Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:26, реферат
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода
бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1998
г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия,
получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного
дефицита бюджетных ресурсов.
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики
предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития,
постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36
Реферат на тему:
«ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»
ПЛАН
Введение
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики
и механизм ее реализации
Проведение финансовой политики
в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Введение
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода
бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1998
г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия,
получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного
дефицита бюджетных ресурсов.
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому,
что ее относительная
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики
от экономики оборачивается
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики
предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития,
постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые
на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и
обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных
средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов
внутрихозяйственного
платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во
внебюджетные или
финансовых операций происходит движение денежных средств.
Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства,
которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.
Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают
финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в
основе финансовых операций отношения между различными участниками
общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти
отношения - производственные (экономические), поскольку возникают
непосредственно в общественном производстве.
Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех
стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех
сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения,
характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в
обобщённом абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы,
выражая реально существующие в обществе отношения, выступают в качестве
экономической категории.
Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической
категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.
Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги
являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может
быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная
существованием первых.
Появление финансовых отношений всегда даёт о себе знать реальным движением
денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и
потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не
являются местом возникновения финансов.
Реальное движение денежных средств происходит на второй (области
возникновения и функционирования финансов) и третьей стадиях
воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер
движения стоимости (в её денежной форме) на этих стадиях различен, что не
позволяет отнести третью стадию к сфере функционирования.
Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный
характер финансовых отношений.
Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы
первичного распределения
стоимости общественного
стоимость распадается на составляющие её элементы и, происходит образование
различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от
реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование,
амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и
отражает процесс
каждой её части. Дальнейшее
перераспределение стоимости
хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата
налогов гражданами страны и т.д.) и конкретизация целевого её использования
(направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов
экономического стимулирования за счёт разных источников и др.) тоже
происходит на основе финансов.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно
сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму
финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и
государства за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений,
а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование
работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.
Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда
создаётся новая стоимость и, осуществляется перенос старой. Но реальное
формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения,
когда стоимость реализована
и в составе выручки
экономические формы реализованной стоимости.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные
фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их
использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы
денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма
использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями
расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по
сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязывать удовлетворение
любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает
концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного
производства; даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и
личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других
распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда
связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму
финансовых ресурсов. Это признак является общим для финансовых отношений
любых общественно-экономических формаций, где бы они ни функционировали. При
этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые
ресурсы, менялись в зависимости от изменений социальной природы общества.
Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт
этой категории позволяет дать следующее определение. Финансы - это денежные
отношения, возникающие в
процессе распределения и
валового общественного продукта и части национального богатства в связи с
формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и
государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное
стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей
общества.
Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому
базису; их обусловленность стоимостным распределением подчёркивает
исторически преходящий характер финансов.
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется
прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию
реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта
хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме
денежных фондов специального целевого назначения.
Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость
валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть
национального богатства (принявшая денежную форму).
Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и
физические лица (государство, предприятия, объединения, организации,
учреждения, граждане), являющиеся
участниками
в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.
С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах
общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и
потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни
управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому
распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды
распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое,