Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:56, реферат
Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время на финансовом рынке Российской Федерации появляются новые инструменты, но отсутствуют методы и методологии работы. Необходимо также отметить, что ситуация на финансовом рынке остается не стабильной.
Целью данной работы является полноценное раскрытие такого понятия, как «финансовый рынок», а в частности его сегментов, одним из которых является рынок государственных ценных бумаг.
Организации, население, органы государственной власти и местного самоуправления могут преследовать разные цели при осуществлении инвестиций на финансовом рынке, а также иметь разные по срокам возможности размещения временно свободных денежных средств. Например, целью коммерческой организации может быть сохранение уровня оборачиваемости оборотных средств и получение внереализационной прибыли, когда она на короткий срок размещает средств на банковском депозите, стратегические задачи расширения участия организации на рынке, ее проникновение в смежные отрасли деятельности требуют долгосрочных вложений. Краткосрочные финансовые активы или обязательства (как правило, до года) связывают с денежным рынком, долгосрочные - с рынком капиталов или фондовом рынком. Основные инструменты денежного рынка - чеки, векселя, складские расписки, валютные сделки, краткосрочные кредиты и займы. Инструменты рынка капиталов - акции, облигации, долгосрочные кредиты.
Организация торговли финансовыми инструментами может предусматривать сосредоточение большого числа покупателей и продавцов на одной торговой площадке - в форме фондовых, валютных бирж, организованных рынков межбанковских кредитов (биржевой рынок). Большое сосредоточение продавцов и покупателей на одной торговой площадке обеспечивает относительно объективное определение стоимости финансового инструмента, котирующегося на бирже, этим определяется информационное значение биржевой торговли, и финансового рынка в целом. Показатели торговли финансовыми инструментами дают возможность оценить настроение потенциальных инвесторов, их инвестиционные и потребительские ожидания, показатели организованной торговли финансовыми инструментами являются ориентиром для заключения сделок вне биржи, в том числе нефинансового характера. Вот почему большое значение имеют индексы фондовых бирж, курсы валютных бирж и показатели рынка межбанковских кредитов.
Правила торговли на биржах предусматривают определенные критерии допуска тех или иных эмитентов и их инструментов к биржевым торгам (на фондовой бирже это носит название процедуры листинга). Фондовые биржи во многих странах – институты, имеющие свою терминологию, обычаи, символы, сложившиеся столетиями, постепенно их заменяют электронные биржи, участники сделок на таких биржах могут находиться в удаленных местах, но через терминальную связь покупать или продавать финансовые активы. Ценные бумаги, не допущенные к котировке на бирже, также как и котирующиеся на бирже, могут быть объектом внебиржевой торговли, вне биржи происходит огромное количество валютных сделок.
Финансовый рынок предполагает заключение сделок без участия финансовых посредников (первичный рынок). Вместе с тем финансовые инструменты, свободно обращающиеся на рынке, могут многократно покупаться и продаваться, как правило, с участием посредников, такой рынок называется вторичным. Законодательством могут быть предусмотрены случаи, когда ценные бумаги на вторичный рынок не поступают, например, при эмиссии акций закрытыми акционерными обществами или облигаций нерыночных займов органами государственной власти и местного самоуправления.
На финансовом рынке возможны кассовые операции (операции-спот), предполагающие реализацию сделки почти что сразу же после ее заключения, или срочные (предусматривают исполнение сделки через определенный отрезок времени). Основные инструменты срочных сделок - ценные бумаги, производные от акций и облигаций (опционы на покупку или продажу), фьючерсные контракты. Срочные сделки - это один из инструментов «игры» на изменении курсов финансовых инструментов (биржевых спекуляций). Это также инструмент хеджирования (страхования от возможного нежелательного изменения рыночного курса финансового актива), например, при заключении импортной сделки субъект хозяйствования, опасаясь резкого увеличение курса иностранной валюты через месяц, когда необходимо покупать валюту для исполнения контракта, заключает срочную сделку на покупку иностранной валюты, фиксируя цены (ниже той, которой он опасается).
Характеристика отдельных элементов финансового рынка дает нам возможность показать его положительные стороны как механизма формирования и использования финансовых ресурсов:
ускорение оборачиваемости денежных средств;
возможность привлечения дополнительных источников формирования финансовых ресурсов;
возможность получения дополнительных доходов от изменения курсовой стоимости финансовых активов;
возможность страхования от резких колебаний стоимости финансовых активов;
информационное значение.
Но возможны и отрицательные последствия функционирования финансового рынка. Так, ускорение оборачиваемости денежных средств в экономике при постоянном объеме товарной и денежной массы может привести к росту цен, возможность получения высоких доходов по спекулятивным операциям может спровоцировать отток финансовых ресурсов из реального сектора экономики. Кроме того, национальные финансовые рынки входят в систему мирового финансового рынка, и чем больше степень интеграции страны в мировой финансовый рынок, тем больше вероятность «экспорта» кризисных явлений из других стран. Для финансового рынка в целом характерна дилемма между риском вложений и уровнем доходности от вложений: чем выше ожидаемые доходы, тем выше риск вложений на финансовом рынке.
Важным элементом принятия решений финансовым менеджером является изучение финансовой среды, закономерностей и правил функционирования рынков, на которых он работает. В рыночной экономике можно выделить 5 агрегатных рынков: рынок средств производства, предметов потребления, рабочей силы, недвижимости (земля и природные ресурсы) и финансовый рынок.
На финансовом рынке происходят операции обмена между субъектами рынка, которые желают занять деньги, и субъектами, располагающими излишками денежных средств.
Обмен средствами происходит через создание финансовых активов, которые приносят их владельцу (кредитору) денежные потоки, а заемщик - эмитент активов - увеличивает при этом финансовые обязательства. Эмитент инвестирует денежные средства в предпринимательскую деятельность с целью получения в будущем дохода и увеличения капитала.
Финансовый рынок – это система формирования спроса и предложения на финансовые активы (денежные средства, ценные бумаги).
Принято выделять несколько основных видов финансовых рынков.
Существуют региональные, национальные и мировые рынки. Примером функционирования мирового фондового рынка являются рынок еврооблигаций, рынок ADR (американских депозитарных расписок).
На сегодня финансовый рынок стал глобальным и характеризуется:
использованием многообразных финансовых инструментов;
высокой скоростью осуществления финансовых операций и колоссальным ростом оборотов.
Вопрос участия государства на финансовом рынке и определения границ этого участия является дискуссионным. Существуют две противоположные точки зрения на данную проблему: первая заключается в том, что участие государства должно ограничиваться лишь созданием рамочных законов и правил, вторая – в том, что деятельность государства должна быть активной на финансовом рынке, чтобы избежать или минимизировать возможные отрицательные для экономики последствия его функционирования. Очевидно, что границы государственного регулирования прямо зависят от степени развития рынка: в условиях становления финансового рынка позиция государства, скорее всего, должна быть более активной, чем в условиях сложившегося развитого финансового рынка. Зарубежный опыт показывает, что требования, выдвигаемые самими участниками рынка, которые заинтересованы в поддержании общих правил и недопущении недобросовестных участников на рынок, могут быть даже более жесткими, чем государственные ограничения.
Основные задачи государственного регулирования финансового рынка состоят в защите прав инвесторов или клиентов организаций, оказывающих финансовые услуги, а также в недопущении кризисных явлений на финансовом рынке, в силу его системообразующего значения для экономики в целом. Кризисные явления на финансовом рынке, как правило, являются следствием экономических кризисов перепроизводства (или стагнации), но могут быть следствием неэффективной государственной финансовой политики, действием отдельных лиц, «импорта» финансовых кризисов других государств, интегрированных в мировой финансовый рынок. Любая дестабилизация финансового рынка, с которым связаны практически все хозяйствующие субъекты, государство, население, может привести к общей социально-экономической нестабильности.
Главным недостатком первых шагов формирования финансового рынка в России было отсутствие или недостаточность правового регулирования, отсутствие четкого определения и разграничения функций органов государственного регулирования и надзора за деятельностью на финансовом рынке. В качестве недостатка государственного регулирования финансового рынка в Российской Федерации называют также отсутствие стабильности налогового законодательства, предсказуемости политики государства на финансовом рынке.
Следует отметить, что государственное регулирование финансового рынка возможно административными методами (лицензирование или отзыв лицензии, квотирование участия тех или иных лиц на рынке, установление нормативов деятельности организаций, представляющих финансовые услуги и др.), а также финансовыми, к числу которых относится налоговое регулирование, непосредственное участие государства на финансовом рынке, в первую очередь путем выпуска государственных ценных бумаг.
Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора принимают участие в административном регулировании отдельных участников финансового рынка. С 2004 года органом, регулирующим деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и их управляющих компаний, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также акционерных инвестиционных фондов, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Федеральным органом власти, регулирующим процесс инвестирования средств, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии является Министерство финансов Российской Федерации.
Государственное участие в операциях на финансовом рынке связано с функционированием отдельных сегментов рынка по принципу «сообщающихся сосудов»: повышение доходности в одном сегменте влечет за собой перелив денежных средств с других сегментов именно в данный сегмент. Таким образом, государство, выпуская высоколиквидные ценные бумаги «оттягивает» часть свободных денежных средств с валютного рынка на рынок ценных бумаг. Государственное участие в операциях на финансовом рынке заключается в покупке или продаже Центральным банком иностранной (или национальной) валюты, в кредитовании Центральным банком коммерческих банков, в размещении государственных ценных бумаг.
1.2. Основные сегменты финансовых рынков, как основа перераспределения
Рынок займов. Одна из основных составляющих финансового рынка РФ - рынок займов. В условиях высокой стоимости кредитов, предоставляемых отечественными банками, важную долю своей потребности в финансовых ресурсах российские предприятия удовлетворяют за счет предоставления коммерческих кредитов и займов друг другу непосредственно, минуя финансовых посредников.
Основу нормативного регулирования рынка займов РФ представляет Гражданский кодекс РФ. Ст. 807 ГК РФ гласит: «По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей».
Таким образом, предметом договора займа могут быть либо денежные средства, либо вещи, определенные родовыми признаками, т.е. вещи, не имеющие конкретных, индивидуальных, присущих только им черт. Они не отличаются от других однородных вещей и юридически заменимы.
Помимо индивидуально определенных вещей ограничение касается и имущества, ограниченного в обороте. Нельзя давать в заем имущество, которое вправе принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота или требует лицензии, если у заемщика лицензии нет.
По договору займа предмет передается заемщику в собственность, т.е. возвращаются лишь аналогичные вещи того же рода и качества, первоначально полученная вещь остается у заемщика. Передать деньги или вещи в заем может любое юридическое и физическое лицо за небольшим исключением.
Не могут выступать в роли заимодавцев полностью финансируемые собственником учреждения, поскольку имеющееся у них право оперативного управления подобные правомочия по распоряжению имущества собственника не включает. Казенные предприятия заимодавцами могут быть, но только при наличии на то согласия их собственника. Индивидуальные предприниматели и граждане могут заключать договоры займа как в бытовой, так и в предпринимательских областях, как платно, так и бесплатно.
Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется в месте жительства заимодавца, а если заимодавец юридическое лицо, - в месте его нахождения, ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.
Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное. Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. В случае, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.