Финансовый рынок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:16, дипломная работа

Описание работы

Финансовые рынки и его профессиональные участники выполняют функции перелива временно свободных денежных средств и капитала, привлеченных средств внутренних и внешних инвесторов в приоритетные и высокодоходные отрасли экономики, способствуют интеграции государства в международные сообщество.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
2.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Финансовый рынок Казахстана.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Рынок ценных бумаг. Текущее состояние  фондового рынка Казахстана характеризуется  неразвитостью рынка акций. Около трети наименований акций официального списка недоступны на рынке. Среди них - ценные бумаги крупнейших компаний, которые являются ведущими в казахстанской экономике. Отраслевая структура оборота ценных бумаг не отвечает структуре официального списка Казахстанской фондовой биржи. Доля вторичного рынка акций в общем обороте фондовой биржи незначительна и продолжает снижаться. Главной проблемой является преобладание договорных сделок. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Казахстанская фондовая биржа предпринимают меры по борьбе с прямыми сделками, но их доля в объёмном и количественном выражении остаётся высокой.

В настоящее время наблюдается  острый дефицит инвестиционно-привлекательных  инструментов РЦБ, который обусловлен постоянным ростом инвестиционного потенциала внутренних институциональных инвесторов. Одним из способов расширения спектра ликвидных инструментов является активизация рынка ГЦБ. За последние три года биржевой оборот по ГЦБ снизился на 67,2%.

Министерство экономики и бюджетного планирования РК считает, что Правительству РК необходимо сокращать объёмы внешнего заимствования, увеличивая объёмы внутренних займов, так как сейчас внешний долг правительства составляет 75,8% от общего объёма правительственного долга.

Развитие рынка государственных  ценных бумаг (ГЦБ) по мнению разработчиков  Концепции развития финансового  сектора Казахстана, будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Стратегия выпусков и управление  долгом ГЦБ.

Согласно Концепции формирования и использования средств Национального фонда на среднесрочную перспективу политика правительственного заимствования будет ориентирована на достижение 50-70-процентного соотношения правительственного долга с учётом гарантированного долга к рыночной стоимости активов Национального фонда. При этом для развития финансового рынка будет осуществляться выпуск ГЦБ на стабильном уровне по первоначально запланированному объёму и графику вне зависимости от складывающегося фактического исполнения бюджета. В целях реализации поставленной задачи по построению кривой доходности по ГЦБ предполагается предусмотреть мероприятия по снижению искусственного спроса на ГЦБ на рынке ценных бумаг. Кроме того, следует исключать обязательные требования по приобретению ГЦБ как организациями с государственным участием, так и иными участниками рынка, включая накопительные пенсионные фонды. При этом исключение указанных требований должно осуществляться поэтапно по мере появления на рынке альтернативных финансовых инструментов.

Рынок, связанный с определением стратегии государственного финансирования, является существенной опорой для поддержания развития отечественного рынка ценных бумаг. Такая стратегия включает строгое соблюдение принципов оживлённого рынка; это принципы доступности и прозрачности, а также привлечение обязательств для финансирования инвестиционных проектов через рынок ценных бумаг и активное инвестирование в развитие приоритетных инфраструктур путём привлечения средств на фондовом рынке. Государство будет усовершенствовать и обеспечивать в рамках принципов доступности и прозрачности высокое качество информации о структуре долга, необходимом финансировании в инвестиционные проекты и стратегиях управления долгом для участников рынка и общества в целом.

В целях развития финансового сектора на среднесрочный период будет уделено особое внимание четырём фундаментальным сферам, которые будут способствовать развитию РЦБ, таким как: информационная прозрачность инфраструктуры; прозрачность и надёжность финансовых организаций; диверсификация инвестиционного портфеля пенсионных фондов и либерализация процентных ставок; усовершенствование информационной базы.

Кроме того, будет осуществлено поэтапное  введение ГЦБ с более длинными сроками обращения; также будут  приняты меры по развитию альтернативных инструментов на рынке долговых инструментов, в особенности инфраструктурных облигаций, для обеспечения потребностей пенсионных фондов и других участников фондового рынка.

2. Установление соответствующего  бэнчмарка и построение реалистичной кривой доходности на рынке ГЦБ.

Предполагается осуществлять поэтапное  введение ГЦБ с более длинными сроками обращения. При этом для  построения кривой доходности предполагается осуществлять выпуски ГЦБ со сроками  обращения от одного месяца и выше.

Для развития фондового рынка большую роль играет развитие рынка акций. По свидетельству мирового опыта необходимыми условиями для успешного развития долевого рынка являются обеспечение неукоснительного соблюдения защиты прав акционеров, соблюдение строгих стандартов отчётности, наличие низкого уровня коррупции, массовость розничных инвесторов на рынке акций. Поэтому в целях развития рынка акций предполагается проведение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию режима раскрытия информации, в полной мере соответствующей интересам и потребностям инвесторов, путём совершенствования корпоративного законодательства РК, внедрения международных стандартов финансовой отчётности (МСФО); создание действенного корпоративного законодательства в области корпоративного управления.

Одной из основных задач казахстанского рынка ценных бумаг является расширение спектра предлагаемых финансовых инструментов в целях увеличения возможностей для инвестирования. Приоритетными  направлениями для решения данного  вопроса будут:

- дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг, в том числе рассмотрение возможности осуществления правительственного заимствования на стабильном уровне для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке, а также построение реалистичной кривой доходности по всему спектру финансовых инструментов на внутреннем финансовом рынке республики;

- совершенствование законодательства  о выпуске и обращении ценных  бумаг под государственные гарантии  и поручительства государства  в части реализации механизмов использования указанных поручительств и гарантий;

- развитие механизмов государственно-частного  партнёрства путём выпуска облигаций  с гарантией государства;

- принятие эффективных мер по  развитию рынка производных финансовых  инструментов, планируется дальнейшее совершенствование законодательства и устранение законодательных норм, препятствующих развитию рынка деривативов. Важным звеном создания активного рынка деривативов является формирование в Казахстане ликвидного рынка долгосрочных и краткосрочных государственных ценных бумаг.

С развитием рынка ценных бумаг  всё большую значимость приобретает  наличие развитой инфраструктуры. В  связи с чем необходимо проводить  работу по дальнейшему совершенствованию  инфраструктуры рынка ценных бумаг. Особое внимание должно быть уделено совершенствованию технической инфраструктуры, в частности в связи с функционированием Регионального финансового центра города Алматы необходима организация специальной торговой площадкой финансового центра на торговой площадке фондовой биржи, функционирующей на территории города Алматы. В связи с чем необходимо проводить работу по адаптации торговой системы казахстанской фондовой бирже в соответствии со спецификой деятельности регионального финансового центра, а именно: обращение ценных бумаг иностранных эмитентов, а также допуск к торгам иностранных брокеров-дилеров потребует рассмотреть возможность заключения сделок в торговой системе с использованием клиринговых систем. В деятельности центрального депозитария также необходимо проводить работу по приведению его программного обеспечения в соответствии с возможностями торговой системы Казахстанской фондовой биржи.

Важным вопросом в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг также будет  являться создание единой базы учёта  прав по ценным бумаги, а также учёта перехода прав собственности по ним, реализация которой благоприятно отразиться на снижении рисков, возникающих в процессе регистрации прав на ценные бумаги, и способствовать повышению уровня прозрачности структуры собственников ценных бумаг, защита прав инвесторов.

В целях совершенствования вопросов управления рисками на РЦБ предполагается совершенствование пруденциального  регулирования деятельности профессиональных участников РЦБ в соответствии с  международными стандартами пруденциального  регулирования, ориентированными на надзор за риском и внедрение у них системы управления рисками. Основной целью системы управления рисками должно являться определение возможности принятия тех или иных рисков и установлении подходов для их измерения и управления.

Ещё одним направлением в развитии фондового рынка является развитие производных ценных бумаг. Как показывает международный опыт, уровень развития финансового сектора адекватен  степени ликвидности фондового  рынка и развития рынка производных  финансовых инструментов. Построение реалистичной кривой доходности на ГЦБ должно стать основой развития рынка производных финансовых инструментов. Необходимо отметить, что на текущий момент задача по определению понятия производных финансовых инструментов, порядка их обращения и налогообложения, поставленная действующей Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан, не решена. Возможно, этот факт, а также отсутствие маркетмейкеров, готовых поддерживать большие объёмы сделок, во многом объясняют неразвитость рынка производных финансовых инструментов. Первым шагом по развитию рынка производных финансовых инструментов станет выступление Национального Банка в качестве основного маркетмейкера на межбанковском валютном рынке, что должно стимулировать других участников рынка и способствовать возникновению более сложных производных инструментов (опционов). Необходимыми мерами будут являться:

- определение понятия производных  финансовых инструментов, порядка  их обращения и налогообложения  путём внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан (Гражданский кодекс, налоговый кодекс, Закон о рынке ценных бумаг);

- построение кривой доходности  по государственным ценным бумагам  до 1 года;

- осуществление на межбанковском  валютном рынке котирования срочных контрактов сроком на 1 месяц с перспективой их котирования в дальнейшем по всей кривой доходности сроком до одного года.

Осуществление необходимых мероприятий  в обозначенных выше направлениях Концепции  позволит значительно повысить уровень  развития отечественного финансового сектора и его конкурентоспособность, что в свою очередь позитивно скажется на развитии экономики республики в целом. Основой эффективного развития финансового рынка является качественное государственное регулирование, обеспечивающее функционирование финансовых организаций по разумным правилам в условиях экономического роста.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО  ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

3.1 Состояние финансового рынка  Казахстана в предкризисный период

Состояние казахстанской экономики  на вид ничуть не претерпело изменении. Вместе с тем влияние мирового финансового кризиса на Казахстан  ощущают практически все субъекты бизнеса, не говоря уже о коммерческих банках и отечественных строительных компаниях. Надо отдать должное, государство сейчас дозированию занимается рефинансированием экономики, заменив на время функции банков, кредитующих казахстанские предприятия. О том, какие меры предпринимает правительство в стабилизации финансовой системы, рассказывает вице министр финансов РК Даулет Ергожин.

В мировой практике активацию государства  в прямом финансировании экономики  за счет госрезервов принято считать  как один из стабилизационных инструментов. Оказавшись на передней линии фронта, именуемой мировой финансовый кризис, казахстанские банки в условиях закрытия традиционных рынков капитала вынуждены были резко снизить свою кредитную деятельность, сконцентрироваться на обязательствах перед иностранными заемщиками. Банки, будучи лидерами роста, стали не просто слабым звеном в возникшей ситуации, а ключевым звеном, потеря которого приводит к стагнации большей части экономики.

Кто-то должен быть играть роль кредиторов. Альтернативные финансовые институты, ориентированные на внутренние источники инвестиции, едва начали развиваться. Однозначно, функции финансового стимулятора отечественного производства должно было исполнять государство, и оно это сделало.

-- Нельзя было позволить оставаться  банкам один на один с их  проблемами, которые, по сути, являются и общими проблемами. Поэтому оперативным решением правительства было поддержать наши банки и в целом банковскую систему. - говорит Даулет Ергожин - Мы сделали порядка шести макросценариев развития экономики в зависимости от ситуации на внешнем и внутреннем рынках. По нашим расчетам вышло, что для обеспечения роста экономики как минимум на уровне 5--7% нужно об свою банковскую систему от кризисных явлений и новых потрясений. Поэтому решением этой проблемы Постановление Правительства, принятое в декабре -года "О плане первичных действий по обеспечению экономической стабильности в стране". В следствии с ним, было предусмотрено порядка S2 млрд., та часть которых была отдана ФУР "Казына" и часть -- Казахстанской ипотечной компании и кредитов. - объясняет вице министр финансов.

Схема была простая: государством выделялись деньги госхолдингу "Казына", который  в свою очередь размешал их на депозитах  коммерческих банков. Финансирование? незавершенных строительных объектов также разделяют Строительные компании (около 5%). коммерческие банки (15%) и "Казына" через размещение средств на депозитах.

Информация о работе Финансовый рынок РК