Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода
бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1998
г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия,
получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного
дефицита бюджетных ресурсов.
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики
предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития,
постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Содержание работы

Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 85.02 Кб (Скачать файл)

также НДС.

Исходя из описанной системы  налогообложения представляется возможным выделить

такие главные принципы фискальной политики:

а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности  разных

физических и юридических  лиц неодинаковы, для них должны быть установлены

дифференцированные налоговые  ставки, поэтому налог с дохода должен быть

прогрессивным.

б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе  цена товара,

доходящего до потребителя  будет неоправданно завышена, что  сделает его

неконкурентноспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит

предпринимателя стимулов к  проявлению деловой активности. Здесь  примечательна

замена налога с оборота  подоходным налогом, в результате чего производитель

платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от

продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского

законодательства, что подчас приводит к облаганию товара налогом несколько

раз подряд на каждом этапе  его производства.

в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа. Система  штрафов и

санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная  уплата налогов

были менее выгодными , чем своевременное и честное выполнение обязательств

перед налоговыми органами.

г) Процедура выплаты налогов  должна быть простой, понятной и удобной  для

налогоплательщиков и  экономичной для учреждений, собирающих налоги.

д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся

общественно-политическим потребностям.

е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение

создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана

отвечать основным принципам  построения налоговой системы российского

государства и регулировать экономические взаимоотношения  внутри федерации.

Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие

функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая

функция налогов;

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между

доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними,

недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное,

отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая

функция).

Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что

большинство граждан считают, что они платят слишком высокие  налоги, тогда как

другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство  расходует

недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и

чересчур много отдает другим.

В связи с этим интересен  принцип взимания налогов в зависимости  от

способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного

налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально

большая часть его изымается  в виде налога. Принцип же пропорционального

налогообложения предусматривает  одинаковую долю налога в доходах, независимо

от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере

возрастания налоговой базы (дохода).

Анализируя налоги как  средство государственного управления деловой

активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:

— установление и изменение  системы налогообложения;

— определение налоговых  ставок, их дифференциация;

— предоставление налоговых  льгот — освобождение от налогов  части прибылей и

капитала с условиями  их целевого использования в соответствии с задачами

общей экономической политики правительства.

Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так,

глобальное понижение  налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению

стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса,

занятости,  и оживлению  хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов —

обычный способ борьбы с  повышенной деловой активностью.

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать  или

уменьшить дополнительные стимулы  для капиталовложений, а маневрируя уровнем

косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены

товаров и услуг.

Избрав либеральную или  протекционистскую внешнеторговую политику, государство

изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные

уступки, либо ужесточение  условий национального экспорта. Таможенные пошлины

— вид косвенных налогов, повышение которых ведет к  удорожанию импорта, а

вслед за этим и отечественных  товаров, к снижению внешнеторгового  оборота.

Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции  на

внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на

использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков.

Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением

в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок

налогов, существует еще  один недостаток: возражение против временного

снижения налогов для  борьбы со спадом проистекает из того политического

факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги

после преодоления спада.

Хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея

возможность применять все  элементы финансовой политики, обладает мощнейшим

инструментом, позволяющим  весьма эффективно бороться с любыми трудностями,

которые бы не постигли российскую экономику. Важно лишь со знанием дела

использовать имеющиеся  средства, последовательно и правильно  продвигаться по

пути укрепления экономики  и возрождения России.

    

Проведение  финансовой политики в России

 

                 

1. Сущность государственного  бюджета

                 

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,

организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные

отношения характеризуются  большим многообразием, поскольку  опосредуют разные

направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами

общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями

страны) и охватывают все  уровни хозяйствования (федеральный, республиканский,

местный).

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного

фонда страны составляет понятие  государственного бюджета. По экономической

сущности государственный  бюджет - это денежные отношения, возникающие  у

государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения

национального дохода (частично и национального богатства) в  связи с

образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на

финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд

обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство  имеет

возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках

экономического и социального  развития.

Проявление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента

распределения и контроля возможно только в процессе человеческой

деятельности, что находит  своё отражение в создаваемом государством бюджетном

механизме. Последний является реальным воплощением бюджетной политики,

отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических

и социальных задач. При правильном построении бюджетного механизма он может

реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-

технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-

технической базы общественного  производства.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия  на

развитие экономики и  социальной сферы. При переходе к  рыночной экономике

государственный бюджет не может и не должен утратить своей  роли; произойдёт

лишь изменение методов  бюджетного воздействия на общественное производство.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых

экономических форм - доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы

перераспределения стоимости  общественного продукта,, концентрируемой в руках

государства. Доходы и расходы  бюджета - это объективно обусловленные

категории, каждая из которых  имеет специфичное общественное значение; доходы

служат финансовой базой  деятельности государства, расходы - удовлетворению

общегосударственных потребностей.

Государственный бюджет —  это годовой план государсвенных расходов и

источников их финансового  покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается парламентом  Российской Федерации. По завершении финансового  года

полномочные представители  исполнительной власти отчитываются о своей

деятельности по мобилизации  доходов и осуществлению расходов в соответствии с

принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского  бюджета в соответствии с федеральным  законом “О

составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации”, введенном

в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим образом:

I          Доходы бюджета

II         Расходы бюджета

II.1      Функциональная  структура расходов

II.2      Ведомственная  структура расходов

II.3      Экономическая  структура расходов

III        Финансирование  бюджета

IV        Государственный  долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению  с прошедшим годом в

1998 составят соответственно (в млрд. рублей):

    

 

1998 год

1999 год

 
 

Исполнение бюджета

в %% к общей сумме расходов

 

Проект

в %% к общей сумме расходов

 

Доходы

124.5

64.0

 

134.3

65.1

 

Расходы

194.5

100.0

 

206.3

100.0

 

Дефицит бюджета

70.0

36.0

 

72.0

34.9

 
               

Информация о работе Финансы и финансовая политика