Финансовый рынок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:16, дипломная работа

Описание работы

Финансовые рынки и его профессиональные участники выполняют функции перелива временно свободных денежных средств и капитала, привлеченных средств внутренних и внешних инвесторов в приоритетные и высокодоходные отрасли экономики, способствуют интеграции государства в международные сообщество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
2.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Финансовый рынок Казахстана.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Как известно, отечественный рынок  ценных бумаг характеризуется наиболее развитым сектором корпоративных облигаций, объем его оборотов в 2005 году составил 228,7 миллиарда тенге, в то время  как объем сектора акций был в размере 139,1 миллиарда тенге. Но следует отметить, что в2006 году ситуация на фондовом рынке поменялась и появилась тенденция роста объема оборотов казахстанского рынка акций. Так, согласно данным АО "Казахстанская фондовая биржа", (KASE), указанные обороты увеличились следующим образом: сектор корпоративных облигаций - на 151,6 миллиарда тенге (тренд +66,3%), сектор акций - на 371,9 миллиарда тенге (тренд +267,3%). Прирост индекса KASE_ Shares, определяющий состояние казахстанского рынка акций, по данным KASE, за период с 30 декабря 2005 года по 30 декабря 2006 года составил3,7 раза. Данную тенденцию можно объяснить частичным выводам АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" новых финансовых инструментов, акций таких национальных компаний, как АО "Казахтелеком" и АО "Разведка добыча "Казмунайгаз", а также значительным ростом цен акций казахстанских эмитентов (Приложение 3).

Кроме того, 19 февраля 2007 года был принят закон Республики Казахстан "О  внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов", который также должен будет способствовать дальнейшему развитию рынка акций. В результате принятия указанного закона закон Республики Казахстан "об акционерных обществах" был дополнен статьей 4-1, которая определяет статус "публичной компаний" и установленные к ней требования. Одним из критериев соответствия публичной компании является размещение простых акций среди акционеров, каждый из которых владеет не более чем пятью процентами простых акций общества от общего количества размещенных простых акций общества. При создании налоговых льгот для публичных компании казахстанские эмитенты будут заинтересованы в получении статуса "публичной компании" и будет привлекать миноритарных инвесторов. Учитывая, что в последнее время вопрос корпоративного управления во всем мире стоит особо остро, принятие закона, предусматривающего изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов, было более чем актуальным.

Возвращаясь к вопросу рынка  корпоративных облигаций, необходимо отметить появление нового финансового  инструмента - инфраструктурных облигаций, выпущенных под поручительство государства. 28 июля 2005 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) была произведена государственная регистрация первого выпуска облигаций АО "Досжан темир жолы (ДТЖ)". Выпуск был разделен на 30 000 000 купонных инфраструктурных облигаций номинальной стоимостью 1000тенге, которым был присвоен национальный идентификационный номер KZ2CKY23B672.

16 марта 2006 года был зарегистрирован  аналогичный выпуск 188 300 000 купонных  инфраструктурных облигаций АО "Батыс  транзит" номинальной стоимостью 100 тенге с национальным идентификационным номером KZ2CKY13B996.

Выпуск инфраструктурных облигаций  явился одной из предпосылок принятия закона Республики Казахстан "О секьюритизации" от 20 февраля 2006 года, который обеспечил  на законодательном уровне появление такого инструмента, как "секьюритизация активов". Секьюритизация активов создает условия для инвестирования или реинвестирования различных проектов через выпуск ценных бумаг. Кроме того, доходы, полученные специальной финансовой организацией по сделкам секьюритизации, не облагаются налогом. Однако, к сожалению данный инструмент не используется широко на отечественном фондовом рынке и с даты принятия закона по настоящее время сделки по секьюритизации не были заключены.

При этом хотелось бы отметить, что наблюдавшаяся в период с 2005года динамика увеличения активов инвестиционных фондов Казахстана (таблица 2)характеризует появления и обращение еще одного вида финансового инструмента - пая. Согласно подпункту 13 статьи 1 закона Республики Казахстан "Об инвестиционных фондах" пай - именная эмиссионная ценная бумага бездокументарной формы выпуска, подтверждающая долю ее собственника в паевом инвестиционном фонде, право на получение денег, полученных от реализации активов паевого инвестиционного фонда при прекращении его существования, а также иные права, связанные с особенностями деятельности паевых инвестиционных фонов.

Развитие и быстрый рост коллективных форм инвестирования за последние несколько  лет свидетельствует о повышении  интереса населения к рынку ценных бумаг, так паевые инвестиционные фонды являются связующим звеном между населением и фондовым рынком. По состоянию на 1 мая 2007 года АФН зарегистрировано 116 паевых фондов, в том числе 90 закрытых, 12 интервальных и 14 открытых.

Обзор мировых фондовых рынков показывают огромный потенциал казахстанского рынка ценных бумаг и его инструментов. Рассмотрев структуру оборотов KASE в 2006 году, можно сделать вывод, что в настоящее время используется лишь небольшая часть большого перечня финансовых инструментов. Обороты рынка государственных ценных бумаг составляют всего лишь 4% всей структуры KASE (Приложение 4).

Несмотря на то, что объемы торговли негосударственными ценными бумагами составляют небольшую долю в оборотах KASE, за 2007 год наблюдается впечатляющий рост цен на многие корпоративные ценные бумаги банка второго уровня, что послужило причиной значительного роста доходности некоторых отечественных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов. Принимая во внимание привлекательность для инвесторов ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками, создание, к примеру, индекс "Банковского сектора Республики Казахстана" могло бы стать еще одной ступенью развития казахстанского фондового рынка. Также может быть актуальным и вопрос создания индекса "голубых фишек" на основе зарубежного опыта (американский индекс Dow Jones, индекс Лондонской фондовой биржи FTSE -100, индекс фондового рынка Германии DAX). Более того, необходимо не забывать о том, что на мировых рынках применяется практика привлечения таких индексов в качестве предмета сделок с производными финансовыми инструментами, такая же практика применима и к нашему рынку.

Рост строительства инфраструктурных объектов в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау и другие городах Казахстана представляет хорошую возможность для выпуска муниципальных облигаций местными исполнительными органами таких городов, которые будут пользоваться спросом у накопительных пенсионных фондов.

В условиях глобализации мировых рынков капиталов отечественных компании используют возможность первичного размещения на иностранных фондовых рынках (IPO), но при этом, участники отечественного фондового рынка не проявляют достаточного интереса к таким инструментам, как производные финансовые инструменты (опционы, CFD, фьючерсы на индексы, котировки ценных бумаг, казахстанские депозитарные расписки), не в полном объеме используется валютный дилинг.

Таким образом, учитывая уверенные  темпы развития рынка ценных бумаг  Республики Казахстана, можно говорить о возможности использования  его потенциала в полной мере уже в ближайшем будущем, чему таже должна способствовать и специальная торговая площадка Регионального финансового центра города Алматы, созданная для привлечения иностранных эмитентов и инвесторов, оператором которого является KASE.

2.3 Анализ основных направлений  совершенствования финансового  сектора в докризисный период

Для Казахстана с момента обретения  независимости одним из важных направлений  в развитии стало формирование стабильной финансовой системы в условиях рыночной экономики и постепенной интеграции в мировую экономику. Важную роль в реформировании финансовой системы республики сыграло проведение слаженных комплексных мероприятий по совершенствованию всех секторов финансового рынка.

Основные перспективы развития финансового рынка РК обозначены в Концепции развития финансового сектора РК на 2007-2009 годы. Основная цель Концепции - определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой, основных направлений деятельности участников финансового рынка с учетом выхода на соответствие стандартам Евросоюза. Концепцией предусмотрено, что одной из приоритетных задач Национального Банка в ближайшие годы будет подготовка к переходу к инфляционному таргетированию и дальнейшая либерализация валютного режима. При этом полную либерализацию капитального счета планируется осуществить в 2007 году.

Эта концепция разработана в  целях определения: направлений  и подходов государственного регулирования  финансового сектора; приоритетных направлений развития финансового  сектора; необходимых мер по их реализации. Изложенные в рамках данной Концепции приоритеты государственной политики сформированы в соответствии со стратегической целью по вхождению Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года. В этом направлении важным аспектом является необходимость повышения конкурентоспособности финансовых организаций и финансового сектора Казахстана посредством формирования условий функционирования финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции.

Реализация в долгосрочной перспективе видения развития финансового сектора может быть обеспечена за счёт достижения отдельными сегментами финансового сектора лидирующих региональных позиций:

1) становление рынка ценных бумаг  Казахстана как наиболее ликвидного  и доступного рынка в СНГ и Центральной Азии;

2) становление в Казахстане наиболее  ликвидного валютного рынка по  основным видам валют;

3) становление казахстанских финансовых  институтов (банков, пенсионных фондов, страховых компаний и других  финансовых институтов) как крупнейших региональных финансовых организаций, способных обеспечить потребности региона СНГ и Центральной Азии в финансовых ресурсах, а также поддерживать и продвигать инвестиции и интересы казахстанских предприятий на региональные рынки.

Страховой рынок. Устойчивый рост экономики республики в последние годы и принятые государством меры по реформированию национальной страховой индустрии способствовали ускоренному развитию этой отрасли. Динамика основных показателей страхового рынка в течение нескольких лет характеризуется положительно. Тем не менее, в стране недостаточно развит рынок страхования жизни и иных видов накопительного и долгосрочного страхования. Остаётся актуальным вопрос расширения инвестиционных возможностей страховых организаций по страхованию жизни. Имеет место недостаточная капитализация страховых организаций, значительная часть собранных ими страховых премий передаётся по каналам перестрахования за рубеж. Кроме того, существует ряд проблем в системе обязательного страхования. Так, национальная система обязательного страхования сталкивается с рядом проблем, которые не позволяют в полной мере использовать весь её потенциал. К числу главных проблем, снижающих эффективность обязательного страхования, можно отнести: недостаточный уровень организации государственного контроля за соблюдением страхователями законодательства об обязательном страховании и несовершенство действующего законодательства; необходимость ограничения разработки отраслевых законов, содержащих нормы о применении обязательного страхования.

Основными целями и задачами развития страхового рынка в среднесрочной  перспективе являются:

1) разработка и реализация мер  по удовлетворению потребностей  в страховой защите граждан,  юридических лиц, государства  и аккумулирования долгосрочных  инвестиционных ресурсов для развития экономики государства;

2) развитие страховой жизни как  инструмента социальной защиты  населения;

3) совершенствование системы обязательного  страхования;

4) повышение доверия населения  к страховым организациям и  страховой культуры всех субъектов страховых отношений;

5) совершенствование страхового  надзора на основе наилучшей  международной практики.

Основные меры по достижению этих целей и задач являются следующие:

1. Повышение уровня прозрачности  деятельности страховых организаций  (осуществление консолидированного надзоре).

Действующим на данный момент законодательством  о консолидированном надзоре  предусмотрена возможность выявления  реального собственника финансовой организации, группы аффилиированных  лиц, определяющих решения финансовой организации, проведена унификация страхового и пенсионного законодательства с банковским в части выявления акционеров финансовой организации, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые финансовой организацией. Наиболее крупные страховые организации, несущие системные риски, относятся к банковским конгломератам, и их регулирование на консолидированной основе осуществляется через банковский конгломерат. Вместе с тем к 24 страховым организациям, не относящимся к банковскому конгломерату, мало применима возможность осуществления пруденциального регулирования на консолидированной основе. Это в большей степени объясняется тем, что среди них практически нет группы юридических лиц, образующих финансовый конгломерат. Таким образом, следующим этапом в данном направлении будет являться осуществление пруденциального регулирования на консолидированной основе для данных страховых организаций и групп, образованных ими.

2. Повышение эффективности системы  обязательного страхования.

В настоящее время в Казахстане система обязательного страхования в целом уже сформирована. Введённые виды обязательного страхования охватывают страховой защитой широкий круг субъектов от различных рисков, в том числе финансовых, социальных, экологических, природных, техногенных и пр. вместе с тем национальная система обязательного страхования сталкивается с рядом проблем, которые не позволяют в полной мере использовать весь её потенциал.

В целях более чёткой организации  и функционирования системы обязательного  страхования будет проведён ряд мер по: определению условия для получения лицензии на право осуществления страховыми организациями деятельности по обязательным видам страхования; продолжению работы по совершенствованию форм финансовой отчётности; принятию мер со стороны Правительства по организации системы государственного контроля за соблюдением страхователями законодательства об обязательном страховании. Одновременно с этим необходимо предпринять меры по совершенствованию законодательства по обязательному страхованию.

В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперёд в своём развитии" была разработана Транспортная стратегия РК до 2015 года, основными целями которой являются дальнейшее развитие транспортно-коммуникационного комплекса, а также интеграция транспортной системы Казахстана с мировой транспортной системой. Данная стратегия направлена на обеспечение растущих торговых связей между странами с созданием выгодных, надёжных и доступных транзитных маршрутов, в частности охватывающих такие страны, как Китай и Россия.

Информация о работе Финансовый рынок РК