связи с наличием таких вопросов, как правильность определения банками второго  уровня размера начисленных вознаграждений по договорам займов и банковского  вклада, взимание банками завышенных ставок вознаграждения по кредитам и комиссий в оплату банковских услуг, установление дополнительных расходов для клиентов, не предусмотренных кредитной политикой банков, например, оплата непредвиденных расходов, открытие карт-счетов и т.д., а также изменения условий действующих договоров, ухудшающих права заемщиков (увеличение ставок вознаграждения) Агентством принята новая редакция Правил исчисления банками второго уровня ставок вознаграждения при распространении информации о величинах вознаграждения по финансовым услугам.

Дальнейшая деятельность Агентства  будет направлена на решение задач, обозначенных в соответствующих  программных документах по развитию секторов финансового рынка, на обеспечение  роста и поддержания высокого качества финансовых услуг, а также  прозрачность и стабильность финансового рынка.

В первую очередь, это будет, конечно, дальнейшее ужесточение мер по минимизации  рисков, связанных с внешним заимствованием. Необходимость этих мер, принимая во внимание последние события на международных  рынках капитала, как я полагаю, не вызывает сомнений со стороны банковского сообщества.

Позвольте, пользуясь случаем, поздравить всех работников финансовой сферы с  профессиональным праздником - Днем финансистов  и пожелать успехов, больших достижений в своей деятельности.

Развитие отечественного финансового  рынка в настоящий исторический период примечательно двумя особенностями, которые следуют одна из другой. Во-первых, развитие финансового рынка  носит амбивалентный характер, во-вторых, на отечественный рынок не распространяется логика второго закона диамата "перехода количественных изменений в качественные".

Амбивалентность развития финансового  сектора заключается в том, что  из года в год финансовый сектор в целом демонстрирует опережающие  темпы роста активов в сравнении с ростом экономики. С другой стороны, в абсолютном выражении растут обязательства субъектов финансового рынка, как перед нерезидентами, так и перед резидентами, растет сегмент кредитования, в его рамках активно развивается кредитование потребительское,которое, являя собой дело прибыльное, несет в себе сообразные риски. Вместе с тем, рост абсолютных показателей не сопровождается кардинальными качественными изменениями.

Данный обзор посвящен рассмотрению динамики основных количественных показателей  секторов финансового рынка.

Рынок банковских услуг.

В 2006 году банковский сектор Республики Казахстан развивался в условиях сохраняющихся темпов экономического роста, так по оперативным данным ВВП составил 9 738,8 млрд. тенге и  реальный рост составил 10,6%. В прошедшем году для банковского и в целом финансового сектора был характерен рост, опережающий темпы роста экономики в целом. Так, за 2006 год совокупные активы банковского сектора выросли на 96,5% и составили на 01.01.2007 года 8 872,0 млрд. тенге, превысив аналогичный прошлогодний показатель на 28,6 процентных пункта.

По состоянию на 1 января 2007 года основная доля активов банковского  сектора приходится на резидентов Казахстана - 75,5% от общего объема активов, и только 24,5% (26,5% на 1 января 2006 года) от общего объема активов размещено среди нерезидентов.

Вместе с ростом активов, выросли  и обязательства банковского  сектора. Так обязательства банковского  сектора составили 8 001,6 млрд. тенге, увеличившись на 96,4% и превысив аналогичный  показатель за 2005 год на 28,0 процентных пункта. При этом, отношение обязательств к активам в банковском секторе составило 90,2%, не изменившись по сравнению с 2005 годом.

Величина обязательств перед нерезидентами  составила 4 129,6 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2005 годом в 2 раза (99,8%). Преобладающую часть внешних обязательств банков составляют вклады дочерних организаций специального назначения (37,7% от внешних обязательств), которые увеличились за отчетный период на 80,6% и составили по состоянию на 01.01.2007 года 1 557,1 млрд. тенге. Также в структуре внешних обязательств 33,8% составляют займы, привлекаемые от международных финансовых организаций и банков, которые увеличились за отчетный период на 133,4% и составили по состоянию на 01.01.2007 года 1 397,8 млрд. тенге. Другим источником поступления заемных средств является эмиссия и размещение банками долговых ценных бумаг. Стоимость выпущенных в обращение ценных бумаг составила 5,8% от внешних обязательств, которые увеличились за отчетный период на 23,7 млрд. тенге и составили по состоянию на 01.01.2007 года 240,5 млрд. тенге.

Доля обязательств перед нерезидентами  в структуре совокупных обязательств составила 51,6%, увеличившись по сравнению  с аналогичным показателем 2005 года на 0,9 процентных пункта, и перед резидентами составила 48,4%.

Меры принятые Агентством Республики Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций (АФН) в целях  снижения краткосрочных обязательств и повышения валютной ликвидности  банковского сектора были в определенной степени эффективны. Так, относительные показатели краткосрочных обязательств банков перед нерезидентами снизились с 22,3% по состоянию на 01.04.2006 до 11,8% на 01.01.2007 года.

За 2006 год удельный вес стандартных  активов и условных обязательств уменьшился с 73,2% до 72,2%, сомнительных - увеличился с 25,5% до 26,9%, доля безнадежных активов и условных обязательств уменьшилась с 1,3% до 0,9%.

Вместе с тем рост ссудного портфеля банков увеличивает вероятность  рисков банков, что связано с расширением банковской деятельности путем предоставления кредитных услуг не только крупным и финансово-устойчивым предприятиям, но и менее кредитоспособным заемщикам, а также введением новых кредитных продуктов (ипотека, потребительское кредитование, кредитование малого и среднего бизнеса и т.д.). Это оказывает влияние на качество кредитного портфеля.

В структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов снизилась  на 5,6 процентных пункта и составила 52,6%, доля сомнительных кредитов увеличилась  с 39,6% до 45,8%, доля безнадежных кредитов уменьшилась С 2,2% до 1,6%.

Указанное ухудшение качества ссудного портфеля обусловлено тем, что в  структуре кредитования отраслей экономики  наиболее привлекательными остаются сферы  торговли и строительства. Торговля в совокупном ссудном портфеле банков остается наиболее кредитуемой, что объясняется высокой скоростью обращения средств. Так, оптовая торговля и торговля через комиссионных агентов по состоянию на 01*01.2007 года составляет 17,5% от общей суммы займов. В структуре данных кредитов доля сомнительных кредитов составляет 55,7%, а 1,4% являются безнадежными.

На кредитование строительной индустрии  приходится 19,6% ссудного портфеля. В  то же время наблюдается незначительное ухудшение качества ссудного портфеля банков по этой отрасли. Доля стандартных кредитов снизилась за год с 38,1% до 30,6%, произошло увеличение объема сомнительных кредитов с 59,0% до 67,5%, доля безнадежных кредитов снизилась с 2,9% до 1,8%.

Отношение суммы сформированных провизии по кредитам к сумме кредитного портфеля банков уменьшилось на отчетную дату по сравнению с началом года с 5,6% до 5,0%, что является признаком снижения уровня риска кредитного портфеля банков.

В номинальном выражении Сумма  фактически сформированных провизии на покрытие убытков по активам и условным и возможным обязательствам увеличилась на 72,8%,

Вклады физических лиц увеличились  на 73,3% или на 437,3 млрд.тенге в основном за счет увеличения остатков на счетах срочных вкладов на 76,6%. По текущим  и карт-счетам клиентов увеличение составило 58,4%, по вкладам до востребования - 55,3%.

В свою очередь вклады юридических  лиц увеличились на 91,1%, в том  числе срочные вклады - на 123,9% или  на 739,6 млрд. тенге, текущие и карт-счета  клиентов $ на 76,9%, сумма средств по вклады до востребования уменьшилась на 12,3%,

Темпы роста вкладов в национальной валюте за истекший год опережали  аналогичный показатель вкладов  в иностранной валюте. Так, рост вкладов  в тенге за 2006 год составил 110,3%, тогда как вклады в иностранной  валюте выросли на 73,0%. Это объясняется укреплением обменного курса тенге по отношению к доллару США.

Значительный рост обязательств сопровождается адекватным увеличением собственного капитала. Так, размер совокупного расчетного собственного капитала банков второго  уровня за истекший год увеличился на 99,8% и составил 1 168,6 млрд. тенге. При этом капитал первого уровня увеличился в 2,2 раза, а капитал второго уровня - на 78,1%.

Показатели адекватности собственного капитала банковского сектора по состоянию на 01.01.2007 года существенно не изменились и составили: к1 - 0,089 (при нормативе 0,06), к2 - 0, 149(при нормативе 0,12).

В течение 2006 года уровень ликвидности  банковской системы характеризовался как избыточный. Сводный коэффициент  текущей ликвидности составил на 01.01.2007 года 1,48 при минимальной норме для отдельного банка 0,3. Коэффициент краткосрочной ликвидности на 1 января 2007 года составил 1,18, при минимальной величине 0,5.

Информация о работе Финансовый рынок РК